|
Когда появляются «боги»Автор статьи: Афанасьева Мария Александровна
В этой статье мы с вами обсудим одну очень интересную тему. Ее не раз поднимали в литературе самых разных направлений, особенно активно – в период Ренессанса… Мы же рассмотрим ее с психологической точки зрения в контексте современности. Итак, «Я – бог» как человеческое заблуждение. То есть как ограничивающее убеждение. Мы не раз уже писали о разного рода явлениях, которые ограничивают нашу свободу «жить, как хочется» именно нам и предписывают вместо этого жить… как-то иначе. Мы говорили о детских решениях, о специфических родовых сценариях и пр. Детские решения – это те убеждения, которые были приняты в детстве. Вообще мы много раз в течение жизни в чем-то убеждаемся и разубеждаемся, это процесс совершенно естественный. Многие из убеждений определяют модели поведения и включены в состав родовых сценариев. По большей части, убеждения, приобретаемые человеком в процессе его личностного формирования, для него полезны и важны, но есть и такие, которые, естественно, опираясь на какие-то ценностные компоненты, имея позитивные для данного человека намерения, все-таки его жизнь ограничивают, ограничивают приобретение необходимого опыта, направление развития, характер создаваемых отношений и многое, многое другое. Основное, самое существенное различие между убеждениями поддерживающими и ограничивающими заключается в том, что ограничивающие убеждения снимают с человека ответственность за то, что с ним происходит или может произойти (в широком смысле слова), а поддерживающие – отдают ему эту ответственность (точнее, не отдают, а утверждают, что она именно на человеке изначально и лежит). Сравним, например, убеждения «Некоторым всегда везет, потому что судьба к ним благоволит, а другие просто от рождения неудачники» и «Счастлив человек или нет, зависит только от него самого». Если человек придерживается первого убеждения, то в его картине мира присутствует некая фатальная предопределенность: в мире все устроено так, что некоторым везет, а некоторым нет, ну, и, собственно, все: никуда уже от этого не денешься. Понятно, что это так только в его картине мира, которая существует только в его голове, однако человек живет, пользуясь именно этими ориентирами. И следствия предугадать не сложно. Скорее всего, если у него когда-то что-то не получилось с первого раза, как ему хотелось, он записал себя в «неудачники» и не стремится этого изменить. А надо бы. С другой стороны, человек, убежденный в собственной ответственности за свое благосостояние, проявляет другую жизненную позицию, гораздо более активную, и с большой вероятностью успешен. И конечно, важно, какие еще убеждения есть в «системе» того или иного человека – потому что ни одно убеждение не функционирует изолированно, все они находятся в неких отношениях с другими. И вот давайте рассмотрим убеждение типа «Я бог, и поэтому…» или «Я в этом мире самый главный, и поэтому…» Как вы понимаете, после «поэтому» можно дописать ну очень много всего, потому что следствий у такого, с позволения сказать, убеждения, предостаточно, одно краше другого, как говорится. Казалось бы – абсурд! Но нет же, действительно, встречается, и имеет всю силу убеждения, вызывает состояние абсолютной, «железобетонной» уверенности в сказанном и влияет на огромное число контекстов. Это убеждение функционирует на высоком логическом уровне Идентичности, а следовательно, распространяется: на уровень способностей (человек испытывает парадоксальную уверенность, что может все, и соответственно, для него нестерпимы ситуации, когда что-то может не получиться, или получиться не так, как задумано, а значит, он их избегает, а значит, избегает и обучения, развития); на уровень поведения и на уровень окружения (как такой человек подает себя, смотрит на окружающих и др.). Формируется эта убежденность, понятное дело, в детстве. Есть мнение, что до трех лет ребенок считает, что мир вращается вокруг него, и родители, и другие взрослые, должны поддерживать в нем эту веру, а вот после трех лет уже происходит «центробежное» расширение преставления о мире и собственно децентрация. И понятно, что для этого нужны определенные условия – которые, как показывает практика, есть не у всех. Помните, мы писали об «уходе в ребенка»? Такое поведение матери очень способствует формированию у ребенка подобного убеждения. Кроме того, если ребенку постоянно показывать, что он «во всем виноват»: в том, что мама и папа поссорились, в том, что сестра куда-то не успела, а у бабушки подскочило давление, и она плохо себя чувствует, – это также укрепляет в нем веру, что «все вообще из-за него», то есть не только плохое, но и хорошее. И понятно, что человеку с такой установкой живется нелегко, а окружающим бывает трудно взаимодействовать с ним самим. Еще бы. Ведь такой человек исподволь транслирует всем и каждому: я главнее, в твоей жизни, как и во всем мире, все зависит от меня, а если меня не станет, ты тоже исчезнешь вместе со всем миром. Помнится, герой Л.Н.Толстого Николенька Иртеньев как-то увлекся философским учением, суть которого сводилась к тому, что «мир существует постольку, поскольку существую я» и экспериментировал: зажмурившись, воображал, что в этот момент все в мире исчезает, а появляется лишь тогда, когда он открывает глаза и воспринимает действительность. И конечно, если встречаются двое со сходным убеждением, то начинается такое… Такое… Прямо «битва титанов» какая-то, или античный эпос в действии. А если при этом их связывают дружеские или семейные отношения? Конечно, побеждает дружба и побеждает любовь, но сколько сил тратится на борьбу «подводных течений», то есть действующих убеждений, а скорее – на нейтрализацию последствий этой борьбы. Впрочем, в какой бы сфере и с кем бы ни происходила подобная борьба, имеет смысл задуматься: а так ли она привлекательна, как кажется на первый взгляд, и как бы изменилась жизнь, если бы всю энергию, которая уходит на подобного рода «излишества», направить на достижение своих истинных целей, в творение чего-то своего, выполнение важных жизненных задач. Отметим, кстати, что «Я бог» и «Я самый главный» – убеждения сходные, но не тождественные друг другу, и при некоторой похожести имеют различные проявления. Так, например, зачастую «бог» полуосознанно или неосознанно вообще стремится занять позицию отстраненного наблюдателя: мол, ему как-то не к лицу участвовать в мирских делах, а вот «главный» активно включается в ситуацию и старается занять главенствующее положение, начать всеми руководить. Причем ясно, что первый отстраняется и от своих собственных дел, а второй хватается даже за те дела, которые ему и не нужны, и положение это, хоть и выглядит по-разному, является проигрышным для обоих. В начале статьи мы писали, что основное различие убеждений поддерживающих и ограничивающих заключается в том, кому, исходя из данного убеждения, принадлежит ответственность за жизнь человека: ему самому или кому-то еще. И вот казалось бы: «Я бог», «Я самый главный» – куда уж больше ответственности-то? И тут важно учесть два момента: во-первых, и в-самых-главных, и одно, и другое утверждение в том широком контексте, в котором они обычно применяются, ложны. Да-да – совершенная ложь ну никак не может быть поддерживающей. Что, правда бог, тот самый, который создал и небо, и землю, и т.д.? Или еще какой? Что, правда, самый главный? Самый-самый? И нет никого «главнее»? Конечно, с этого ракурса сразу становится очевидно, что ни первое, ни второе убеждение критики не выдерживают, даже самой легкой. А во-вторых, и, опять-таки, в-самых-главных, важно, необходимо, прямо-таки жизненно необходимо учесть, что подобные убеждения, помимо того, что крайне неудобны в мелочах, еще и блокируют человеку уровень духовности. Перекрывают путь к собственной миссии, предназначению. Потому что миссия – это то, что дается свыше, а если человек считает, что «выше» и нет никого и ничего, он просто не может быть в контакте со своим жизненным предназначением, индивидуальным смыслом. И тут надо понимать, что естественно, при любых условиях, как бы там ни складывалась наша жизнь в детстве-отрочестве-юности и далее, наша миссия остается нашей. Всегда. И наше предназначение не может перейти к третьему лицу по одной простой причине: оно наше, и предназначено именно и только нам. Это – наша ответственность, и эта ответственность наша, наиважнейшая. Вопрос лишь в том, идем мы своим путем или нет, живем ли своей жизнью в этот самый момент или нет. И если человек задает себе этот вопрос, значит, он способен уже прямо сейчас услышать себя, сориентироваться на свой истинный смысл и испытать ту радость и силу, которые предназначены для него. На его пути. Алексей и Мария Афанасьевы, г. Краснодар
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|