Сладкая ложь больного общества

Сладкая ложь больного общества

Факт глубокого, скажем так, нездоровья современного общества в разное время подмечался разными людьми. Но наиболее точный диагноз поставил ему психолог и философ Эрих Фромм, установив, что общество, которое не соответствует объективным потребностям человека, здоровым считаться точно не может.

 

Если рассматривать человека как разумное существо, а не как представителя животного мира (т.е. как «сверхмакаку» или «супер-шимпанзе»), то очевидно, что наиглавнейшими потребностями человека будут потребность быть самим собой и потребность реализовать свой скрытый потенциал. Но реализация этих потребностей делает человека плохим объектом для средств манипуляции со стороны общества, а значит повышает градус неуправляемости и неустойчивости социальных конструкций. Поэтому естественной реакцией общества будет не стремление помочь человеку в удовлетворении его важнейших потребностей, а напротив — желание унифицировать и нивелировать людей, превратив их в однородную биомассу.

В реальности этого, конечно, не происходит, хотя такой вариант развития событий встречается на страницах антиутопий. Общество выбрало более «продвинутый» путь стандартизации – одинаковое образование, одинаковая масс-культура, одинаковые мысли, одинаковые цели, одинаковые желания, одинаковые мечты. Поскольку ведущий доминантой общества (т.е. господствующим «очагом возбуждения», который преломляет через себя и искажает всю информацию) является доминанта потребления, то мы имеем общество, в котором главным стремлением рядовых индивидов является стремление потреблять – одежду, машины, технику, дома, природу, других людей, эмоции, статусы и пр.

Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.

(В.Пелевин. «Empire V»)

 Если внимательно смотреть современную рекламу, то легко заметить, что главный её посыл – это не презентация достоинств и преимуществ товара, а выстраивание ассоциативной цепочки между объектом рекламы и глубинными стремлениями человека – «управляй мечтой», «созданный добротой», «быть ближе», эксплуатация образа семьи и прочая в том же духе. С точки зрения маркетологов, всё это позволяет обходить сознательные фильтры критического восприятия и воздействовать напрямую на бессознательное. В результате человек думает, что покупает не высококалорийных газированный напиток, а праздник, дружбу и чувство принадлежности к компании. В реальности, конечно, ничего такого он не покупает.

Но главное не в этом, самое интересное заключается в том, что у человека подспудно формируется и разрастается мысль, что «настоящую жизнь» (ту в которой удовлетворяются истинные потребности человека, которые он сам не осознает) можно купить, надо только побольше денег. Общество это неадекватное реальности убеждение полностью поддерживает, ведь чем больше денег человек добывает (надрываясь занимаясь неинтересным делом или нелюбимой работой) – тем больше он потребляет, а значит находится в «русле генеральной линии».

«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» — это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера.

(В.Пелевин. «Empire V»)

В реальности за деньги можно купить только то, что продается в супермаркетах, заплатив при этом акциз, НДС, наценку за бренд и процент торговым спекулянтам. А вот, к примеру, хороший дом в престижном районе, где живут солидные и уважаемые люди, за деньги не купишь. За одни только деньги. Тут уже надо что-то из себя представлять, быть человеком, способным создавать реальные и нужные другим ценности. Быть известным композитором или серьезным писателем, высокопрофессиональным хирургом или признанным кулинаром, реально крутым дизайнером или создающим новые технологии инженером. Такого человека с охотой примут в уважающее себя сообщество. Правда лох этого не понимает. Лох думает, что за деньги можно купить всё. Вообще ВСЁ!

Правда же состоит в том, что ты это не твоя одежда, не твоя квартира, не твой кошелек, не твоя должность. Ты – это степень развёртывания твоего природного потенциала, уровень твоего мастерства. Ты – это то, что ты можешь принести в этот мир.

И тут мы вплотную подходим к очень непростой и густо захламлённой информационным «мусором» теме – как найти себя и своё занятие в жизни. Как найти то дело, которое будет доставлять удовольствие и в котором ты сможешь достигнуть серьезных высот мастерства, выйдя если не на мировой уровень, то уж всякого поднявшись намного выше среднего.

Это не так просто, как кажется, хотя некоторым везёт и они находят такое дело уже в самом начале своего жизненного пути. Попсовые «советы-одноходовки» в духе «вспомни чем тебе нравилось заниматься в детстве» или «представь, что у тебя 1 000 000 чем бы ты тогда занялся?» НЕ РАБОТАЮТ. В противном случае проблемы бы не было.

Поиск своего дела жизни – это определенный алгоритм, определенная система, определенная последовательность точных и выверенных ходов. По сути – это как создание плана строительства собственного дома. Вы ведь не будете рисовать кривые стены и косые потолки? Нет, вы постараетесь, чтобы всё было красиво и гармонично.

На вебинаре «Горизонты самореализации» я собираюсь рассказать вам о системном подходе к поиску своего дела жизни – того дела, заниматься в которым будет в кайф, в котором вы сможете личностного и профессионально развиваться и успешно двигаться по жизни. Даже если вы совершенно не знаете с чего начать. Приходите, будет интересно!



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • Самое ценное из того, что можно купить за деньги
  • Если вам кажется, что вы вкладываете в отношения гораздо больше, чем ваш мужчина…
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь