Нарциссизм – Зависть Богов

Нарциссизм  Зависть Богов

Нарцисс и Эхо

 

Несмотря на античное происхождение термина и его различное толкование в истории, только в XX веке термин "нарцисс" и производный от него "нарциссизм" стал употребляться все более часто и ассоциироваться с проблемами психического здоровья, психоанализа и психиатрии.

О происхождении этого цветка существует древнегреческая легенда о прекрасном Нарциссе. У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".

Нарциссическое личностное расстройство было включено в качестве диагностической единицы впервые в DSM-III (1980), хотя и до этого концептуализация нарциссизма имела содержательную историю, начиная от Фрейда (1914).

В истории становления понятия нарциссизм, к сожалению, обычно упускается наблюдение Джонса (1913). Джонс написал книгу, озаглавленную "Комплекс Бога". В этой книге анализировались пациенты, проявляющие сверхграндиозность, отсутствие эмоционального сопереживания, высокомерие. Они переоценивали свои способности, обнаруживали фантазии всевластия. В состоянии декомпенсации обычно высказывали бредовые идеи о своей богоподобности.

В попытках объяснить феномен нарциссизма клиницисты обращаются к причинам и механизмам формирования нарциссической личности. Наибольшее распространение на сегодняшний день получили следующие идеи.

  • Нарциссическая травма. В анамнезе у нарциссических клиентов часто можно обнаружить ранние нарушения близких отношений со значимыми взрослыми или эмоциональное отвержение с их стороны. Личности, имеющие серьезные нарциссические нарушения, не получали достаточной родительской заботы в те периоды, когда они нуждались в поддержке и уходе. Сильнейшая боль, которую испытала нарциссическая личность при отвержении ее истинного self, ведет к использованию защиты в виде отсечения болезненных чувств и эмоций.
  • Нарциссическое расширение. Если окружение ребенка дает ему понять, что он важен не сам по себе, а из-за выполнения определенной функции, или требует, чтобы он был другим, чем есть в реальности, то настоящие чувства  и желания ребенка подавляются из-за страха отвержения. Такой ребенок получает метапослание: «Будь тем, кем я хочу тебя видеть, и я буду тебя любить». Вследствие этого развивается фальшивое компенсаторное self, или «ложное Я» (Д. Винникот), защита которого требует огромных усилий. Важно отметить, что в отношении всех родителей к детям присутствуют как желание реализовать собственный нарциссический проект, так и любовь, понимание, эмпатия. В случае преобладания нарциссического компонента главной задачей ребенка становится выполнение определенных функций и соответствие ожиданиям родителей.
  • Вторичная нарциссическая травма возникает в тех случаях, когда личность вынуждена противостоять жизненным обстоятельствам, ведущим к разрушению идентичности и потере самоуважения.

Особенности самоощущений и представлений о себе у людей с нарциссическим диагнозом заключаются в ощущениях пустоты, фальши, стыда, зависти или в полярных переживаниях – самодостаточности, тщеславии, превосходстве. О.Кернберг описывает эти полярности как  противоположные состояния в восприятии собственного Я -  грандиозное либо ничтожное.

Многие преуспевающие нарциссические личности могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Однако общим в описании феноменологии нарциссически организованных личностей является патологичность их Я-концепции, проявляющаяся в самообесценивании, слабости и ничтожности. В клинической литературе подчеркиваются стыд, зависть и разочарование в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности.

Субъективный опыт нарциссических личностей пропитан чувством стыда. Стыд – это чувство, что со стороны тебя видят плохим или ничтожным (наблюдатель в этом случае находится вне собственного Я).  Чувствительность к стыду и унижению, проявляющаяся в любой затруднительной ситуации, является свидетельством непринятия собственного self. Нарцисс предъявляет к себе очень высокие требования и не допускает никаких человеческих слабостей и ошибок. Большинство теоретиков считают наиболее характерным для нарциссов не столько сам стыд, сколько страх почувствовать стыд, ведущий к вытеснению последнего. Поэтому осознание нарциссическим клиентом своего стыда является первым терапевтическим шагом в осознании истинного self.

Неосознаваемая зависть нередко лежит в основании другого широко известного качества нарциссических личностей – склонности осуждать самого себя и других. Если человек ощущает дефицит чего-либо и ему кажется, что у другого все это есть, он может попытаться разрушить то, что имеет другой, выражая сожаление, презрение или путем критики. Однако, с другой стороны, зависть может являться чувством, обладающим большим ресурсом. Осознание нарциссом собственной зависти способно высвободить заблокированную энергию и позволяет преодолеть астению. Кроме того, зависть лежит в основе осознаваемой или неосознаваемой конкуренции, характерной для нарциссов.

Разочарование – еще одна эмоция, характерная для нарциссической организации личности. Нарцисс старается избегать разочарования, т.е. не очаровываться и не привязываться. Эта особенность является следствием раннего эмоционального разрыва, приводящая к формированию механизма опережающего отвержения. Такая защита возникает вследствие  восприятия  любых близких отношений как потенциально травматичных. Поэтому нарциссические личности склонны разрывать отношения с другими людьми до установления опасной близости.

У нарциссической личности целостная, но патологическая Я-концепция, несущая в себе черты величия. Недостаточная интеграция концепций значимых других, выявляющаяся  при описании референтных людей и отношений с ними, свидетельствует о диффузной идентичности и преобладании у нарциссической личности примитивных защит, прежде всего – идеализации и обесценивания (О.Кернберг). 

Нарциссически организованные люди могут использовать достаточно широкий диапазон психологических защит. Всякая угроза фальшивому Я вызывает такую реакцию, будто это угроза настоящему Я. Состояние тревоги ведет к актуализации защитных механизмов личности, как примитивных (отрицание, интроекция, проекция), так и вторичных (расщепление, отыгрывание и др.). В этих отчаянных попытках спасти фальшивое Я нарцисс чувствует себя так, будто существует угроза всему его существованию. Ряд теоретиков подчеркивает особое значение идеализации и обесценивания в нарциссической организации личности (Х.Кохут, Н.Мак-Вильямс). Эти защиты комплементарны:  при идеализировании собственного Я значение и роль других людей обесценивается, и наоборот.

Родственной защитной позицией, в которую становятся нарциссически организованные личности, считается перфекционизм (Н.Мак-Вильямс). Они ставят сами перед собой нереалистичные идеалы. В случае, если цель достигнута, нарцисс уважает себя за это (грандиозный исход); в случае провала чувствует себя просто непоправимо дефективными, а не человеком с присущими ему слабостями (депрессивный исход). Требование совершенства выражается в постоянной критике самого себя или других (в зависимости от того, проецируется ли обесцененное «Я»), а также в неспособности получать удовольствие при всей двойственности человеческого существования.

О.Кернберг описывает типичные для нарцисса состояния как полярности: грандиозное (все хорошо) или, наоборот, истощенное (все плохо) восприятие собственного «Я». Данные полярности являются единственными возможностями организации внутреннего опыта для нарциссических личностей. Ощущение, что они являются «достаточно хорошими», не входит в число их внутренних конструктов. В результате перфекционизма нарциссические личности избегают чувств и действий, которые могут привести к осознанию личной несостоятельности либо реальной зависимости от других.

Фрейд выделял два вида нарциссизма:

1) первичный нарциссизм в раннем периоде жизни, с поглощенностью в себя;

2) вторичный, более поздний нарциссизм, как идеал ego, включающий аспирации, стремление к известности и славе.

В 30-тые годы XX века использовался термин "фаллический нарциссизм" в контексте его концепции о "панцире характера" (charaсter armor) как стратегии сопротивления. Фаллические нарциссисты используют, согласно этому представлению, агрессию в качестве самозащиты, демонстрируя самоуверенность, надменность, высокомерие.

Кернберг рассматривал НЛР как производное пограничной личностной организации, подчеркивая присутствие примитивных защитных механизмов с сохранением высокого уровня функционирования ego.

Кернберг видит в НЛР патологический процесс, с выраженным психическим голодом или "оральной яростью". Корни патологии находятся в детстве и являются результатом родительского безразличия или издевательски недоброжелательного воспитания. Кернберг полагает, что в таких ситуациях талант ребенка и позитивные влияния других средовых компонентов могут позволить ребенку частично избавиться от негативных родительских воздействий. В результате "особенность" и чувство грандиозности становятся отщепленным Selfом, демонстрируемым окружающему миру. Реальный Self характеризуют чувства зависти, страха и депривации.

Кохут, в отличие от Кернберга, считает нарциссизм не патологическим процессом или болезненным отклонением, а задержкой в развитии. Зерна НЛР закладываются в тех случаях, когда лица, осуществляющие заботу, не оценивают правильно реакции ребенка, не способны понять его. Такая эмпатическая несостоятельность родителей приводит к тому, что у ребенка формируется их идеализированный образ. Идеализация не имеет границ и оторвана от реальности. Возможно возникновение "нарциссического расширения" (narсissistic extension) со стремлением, опираясь на социальное положение родителей, сохранить самооценку, заимствуя что-то из родительской жизни. Родители, которые чересчур "вкладываются" для создания у детей такого расширения, воспитывают у них чувство, что любовь это плата за ролевое поведение.

Диагностические критерии нарцисстического личностного расстройства, согласно DSM-IV (1994), включают всепроникающий паттерн грандиозности и отсутствие эмпатии. Расстройство может диагностироваться при установлении пяти или более признаков, среди которых выделяются: 1) грандиозное чувство самозначимости; 2) захваченность фантазиями неограниченного успеха, власти; 3) вера в собственную уникальность, которую могут оценить только особо одаренные люди; 4) потребность в восхищении; 5) чувство привилегированности; 6) эксплуатативность в межличностных отношениях; 7) отсутствие эмпатии; 8) зависть к достижениям других; 9) вызывающее, наглое поведение.

Психоаналитики называют нарцисстическими тех лиц, личности которых организованы вокруг сохранения их завышенной положительной самооценки за счет получения постоянного подкрепления извне. Известно, что самооценка каждого человека зависит от одобрения или неодобрения авторитетными значимыми людьми. Тем не менее, у некоторых людей зависимость от внешних "подкреплений" выражена до такой степени, что другие факторы при этом не учитываются и сверхзанятость свои имиджем в глазах других выходит за пределы обычных реакций на похвалу и критику.

Фрейд считал, что "первичный нарциссизм" является нормальной стадией развития, в которой младенец блаженно фиксирован исключительно на самом себе. Первичный нарциссизм, согласно Фрейду, – предтеча объектных отношений. Способность "инвестировать" либидо в других людях появляется в процессе дальнейшего развития ребенка.

Фрейд объяснял механизм ряда психических расстройств вторичным нарциссизмом, при котором либидо регрессивно "отходит" от внешнего мира и повторно интроецируется в себя, в собственный Self. Такую динамику Фрейд считал характерной для паранойи, шизофрении, а также в определенной степени для ипохондрических состояний.

Вторичный нарциссизм выражается в патологическом эгоцентризме, отсутствии способности устанавливать продуктивные обоюдные контакты, признавать за другими людьми право на самостоятельные (противоречащие интенциям нарцисстического субъекта) устремления и право на осуществление собственных целей. Окружающие люди представляют для таких личностей интерес только как объекты для манипуляции, "инструменты" для достижения собственных нарцисстических планов.

Кернберг считает, что существует первичный детский нарциссизм. Уже при рождении ребенок чувствует, что он нарцисстичен. Кохут рассматривает это явление как нормальное, не носящее нарцисстического характера.

Многие авторы акцентуируют основное внимание на деструктивности нарциссизма. Нарциссический человек всегда болезненно завистлив, не переносит успеха других людей, ненавидит их, старается причинить им вред вплоть до разрушения. Он признает существование одного лишь собственного Self, считая отношения взаимности, любви и дружбы непозволительными.

"Умеренная доза" гносеологического нарциссизма, выражающегося в убежденности в правоте своих идей, характеризует человека с ассертивными (уверенными) творческими подходами.

Кохут считал формирование здорового нарциссизма необходимым компонентом здорового развития ребенка. Здоровый нарциссизм, согласно автору, не является признаком незрелости или тем более психического заболевания, наоборот, он создает предпосылки для адекватных Self-объектных отношений в процессе дальнейшего развития.

Для воспитания психологически здоровой личности необходимо то, что Кохут называет "оптимальной фрустрацией": "Если ребенок избалован (не оптимально фрустрирован), он сохраняет необычное количество нарциссизма или всевластия; в то же время, вследствие отсутствия действительных навыков, чувствует себя приниженным. Подобно этому чрезмерно фрустрирующие переживания ведут к сохранению всевластных фантазий". Эффективность решения задачи обеспечивается участием обоих родителей. Например, отец фрустрирует у ребенка чувство исключительного обладания матерью и, в то же время, помогает ребенку превратить его грандиозность в состояние "биполярного Self'а". Два полюса биполярного Self'а представляют собой:

a) идеалы, к которым стремимся и

б) чувство реальных возможностей для их достижения, которое противопоставляется чувству всевластного контроля.

Психодинамика нарциссизма связана с чувством защищенности, которое создает у ребенка "основу безопасности", особенно важную в неблагополучных или опасных ситуациях. Лица, заботящиеся о ребенке, и, прежде всего, мать обеспечивают формирование такой основы уже в раннем периоде жизни.

Нарциссически организованные личности характеризуются высокими социальными достижениями, достаточно успешны в профессиональной деятельности, но из-за излишней требовательности и постоянной зависимости от внешних источников подтверждения способны лишь к временному ощущению удовлетворения, носящего интеллектуальный характер. Они не способны получать настоящее удовлетворение от успеха, вследствие чего очень понятна характерная для них постоянная потребность в достижении. Таким образом, в прохождении нарциссической личностью цикла опыта (удовлетворения потребности в гештальт-терапии) существуют срывы, связанные как с нечувствительностью к собственным желаниям и потребностям (первая фаза), так и неспособностью ассимилировать полученный опыт (последняя фаза), которые не позволяют получать радость и удовольствие от контакта со средой.

Психотерапевтическая помощь нарциссическим личностям.

Несмотря на множество стратегических подходов к терапии нарциссических клиентов, можно выделить некоторые общие терапевтические тактики и принципы. Альянс с нарциссическим клиентом всегда является очень хрупким, поскольку терапия всегда продуцирует ситуацию, когда снижается его и без того непрочное самоуважение. При работе с нарциссически организованным клиентом терапевту очень важно демонстрировать, что он – обычный человек, и у него тоже могут быть ошибки, но при этом он не мучится угрызениями совести.

Гештальт-терапия избегает диагнозов и ярлыков, используя понятие «контакта здесь-и-теперь» и обозначая, что при взаимодействии с терапевтом клиент организовывает контакт нарциссическим способом. Наиболее перспективной и эффективной линией работы с нарциссически организованными личностями, с точки зрения гештальт-терапии, является вынесение тенденций к обесцениванию или идеализации на границу контакта. Это значит, что неосознаваемые клиентом защитные механизмы необходимо сделать прозрачными через обсуждение проявлений защит «здесь-и-теперь» в контакте с терапевтом. Однако преждевременная и неосторожная реализация данной терапевтической стратегии может привести скорее к разрыву контакта, чем к изменению клиента. Из-за отсутствия у нарциссической личности опыта прочных и длительных отношений близости стремительное приближение способно напугать ее и привести к использованию привычной реакции бегства («опережающего отвержения»). Кроме того, нарциссы обычно неспособны к вербализации своих чувств (алекситимия), и поэтому в начале терапии более адекватной является работа с внутренней феноменологией, а не с переносом. Нарциссические личности стремятся избегать изучения своих собственных драйвов, чувств и желаний, так как они могут бояться их силы. Терапевту необходимо быть терпеливым в возвращении клиента к его переживаниям, особенно болезненным, иногда выполняя роль фасилитатора в обучении осознанию и называнию чувств.

Главные задачи при терапии нарциссического клиента будут состоять в: 1) устранении разрывов в контакте с действительностью; 2) сопровождение на пути познания болезненных, но реальных граней self; 3) забота и поддержка в обнаружении и развитии истинного self.

 



Просмотров: 663
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Юнгианская типология личности. Функция "Чувство"
  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Нарциссизм сквозь призму психозов ( по работе Фрейда "Введение в Нарцизм", 1914)
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • "Без страданий нет любви..." Или истории о мазохистической личности
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "А если Я - Творец?!" (конфликт творческой личности в искусстве)
  • Ценность символа "Дом" для личности и терапии
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь