Эффект Пигмалиона

Автор статьи: Анжелика Богданова

Или эффект Розенталя (по фамилии ученого, который его открыл). Психологический феномен оправдывающихся ожиданий.

Эффект Пигмалиона

 

Согласно древнегреческой легенде скульптору Пигмалиону удалось вырезать статую девушки удивительной красоты в которую он впоследствии влюбляется. Пигмалион дарит ей подарки, одевает, разговаривает со статуей и верит, что она жива. По воле богов впоследствии статуя действительно оживает.

Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели так называемый эксперимент симпатий среди студентов колледжа. Подопытные не были знакомы между собой. Их разделили на пары. Пары разделили на две группы. Выбранному в случайном порядке члену каждой пары первой гру

ппы сообщали что он нравится своему напарнику, а во второй группе что нет. Это повлияло на последующее взаимоотношение внутри пар. В первом случае наблюдалось более доброжелательное, раскованное общение и в последствии чаще оно действительно приводило к симпатии. Во втором случае наоборот.

Впервые явление было доказано в школьном классе. В ходе эксперимента учителям были переданы данные о учениках класса. Ученики были поделены экспериментаторами на две группы. Сообщалось что одни дети очень способны, а другие не отличаются высокой успеваемостью. Объективно уровень успеваемости у всех учеников был одинаковым. В ходе эксперимента отличались лишь ожидания учителей. Но в результате оказалось, что при анонимном тестировании группа якобы более способных учеников получила балы выше, чем группа якобы неуспевающих. Более того сообщается, что предвзятые ожидания учителей повлияли на реальную успеваемость учеников.

В 1939 году в США был проведен, как его назовут позже, «Ужасный эксперимент». Провёл его Венделл Джонсон из университета Айова со своей аспиранткой. Эксперимент проводился среди двадцати двух детей-сирот на протяжении шести месяцев. Детей разделили на две группы в случайном порядке. В ходе эксперимента детям из первой группы говорили, что у них очень хорошая речь, а детям из второй группы сообщили, что они заикаются и их мнимое заикание всячески высмеивалась. Аспирантка Мэри Тюдор, не скупилась на эпитеты. Язвительно высмеивались даже незначительные отклонения в речи. В результате эксперимента у многих детей из второй группы, не страдающих прежде заиканием и не имевших каких-либо проблем в речи, развилось заикание, которое сохранилось в последствии на протяжении всей жизни. Позже подобные опыты проводились над заключенными концлагерей.

В практике кадровой работы эффект Пигмалиона можно наблюдать сопоставив настрой и ожидания руководителей с результатами труда их подчиненных. Замечена некая тенденция согласно которой руководители ожидающие от своих подчинённых хороших результатов, считающие их умными, исполнительными — получают взамен более высокую эффективность труда от своих сотрудников. В коллективах, где напротив со стороны руководителя наблюдается негативное, предвзятое отношение к сотрудникам — эффективность труда резко падает.

Следует упомянуть так же о любопытном эксперименте осуществлённом в израильской армии. В ходе учений солдатам дали задание осуществить марш-бросок. Одной группе назвали точную длину маршрута, которая составляла 30 км. Вторая группа получила ложные данные — 10 км, а третьей группе сообщили что бежать придется в два раза больше, чем на самом деле планировалось – 60 км. В результате эксперимента группа настроенная преодолеть 60 километров пешего пути пришла к финишу самой последней. Сложности на которые мы себя психологически настраиваем значительно влияют на нашу волю к победе.





Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Эффект Пигмалиона: ожидания сбываются!
  • 12 особенностей пары, которые делают их развод более вероятным
  • Психология лженаука - нет повторения эксперимента.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Дети группы риска
  • Мужчина, развращенный рогами собственного целомудрия (ремарка одного эксперимента)
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Мои дети выросли ... (набор психотерапевтической группы)
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • О динамической группе, часть 3. Семья как группа
  • Три группы ошибок
  • Аналитические группы
  • Терапевтические группы
  • Психотерапевтические группы.
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Как собираются группы?
  • Сила группы
  • Группы для созависимых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь