Все в этом мире подчиняется общим законам развития. Человек не исключение. В процессе роста, в процессе развития личности каждого отдельного человека – формируются совершенно удивительные и ни на кого не похожие личности.
Стадии развития личности
Известный психолог Эриксон выделяет основные стадии развития личности. Подобно тому как из яйца бабочки вылупляется личинка, которая только превратившись в куколку перерождается в бабочку, человек проходит свои собственные этапы эволюции. При этом движения и процессы развития общие у всех представителей рода человеческого, а вот результаты у всех разные :)
Каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, изменения желаний и требований, присущих каждому возрасту. Невозможно «перепрыгнуть» через эти стадии и если человек недополучает или недоигрывает какую-то часть своей жизни, ему приходится «наверстывать» это в дальнейшем. Обиды, недоверие, недовольство жизнью появляются именно из этих недоигранных и недопережитых эмоций.
1-я стадия – «Доверие и недоверие»
0-1 год
Маленький человечек столь беспомощен и мал, что ему только и остается, что беззаговорочно довериться этому миру. В этот период в его жизни очень важна мама, её забота и любовь. Если мамы нет, то у совсем еще крохи на всю жизнь формируется боязливость, подозрительность, страх и недоверие. Тем людям, которые в дальнейшем будут её заменять будет трудно вернуть ребенку доверие к этому миру, трудно, но не невозможно.
2-я стадия – «Достижение равновесия, автономии»
2-3 года
Это период «самости», маленький человечек уже умеет ползать, ходить, держать предметы, отпускать, бросать, открывать баночки, рисовать линии и каракули, надевать одежду и ещё много чего.
Чем больше, конечно под присмотром, малышу дается возможность все делать самостоятельно, то быстрее развивается уверенность в себе у малыша, умение владеть собой, своими мышцами. Если же ребенка постоянно ограждать от опасностей иили торопить, то вы рискуете вырастить невротика, или же очень нерешительного человека.
Торопясь быстро выполнить просьбу старшего и не умея ещё всё делать быстро и правильно малыш очень остро реагирует на упреки и критику взрослых, что впоследствии может привести к неуверенности в своих способностях, неумению взаимодействовать с окружающими.
3-я стадия – «Предприимчивость и чувство вины»
4-5 лет
Ребенок уже много умеет, он сам умеет себя развлекать, сам в состоянии придумать себе занятия, умеет адекватно отвечать на действия других людей, умеет подражать им. Он активно фантазирует, задает кучу вопросов и учится отличать хорошее от плохого.
Важно спокойно и терпеливо отвечать на вопросы чада. Если этого не делать, то малыш однажды просто перестает их задавать, у ребенка формируется чувство безысходности, которое будет мешать дальнейшему развитию доверия людям и стремления к взаимодействию с окружающими.
Продолжение следует..