Саморазвитие: оценят ли?

Саморазвитие: оценят ли?

Саморазвитие — это «развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов; самодвижение на основе внутреннего противоречия» (словарь  Д.Н. Ушакова)

 

На первый взгляд, идея саморазвития воспринимается как однозначно позитивная. Вкладываясь в саморазвитие, мы ожидаем одобрения, поддержки и изменений к лучшему. Предлагаю разобраться, насколько оправданы эти ожидания, какова подлинная, а не декларируемая реакция социума на саморазвитие.

 

Что такое саморазвитие?

 

Как следует из самого слова, это развитие, которое человек осуществляет собственными силами на основании  внутренней мотивации. Развитие – естественная форма существования человека. Не замечая того, мы каждый день развиваем свои навыки, возможности, свою личность, откликаясь на  требования социокультурной среды, на обстоятельства и события  жизни. Но это – вынужденное развитие, обусловленное внешними факторами. Благодаря постоянному давлению  внешних обстоятельств, человек достигает определенного уровня, необходимого и достаточного для него на данном этапе. Насколько высок будет этот уровень, зависит  от способностей и личностных качеств,  от первоначальных установок, а также от окружения - среды,  в которой человек существует. Именно требования среды определяют «потолок» внешне обусловленного развития: нужно соответствовать им, но не более.  Как только  внешние требования выполнены,  можно, казалось бы,  ограничить усилия, поддерживая  достигнутый уровень  привычными действиями.

Однако,  в жизни мы часто наблюдаем совсем другое. Множество людей, достигших вполне приличного уровня развития (и уровня жизни),  не останавливаются на этом, а пускаются в процесс поиска, задаются непростыми вопросами, движутся к труднодостижимым целям, предъявляют  к себе почти невыполнимые требования. Такие люди хотят быть чем-то большим, чем  они являются сейчас, в профессиональном, или личностном, или социальном плане. Этот процесс внутренне инициированного движения, направленного на достижение  собственного идеала, своего рода совершенства, мы называем саморазвитием.

 

Формы саморазвития.

 

Часто саморазвитие сводят только к личностному росту, с чем сложно согласиться. Любое изменение, направленное на расширение возможностей человека,  является саморазвитием. Мы можем совершенствовать свои профессиональные навыки,  развивать способности к  общению, тренировать память,  обучаться рисованию или языкам, достигать успехов в спорте или в музыке –  все эти  изменения  как  результат самостоятельного  выбора  и целенаправленных усилий являются саморазвитием. В данной статье мы будем рассматривать саморазвитие применительно к основным сферам жизни человека: профессиональное, личностное, общекультурное, духовное развитие.

Профессиональное развитие: совершенствование профессиональных способностей, приобретение знаний, опыта, навыков и совершенствование личных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Профессиональное развитие проявляется в освоении новых компетенций,  постановке  и решении более сложных профессиональных задач, развитии карьеры, наставничестве.

Общекультурное развитие:  повышение образовательного и культурного уровня,  проявленное   в поведении, мышлении, чувствах, практической деятельности. Общекультурный уровень отражает степень приобщения к мировым ценностям, идеям, объем и качество усвоенных знаний, приобретенных умений, навыков. Общекультурное развитие проявляется  в  культурной деятельности,   способности ориентироваться в мире во всем его многообразии – в социальной, профессиональной сфере, науке, искусстве.

Личностное развитие: формирование целостной, автономной, высоко функциональной личности. Личностное развитие предполагает повышение осознанности, стремление к познанию себя и самореализации в конструктивной деятельности,  творческое развитие. Личностное развитие проявляется в  реалистичности, ответственности, способности принимать  значимые решения, умении строить гармоничные отношения, возможности сознательно управлять своей жизнью.

Духовное развитие: развитие, движимое трансцендентными ценностями. Духовное развитие проявляется в ориентации на высшие (вечные) ценности, лежащие за пределами отдельного человеческого существа, отдельной человеческой  жизни, в освобождении от внутренних противоречий, от действий, эмоций и мотивации, не связанных с высшей ценностью. Духовное развитие предполагает  принятие духовной работы как неотъемлемой составляющей жизни с целью  достижения  внутреннего равновесия  и единения  с  Абсолютом.

 

Саморазвитие: внешняя оценка.

 

Естественно, все  вышеперечисленные формы развития по-разному воспринимаются  и оцениваются нашим непосредственным окружением. То, насколько человек  будет принят и поддержан в стремлении к саморазвитию, во многом зависит от выбранного им  направления.

 Профессиональное развитие выглядит самым очевидным выбором. Работа -  социально одобренный вариант развития,  стремление двигаться в этом направлении не вызывает вопросов,  достижения в профессиональной области поддерживаются, поощряются  материально и хороши тем, что имеют  конкретный, видимый результат. 

Однако,  так будет до определенного предела, пока профессиональное развитие приносит  понятные выгоды: развитие карьеры, рост дохода, увеличение влияния, уважение окружающих.  Если же потребности профессионального роста выводят  человека  из  зоны комфорта, если он слишком много требует от себя и от других,  если  усилия  и не дают ощутимой отдачи здесь и теперь, легко прослыть чудаком, которому «больше всех надо». При внешнем уважении, искренней поддержки и понимания будет немного. В пределе, он рискует остаться в одиночестве со своими «странными фантазиями», как это бывает с новаторами и изобретателями, чьи идеи не получили своевременной поддержки.

Общекультурное развитие всегда приветствуется.  Высокий культурный уровень – важная составляющая образа современного успешного человека, вложения в образование, в культурную деятельность непрерывно растут, возможностей  для  такого развития во всех цивилизованных странах становится все больше.   Даже если не все искренне разделяют ваш конкретный выбор, допустим,  увлечение современной симфонической музыкой, получение третьего высшего или участие в экологической программе, эти интересы вызовут скорее уважение.

 Хотя и здесь есть «подводные камни». Невозможно осваивать культурные ценности и при этом не развиваться личностно и духовно. Понимание серьезного искусства требует глубины, чтение серьезных книг неизбежно ведет к этой глубине, общение с увлеченными людьми, участие в разнообразных культурных проектах  задает высокую планку требований к самому себе. Культурное развитие неизбежно  захватывает все области жизни человека  и в определенный момент приводит к серьезным изменениям самосознания, не всем в его окружении понятным и не всегда одобряемым.  И отношение к культурному развитию  уже не так однозначно…

Если мы говорим о личностном росте, сразу же появляются вопросы: зачем  это нужно?  Общепринятые  формы личностного развития, такие как рефлексия, развивающий анализ, группы личностного роста, чтение специальной литературы, увлечение прикладной психологией, совершенно неоправданно воспринимаются как излишества, непродуктивная трата сил и времени и даже избегание реальности. Принято почему-то считать, что  личность формируется сама собой в процессе жизни, и чем старше  человек, тем более взрослым и личностно зрелым он, по определению, становится.  Конечно, бывает и такое. Подчас жизнь подкидывает  задачи  серьезнее любого тренинга, так что личностный рост неизбежен.  Но не каждому  «везет», да и не все готовы решать подобные задачи: люди стремятся к стабильности, постоянству и не любят изменений (за редким исключением). А подлинное развитие и формирование зрелой личности  невозможно без преодоления трудностей, без тяжелых переживаний и нерадостных открытий. Понятно, почему многие из нас избегают «развивающих»  жизненных задач, если у них есть такая возможность, - и, соответственно, не растут.

Впрочем, бывают ситуации, когда выбора  просто нет: во время  возрастных кризисов.  В этом случае  внутренняя потребность в развитии столь сильна, что у человека  нет возможности остаться прежним.  Состояние  его становится невыносимым.  Это может проявляться как  депрессия, или  психосоматические болезни,  или череда непонятных и неприятных событий. Суть в одном: сохранить прежний уклад жизни и прежнюю структуру личности  невозможно, как бы ни хотелось.

 К счастью, настолько сильными проявления  кризиса  бывают далеко не у всех, большинство же обходится состоянием легкой неудовлетворенности, появлением смутных мыслей и необычных вопросов. С этим можно жить, то есть человек может выбирать, меняться ему или нет, и многие предпочитают сохранить привычный порядок вещей, смирившись с некоторой неудовлетворенностью.  Личностный рост на этом останавливается. Человек копит опыт, знания, достижения, но принципиальных изменений не происходит.

Что лучше, как далеко стоит продвигаться в личностном саморазвитии? Решая для себя этот вопрос, следует понимать, что чем дальше вы продвинулись в самоанализе, осознанности, самореализации, тем меньше вокруг людей, которые понимают и принимают ваши ценности. С определенного момента человек «выпадает из обоймы». Ему не интересно играть в привычные социальные игры, у него появляются смыслы, непонятные большинству окружающих. Друзьям, коллегам,  семье  в большинстве случаев эти изменения не нравятся. Еще и по той причине, что эти  изменения затрагивают  и их жизнь тоже,  вопреки  желанию. По большому счету, личностное саморазвитие – это путь в одиночество.

Духовное развитие  всегда вызывает много вопросов.  Мыслящий человек неизбежно приходит к вопросам смысла, Духа.  И культурное, и личностное развитие в конечном счете приводят к поискам Духа. Но эти вопросы настолько меняют восприятие жизни, что переводят человека в  иную категорию. По большей части, люди, действительно выбравшие путь духовного развития, плохо вписываются в социум: их  цели и ценности  принципиально отличаются от тех, что поддерживают наше привычное существование. Традиционно во всех культурах духовное развитие требует удалиться от мира в особое место, будь то монастырь, или ашрам, или пещера отшельника - и совершенно не случайно. Духовное развитие требует уединения, сосредоточенности, отрешенности от повседневной суеты. Этот путь наверняка сделает человека чужим в большинстве привычных  ему сообществ и, если не оставить вопросы духа сугубо личной темой, точно не будет одобрен.

 

Безопасные границы саморазвития.

 

Итак, какую бы сферу саморазвития мы ни взяли, ситуация повторяется: развитие приветствуется лишь до того момента, пока в своем движении человек совпадает с большинством, поддерживает общепринятые ценности, добивается  конкретных преимуществ, повышает свой статуса. То есть, до тех пор, пока его побуждения и движущие силы развития понятны большинству. Тогда  они будут и оценены, и поддержаны. Есть хороший критерий: на «безопасном» этапе саморазвития, пока человек движется в основном потоке, его достижения вызывают конкуренцию. Пока  есть конкуренты,  вы на верном пути и стремитесь к тому, что представляет неоспоримую ценность. Если же  конкурентов нет – вы  в своем развитии заходите слишком далеко. Темы, которые вас интересуют,  цели, которые вас вдохновляют,  другим людям  не понятны. Такое саморазвитие будет вызывать, скорее, тревогу и отторжение окружающих, независимо от того, в какой сфере осуществляется. Если вы знаете больше  своих друзей – вам не о чем с ними разговаривать. Если стремитесь к целям, которые  не понятны  вашим близким, ждите раздражения и конфликтов в семье. Если ваши профессиональные амбиции превышают возможности  компании – придется думать о другой работе.

Как и любой процесс, саморазвитие имеет естественную логику, связанную с законами и этапами возрастного развития, и если следовать этой логике,  изменения   лучше воспринимаются окружающими. Естественно, на  каждом возрастном этапе присутствуют все направления развития одновременно, но важно, какое из них является ведущим.

В начале взрослой жизни оптимальным будет профессиональное саморазвитие, развитие карьеры. Именно профессиональная состоятельность позволяет решить основные задачи этого возрастного этапа: получить стабильную работу, обеспечить  устойчивый уровень дохода, обзавестись собственным домом, создать семью. В нашем обществе профессиональное и карьерное развитие – основной путь социальных достижений. Если эти задачи выполнены, к концу первого этапа человек создает себе прочное материальное и социальное положение, позволяющее строить планы на будущее. Верхняя возрастная граница этапа – конечно, очень приблизительно, – 33-35 лет.

На следующем этапе более актуальным становится  личностное саморазвитие. Материальные задачи, в основном, решены, и есть возможность подумать о своем настроении, об отношениях, об истинных желаниях. Часто такие размышления приводят к серьезным переменам, а материальные достижения предыдущего этапа являются базой для этих перемены. Результатом саморазвития на втором этапе является ощущение самостоятельности, внутренней силы, понимание своих подлинных потребностей,  умение управлять собственной жизнью во всех ее аспектах.  Верхняя возрастная граница этапа – 45-47 лет.

На следующем  временном  отрезке в жизни человека все более существенную роль играет духовное развитие. Хотя в нашей реальности, к сожалению, до этого часто не доходит. Этот этап не имеет верхней границы, движение к духу, раз начавшись, никогда  не заканчивается. Результатом здесь будет обретение глубинных смыслов, которые являются основным содержанием и  «двигателем» жизни в зрелом возрасте.

Культурное саморазвитие нельзя ограничить каким-то одним этапом. В идеале, оно начинается в детстве и продолжается  всю  жизнь,  потому что именно культурный уровень создает необходимые предпосылки  для развития во всех других областях.

Если фокус саморазвития совпадает с логикой возрастного развития, гораздо больше вероятность встретить понимание и одобрение. Так, мы с интересом отнесемся к идеям самореализации взрослого, состоявшегося человека, у которого для этого достаточно времени, денег, возможностей. И гораздо менее лояльно – к бесконечной рефлексии человека молодого, который подменяет рассуждениями  реальные действия и не может позаботиться о себе. Мы готовы с уважением отнестись к духовному выбору человека, который вырастил своих детей, построил свое дело, реальными поступками  доказал свою мудрость. А уход в «духовность» человека молодого, не решившего еще основных социальных  задач, часто воспринимается как бегство. И, конечно, мы гораздо внимательнее отнесемся к идеям саморазвития, если они высказаны человеком образованным, много знающим и повидавшим, имеющим культурный уровень существенно выше среднего.

  

Саморазвитие в бизнесе.

 

Бизнес-среда  предполагает вполне определенную систему ценностей. В нашем случае их удобнее описать как систему  выборов.  В деловом мире необходимо отдавать предпочтение действиям, а не размышлениям. Фокусироваться  больше на внешней реальности, чем на внутренних  процессах. Больше ценить материальное, конкретное, нежели  идеи и чувства. Быть активно действующим -  а не принимающим и восприимчивым. Ориентироваться на результат, а не процесс. Ставить интересы дела выше интересов личности. Этот список можно продолжать, но суть в том, что личностные качества, которые делают человека  успешным  в бизнесе, не всегда  подходят для саморазвития. И, в свою очередь, качества, формирующиеся в процессе саморазвития, не всегда будут полезны в бизнесе.

Конечно, можно фантазировать об интеграции:  уметь и действовать, и рефлексировать;  быть и активным, и принимающим, ценить равно и материальное, и духовное.  Но это уже «высший пилотаж», требующий большого личного и жизненного опыта, зрелости и доступный  далеко не каждому.  Кроме того, интеграция  предполагает достаточно большую степень внешней и внутренней свободы, а значит, требует определенной базы в виде профессиональных и материальных достижений, которые эту свободу обеспечивают.  До такого уровня еще надо дорасти. На начальных этапах  профессионального и карьерного роста саморазвитие может вызвать  внутренний конфликт, когда  вновь обретенные ценности не вписываются в  существующие правила  и  вызывают лишние вопросы.

Логика  развития проста: сначала человек заботится о внешнем, материальном,  создает устойчивый фундамент  для  внутренних  поисков,  и только после этого может погружаться в глубины своих переживаний, в самореализацию.  Социальные, профессиональные, материальные  достижения  -  тот фундамент, на котором единственно может быть построена зрелая личность.  Если  в саморазвитии человек  следует этой логике, он с большей вероятностью  может рассчитывать на понимание и одобрение.

Рассмотрим подробнее ситуацию работы по найму в компании. Корпоративная культура –  это очень конкретная система требований, и если  человек  в нее не вписывается, пусть даже он отличается от большинства  в лучшую сторону, это не пойдет на пользу ни ему, ни компании. Специалист, уровень которого превышает  уровень развития и возможности компании,  чувствует себя ограниченным, недооцененным, лишенным перспектив. Претензии к руководству в этом случае не обоснованы: компания  не должна соответствовать  его потребностям. Если же такой человек имеет достаточно большие полномочия  и пытается изменить ситуацию «под себя»,  это тоже не выход:  преждевременные изменения не приживутся и приведут лишь к потере ресурсов. В любом случае, потребность сотрудника в дальнейшем саморазвитии будет ограничена сопротивлением компании.    

Исключение составляют ситуации, когда «новатор» - директор или собственник. Но  и в этом случае требуется большая осторожность, чтобы нововведения, идущие с более высокого уровня развития, не развалили бизнес-процесс. Компания, как и любая система, имеет свои закономерности роста и этапы развития. Эти закономерности  необходимо понимать и с ними считаться. Важно, чтобы  потребности руководителя  в саморазвитии совпадали с  потребностями компании на данном этапе, только тогда они могут быть реализованы в полной мере и полезны.  Если же задачи развития не совпадают, руководителю придется считаться с реальностью компании и «доращивать» ее до своего уровня.

Например, собственник молодой компании имеет высокий профессиональный уровень, зрелую личностную структуру, стремится  к саморазвитию и нуждается в единомышленниках: взрослых людях, готовых отвечать за себя, за свой участок работы и так же, как он, ориентированных на развитие. По сути, ему нужна команда. Однако, компания, которую создал этот человек, совсем молодая, и по длительности работы, и по возрасту  работников.  Сотрудники  не доросли до командной работы, нет ни опыта, ни навыков, ни зрелой личностной позиции.  Работая в  команде,  они не справляются с повседневными обязанностями, и работа компании становится неэффективной.  Здесь стремление собственника  к саморазвитию ограничено «возрастом» и возможностями компании, и ему пришлось изменить бизнес-процессы в соответствии с реальным потенциалом своих людей.

Другой пример. Молодой и амбициозный руководитель, работающий в крупной компании, сталкивается с проблемой: бизнес-процессы неэффективны, они давно устарели и не соответствуют масштабам работы и темпам развития компании. Уровень информированности, образования, личностного развития этого специалиста позволяет ему отчетливо понимать проблему. Однако, руководство компании предпочитает сохранять старую схему, как и большинство сотрудников: на сегодняшний день они комфортно чувствуют себя в привычной системе связей и отношений. В результате, этот руководитель приобретает репутацию нелояльного, неисполнительного, конфликтного сотрудника и все его начинания «вязнут» в сопротивлении окружающих. Преждевременные попытки привнести свое понимание на уровень компании привели к его изоляции и невозможности осуществить задуманное даже в собственном  подразделении.

Молодой перспективный сотрудник приходит на более высокую позицию, но в менее крупную компанию. Бизнес-процессы в новой компании, мягко говоря, хаотичны. Вопросы решаются, но спонтанно, в зависимости от настроения директора.  Стремление  нового сотрудника  перейти к  четкой структуре,  определить должностные полномочия и  повысить эффективности работы  здесь просто неуместно: компания достигает своих целей за счет личностных качеств руководителя и его спонтанных, но интуитивно верных решений, и попытки привнести другой порядок скорее помешают.

В целом,  повторюсь,  корпоративная культура – объективная  реальность, она является определяющей, и если потребности, возникающие в результате саморазвития специалиста или даже собственника, не соответствуют сложившейся культуре,  придется подстраиваться либо искать другую работу.   

 

Саморазвитие: результаты.

 

Рассмотрим теперь результаты саморазвития в отдаленной перспективе. Предположим, человек  выбирает путь саморазвития: становится более осознанным,  ставит цели, исходя из внутренней мотивации, формирует долгосрочную перспективу своей жизни. Что он получит  в результате? Логика  саморазвития такова, что  рано или поздно приводит человека  к осознанию его  подлинных, глубинных  ценностей. Независимо от того, какие цели были поставлены изначально и чем он был мотивирован. Исходным импульсом  может быть  неудовлетворенность  социальным положением, уровнем дохода, темпами развития карьеры, существующими  отношениями или настроением. Внешне причины, побуждающие  к саморазвитию, выглядят достаточно просто, но результатом всегда будет большая осознанность, большая требовательность к себе, к своему делу, более внимательное отношение к тому, на что тратится время жизни. 

Последовательное саморазвитие  приводит к желанию жить в соответствии со своими подлинными ценностями. Человеку становится тесно в  рамках, которые определяются  внешними условиями или другими людьми.  Рано или поздно появляется потребность изменить существующий порядок  так, чтобы он больше соответствовал его собственным представлениям: поставить другие цели,  выбрать иную стратегию, по-новому распределять свое время и ресурсы.  Новое понимание себя, новые планы  и перспективы развития  требуют серьезных изменений во всех областях жизни и вызывают очень разные отклики.

Первое, с чем придется столкнуться, это реакция ближайшего окружения. Люди привыкают друг к другу и к сложившейся системе отношений. В  жизни своих друзей и знакомых каждый из нас играет  вполне определенную  роль. Любые  изменения этой роли  воспринимаются неоднозначно, подчас болезненно: людям придется пересмотреть свое отношение к вам, свои ожидания, то место, которое они отводят вам в своей жизни. Не все к этому готовы, и во многих случаях человек, выбравший саморазвитие, теряет привычное окружение.  Его больше ничего не связывает с прежними знакомыми:  цели, интересы, представления о жизни слишком разнятся. Эти потери бывают неожиданными и болезненными, но они неизбежны: не все друзья оценят изменения, и с теми, кто их не примет, придется расстаться.

С другой стороны, саморазвитие  приводит к появлению в вашей жизни новых людей: тех, кто разделяет ваши ценности и  интересы, вдохновляет своим примером. Человека во многом делает окружение, поэтому так важно находиться в среде людей, которые одобряют и поддерживают ваше  развитие.

Всегда сложно принимает изменения семья: супруги, дети, родители, ближайшие родственники. Они, в большинстве случаев, реагируют на саморазвитие  непониманием и протестом. Семья – это очень ригидная система, постоянство – главная ценность, и любые перемены наверняка вызовут недовольство. Изменения в жизни одного из членов семьи, пускай даже в лучшую сторону, вынуждают измениться всю семью, а она этого совсем не хочет… Только, в отличие от друзей и знакомых, расстаться с семьей нельзя. Поэтому любой человек, выбирающий саморазвитие, рано или поздно сталкивается с необходимостью преодолеть сопротивление своей семьи, выдержать протесты и найти новую форму отношений. Это совсем не простая задача, но решать ее необходимо, иначе можно увязнуть в семейных ценностях как в болоте.

Ели говорить о работе, в результате саморазвития ваш профессиональный и личностный уровень  меняется так, что личные  цели, задачи, стратегии  перестают совпадать  с  планом развития подразделения  или предприятия. Просто потому, что рабочие задачи были поставлены другим человеком, если вы работаете по найму, или из другого  состояния, если вы собственник. Какое-то время можно жить и работать в прежней схеме, выполняя поставленные задания просто потому, что это необходимо.  Профессионал  тем и отличается, что умеет хорошо  делать все, что ему поручено, независимо от личного отношения. Но рано или поздно такая работа становится эмоционально затратной, она не приносит удовлетворения, и все сильнее проявляется потребность решать собственные задачи. Иногда для этого достаточно сменить работу: найти компанию, позицию, которая больше ему подходит.  В случае более серьезных изменений человек приходит к необходимости создания собственного дела. Это может быть отдельный  проект, направление в рамках компании или  собственный бизнес, но это обязательно будет работа,   которая  позволяет ему  ставить и достигать свои собственные цели, в полной мере реализуя новые возможности.

 

Заключение

 

Саморазвитие - развитие, обусловленное внутренней мотивацией, не является однозначно социально одобренным. Саморазвитие касается разных областей жизни человека, степень принятия и одобрения зависит от выбранной области развития.   Более «социальные» направления – культурное, профессиональное развитие - встречают больше понимания и одобрения. Более «индивидуальные» направления – личностное, духовное развитие – вызывают осторожную, если не сказать настороженную,  реакцию окружающих.

 В любом случае, саморазвитие вызывает одобрение лишь до определенного предела, пока цели, ценности, результаты такого развития остаются понятны окружающим и хоть в какой-то мере совпадают с общепринятыми ценностями. Дальнейшее саморазвитие с целью реализации глубинных индивидуальных потребностей вызывает недоумение и даже протест  большинства и может быть одобрено  лишь немногочисленным кругом единомышленников. 

В любом случае, надо понимать, что саморазвитие неизбежно ведет к изменениям. Невозможно  поменяться  и при этом сохранить прежнее окружение, прежние занятия, уклад жизни. Человек, изменившись,  по-другому воспринимает  себя, свои потребности, ставит другие цели.  Возникает необходимость менять работу, заново выстраивать отношения, менять окружение – по сути, строить новую жизнь.

Стоит избавиться и еще от одной иллюзии: что саморазвитие ведет к счастью и процветанию. Нет, далеко не всегда и совсем не обязательно.  Человек приходит  к большей осознанности, зрелости, глубокому пониманию  своих подлинных  возможностей и желаний.  Это дает  уверенность,  ощущение собственной ценности. Очень сильное  состояние, но оно не равно счастью. Напротив: есть вероятность, что  придется столкнуться с существенными ограничениями и необходимостью принимать непростые решения. Делать выбор: доход  или призвание? Отношения: стабильные, понятные – или новые и вдохновляющие? Карьера или творчество? Это самые очевидные альтернативы. Каждому, вероятно, придется столкнуться с чем-то своим. В любом случае, скучно не будет. Но вот закономерность: люди, которые раз пошли по пути саморазвития, никогда не хотят возвращаться назад, в состояние счастливого неведения…

 

 

 



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Развитие EQ. Шаг 1й. Система собственного развития.
  • Развитие человека и развитие человечества (продолжение)
  • Развитие человека и развитие человечества
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Личностное и профессиональное развитие в период средней зрелости
  • Есть ли счастье в личной жизни или развитие отношений в паре
  • Если изменений в жизни хочется, а «от бесконечного саморазвития уже устала»…
  • Духовное развитие и личностный рост. Часть вторая
  • Духовное развитие и личностный рост. Часть первая
  • Духовное развитие и личностный рост. Заключительная часть.
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Саморазвитие-это подвиг ли естественный формат жизни?
  • Развитие уверенности в себе как составной части жизни
  • Саморазвитие как смысл жизни. Тренинги, Книги, школы успеха.
  • Что такое духовное развитие? Размышления о сакральном
  • Духовное развитие или бегство в духовность.
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Бабочка. Стоит ли форсировать развитие другого человека?
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Развитие человека
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых
  • Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие?
  • Личностное развитие в бизнесе
  • Я не ищу в людях проблемы. Я приглашаю человека в развитие.
  • Развитие Человека по царствам
  • Развитие человека мыслящего....
  • Влияние генов и социума на психическое развитие человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь