Основная проблема лечения психосоматических болезней является наиболее значимой из фундаментальных научных проблем. По рейтингу она стоит на одном уровне с проблемами происхождения мира, человека, поиском смысла человеческого существования, то есть – это самая общая и важная проблема научных исследований в области медицины, биологии, философии и психологии в частности.
Поскольку исследование этой проблемы относится к области междисциплинарных - столь высоки трудности при ее изучении, ее сложность и значимость. Психосоматическая проблема, как проблема соотношения души и тела, сомы и психики – это проблема медицины, физиологии, этологии (науки наблюдения и описания различных феноменов поведения), культурологи. В различных исторических периодах, в условиях разных культур традиций отношение к соотношению души и тела различно; характер заболеваний, которые описаны сегодня, теснейшим образом связан с культурой того или иного региона.
Например, реакция боли наиболее витально значимая - в поведенческом плане различна, имеет различный психологический профиль: представители северных народов способны длительно и терпеливо переносить сильную боль (долго не выражая ее в поведении), а южане (например, итальянцы) плохо переносят даже малое болевое воздействие и ярко выражают поведенческие реакции на боль. На Востоке, в Японии - странах устоявшейся культурной традиции - наименьшее количество сердечно-сосудистых заболеваний, т.к. в традициях этих культур содержится ряд ритуалов, которые позволяют снять, купировать эмоциональное напряжение, а, значит, и купировать сердечно-сосудистые заболеваний. А на Западе количество сердечно-сосудистых заболеваний в XX веке неуклонно растет - это следствие образа жизни в обществе, нацеленном на успех, достижение, соревнование, высокий темп жизни плюс вредные привычки (неправильный режим питания, курение, гиподинамия).
Таким образом, культурный контекст общества важен для понимания ряда телесных проблем. Психосоматическая проблема - гуманитарная, философская (мы говорим о европейской, христианской культуре). Еще в дохристианские времена, в античности ставился вопрос соотношения души и тела. В итоге, развитие этой проблемы привело к 3-м направлениям в понимании взаимодействия души и тела, сомы и психики:
1. Человек имеет двоякую природу: биологическую и психологическую. Таким образом, сущность человека - эти две стороны во взаимодействии. Картезианство (дуализм Де Карта).
2. Второй тип подхода к психосоматической сущности человека: человек - организм, и его сущность такова же, как и сущность всего животного мира. «Человек - машина» - работа Ламетри. Крайнее выражение грубо материалистического подхода к человеку.
3. Сущность человека составляет его духовное бытие (современная аналогия – его психическая жизнь), а тело, телесная организация человека есть средство, инструмент, с помощью которого душа реализует собственные цели. То есть, тело - это орган души. «Одухотворенное тело». Это, с точки зрения марксизма, идеалистический подход к проблеме.
Как в медицинской традиции воплощалась проблема психосоматического единства, психики и сомы? Именно в медицине заложена первая попытка научного подхода (естественнонаучного) к этой проблеме. Еще в античности существовали две клинические школы, придерживавшиеся разных принципов подхода к человеку, разного понимания принципа патологии вообще.
1. Школа первых анатомов. Основное правило (кредо): «болезнь (патология) есть всегда поражение определенных материальных структур, определенных телесных органов: у человека болезнь, и объект воздействия врача – это болезнь».
2. Школа Гиппократа: «болезнь - расстройство отношений между человеком и окружающим его миром» (зародыш экологического подхода к человеку). Главный тезис: болен человек, как целая система (целостность) - поэтому, надо лечить в каждом случае личность человека в целом.
В корнях европейской медицины лежит идея целостного подхода к лечению болезни - как идеал работы с больным человеком, как декларация современной медицины, к сожалению, далеко не всегда воплощаемая в жизнь.
Идея целостного (холистического) подхода к больному воплотилась в совокупность этических норм врачевания, и стала основой врачебной этики. Еще Платоном (трактат «Хармид») сформулировано положение: «нельзя лечить больное тело, пока не вылечишь душу».
Правила врачебной этики
(тезисы Гиппократовской медицины)
1. Лечить не болезнь, а больного.
2. Знать и учитывать в
ходе лечение индивидуальные особенности пациента (например, его темперамент - сама идея о темпераментах выросла из практики Гиппократа). «Необходимо изучать душевные состояния больного, его мысли, речь и молчание, не только настроение, но и сновидения - в них первоначально заявляют о себе душевные и телесные страдания и болезни». Это перекликается с теорией психоанализа.
3. Щадить больного, не вредить ему, помогать природе (учитывать компенсаторные ресурсы человека, на которые можно опереться в ходе лечения).
Гиппократ: «Немного различий между медициной и мудростью. Врач - мудрец, врач - философ равен Богу, так как он обладает знанием всего того, что необходимо для жизни».
Сосуществование и конкуренция двух подходов - анатомического, организменного, и гиппократовского, целостного - наблюдалась на протяжении всей истории медицины. В силу ряда причин, школа целостного подхода к больному в России существовала на протяжении целого столетия (19 век) школа единомышленников. Терапевт широкого профиля Мудров (1-я треть 19 в.), самоотверженный врач (погиб в эпидемию холеры в 30-е годы 19 в.). Он читал в 1813 г. лекции на медицинском факультете, который входил тогда в состав Московского университета.
Основные идеи Myдрова были таковы:
1. Врачевание, как соединение ремесла и искусства, не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении ее причин - оно состоит в лечении самого больного.
2. Телесные расстройства (заболевания) могут возникать как следствие воздействия на человека различных душевных причин. «Чтобы правильно лечить больного, надо узнать причины, на тело и душу его воздействовавшие, и тогда болезнь сама откроет имя свое, внутренние свойства свои и проявит внешний вид свой». Мудров подчеркивал психогенную природу ряда соматических расстройств: «Одни болезни могут возникать от телесных причин, другие - от душевных возмущений».
3. У заболевшего телесным заболеванием человека неизбежно возникают психические изменения вследствие того, что «больной делается крайне сомнительным к искусству врача».
4. При работе с любыми больными необходим психотерапевтический подход, и его основой для Мудрова и его школы была психология: «Зная механизм влияния друг на друга души и тела , осмелюсь заметить, что есть душевные лекарства, которые лечат тело, и они произрастают из психологии. Этим лечением «сердитого умягчишь, бешеного успокоишь, скрытного сделаешь открытым… Это искусство дает больному ту силу духа, которая болезнь подчиняет силе воли больного».
Еще одно имя - терапевт широкого профиля школы Мудрова Захарьин (учитель Чехова, как врача). Захарьин предложил свой метод исследования пациентов, содержащий в себе развернутые элементы психологической диагностики, позволяющей установить не только нозологический, но и функциональный диагноз. Основу этого подхода составляет тщательный расспрос больного (клинико-психологическая беседа) о его прошлом, об образе жизни, о бытовых условиях, условиях воспитания, о профессиональных особенностях и, главное, предложенный Захарьиным тщательный анализ субъективных жалоб больного: каковы испытываемые ощущения, какова эмоциональная реакция больного на ситуацию заболевания, его манера держать себя (поведенческий профиль больного), индивидуальные особенности его личности. Собственно диагностика должна предшествовать психологической работе с больным. Именно в методе Захарьина заложена идея ВКБ (внутренней картины болезни). По мнению учеников Мудрова, хорошее владение методом психологической беседы позволяет точно поставить диагноз больному и нозологический диагноз болезни. Этот опрос и дает целостное представление о больном, причине недомогания и перспективах и методах его исцеления.
Еще один русский врач - Остроумов - показал важность изучения семейного анамнеза больного (не только для выяснения наследственных, врожденных, пренатальных, постнатальных факторов, влияющих на возникновение заболевания, но и изучение семейного анамнеза как стиля жизни семьи, как стиля наследуемого, и он может быть патогенным, и, наряду, или помимо различных врожденных факторов, этот стиль сам по себе может быть важным этиологическим или патогенетическим фактором).
И, наконец, Лурия - отец, Роман Альбертович - терапевт. Он рассматривал внутреннюю картину болезни как сугубо психологический феномен. Впервые выделел и описал, как врач, терапевт, клиницист и представитель холистического, Гиппократовского, целостного подхода, психологический феномен ВКБ и выделил его в рамках эмпирического, врачебного подхода.
Древняя восточная медицина тоже при лечении и диагностики болезней опиралась на концепцию психологического происхождения болезни. Так с точки зрения китайской традиционной медицины существует четкое соответствие между эмоциями и функциональным состоянием определенных органов. Согласно концепции У син, теории пяти элементов, наши органы связаны с нашими эмоциями. Печень связана с гневом и злостью, работа сердца зависит от чрезмерного веселья, работа легких нарушается от печали и тоски, почки поражаются страхом, а работа с селезенки раздражением.
Таким образом, восстановив гармонию в эмоциональной сфере, можно достичь баланса в работе внутренних органов, что способствует излечиванию болезни. Для установления этого баланса используются специальные техники цигун-терапии, которые подразумевают работу над телом, сознанием и дыханием. Данный психофизический тренинг позволяет восстановить гармоничное функционирование центральной нервной системы, что в свою очередь нормализует работу всех внутренних органов человека. И тем самым способствует общему выздоравливанию.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.