Заключение

Всё о православной  психологии  на  psyheo.by

Заключение 

 Не говори, что нет спасенья,

Что ты в печалях изнемог:

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

                    (А.Н.Майков 1878)

Резюмируя курс  основ православной  психологии, хочется в очередной  раз  сформулировать  основные  его  вопросы:

  • Жива ли в  наше время  расцвета информационных технологий и торжества прагматизма  и рационального эгоизма  святоотеческая православная  психология ?  Несомненно, жива,  как  Лествица  духовная,  вечная традиция  и  неразрывная   связь  поколений.
  • Возможно ли в  наше время  всеобщей  распущенности, вседозволенности  и  свободы  человеческого  эгоизма  духовно-нравственное  спасение  во Христе  через  покаяние,  аскезу  и  молитвенное делание ?  Несомненно, возможно, поскольку  тесный  путь спасения  вечен и  неизменен по сути.
  • Реально ли в  наше  время торжества секулярной  психологии рационального ума и её детища интеллекта умное делание  и  совлечение  «ветхого»  человека  для  воздвижения «нового» ?  Несомненно, реально, поскольку это цель и задача  каждого, идущего  тернистым путём спасения.

Так  что же мешает  сегодня многим людям  осознавать  всю гибельность и бесперспективность «горизонтального»  рационально-портебительского  и эгоистического подхода  к  жизни  для  того, чтобы открывать  для   себя  безграничный   потенциал духовно-нравственных  возможностей «вертикального»  развития  и  роста  - от телесного   к  душевному (нравственному), а  от душевного  к духовному?

Что тормозит  и ослепляет современного человека в  выборе  направления его  развития  и  в  определении  высшего смысла человеческой  жизни, состоящего в духовном  спасении и раскрытии  безграничного  потенциала человеческого духа?

«Великая противоборница истины и в пагубу вводительница людей есть ныне прелесть, чрез которую в душах нерадивцев воцарился мрак неведения, отчуждающий их от Бога.  Три есть страсти (главнейшие ее [прелести] порождения): неверие, лукавство и разленение, кои одна другую рождают, и взаимно друг друга поддерживают.» (Добротолюбие, Т. 5, Григорий Снаит,  О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях,122)

И действительно, говоря языком  психологии, существуют всего три причины, которые не  позволяли и не позволяют человеку приходить к вере и к Богу – это:

  • неверие, т.е. рационализм и прагматизм мышления,
  • лукавство, т.е. сплав  лживости, двуличия  и лицемерия  и
  • лень, т.е. нежелание напрягаться и трудиться для изменения себя и освобождения  от власти  эгоизма.

Подводя  итог нашим  рассуждениям о методологии православной  психологии, хочется сказать о том, что путь спасения души, завещанный  нам Спасителем, Его Апостолами  и  их учениками, остаётся  как  и  2000  лет  назад по-прежнему неизменным  и открытым  для  каждого ищущего сердца и ума.  Все  изменения, произошедшие  в  мире  за  это время, коснулись не самого пути  спасения, а  только  человека и сферы  его сознания, которая  приблизилась к  машинной.

Отличие  нашего  времени  заключается только в  силе и  глубине   обусловленности  человеческого ума, как  открытой  (воспринимающей)  когнитивной программы и операционной   системы одной  только внешней и вещественной стороной  жизни, которая  полностью закрывает от  человека  его  бесконечно  более богатую  внутреннюю душевно-духовную сторону.

Но стоит  человеку  приоткрыто заветную дверцу  души,  именуемую сердце, как   слова  Спасителя «Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Мф. 7; 7-8) –  приобретают  совершенно  иной  смысл  и  значение, становясь проводником в  мир духа.

Тем не  менее, современный  мир тотальной  конкуренции и соперничества, изобилующий  ложью, лукавством  и лицемерием, рождает во многих  человеческих душах пессимизм  и неверие  в  то, что духовное спасение в  наше время  ещё возможно, а нравственность, жертвенность и альтруизм  могут  быть чем-то оправданы  и  окуплены в  жизни.

Этот пессимизм сегодня  усиливается нарастанием  нестабильности и хаоса  на  фоне процессов  глобализации,  технократизации  и информатизации, превращающих  мир в  одну  сплошную  информационную  систему  и  сеть, а  точнее паутину, в которой  запуталось  и увязло  огромное  число людей.

В авангарде  информатизации  и технологизации сегодня, бесспорно,  идут мегаполисы  и крупные  города, становящиеся по существу концентраторами  интеллекта, рационализма  и  прагматизма, способствуя  ещё  большей  технологизации и формализации  и без  того формальных человеческих отношений, в  то время  как провинция  ещё как-то сохраняет остатки традиционных устоев.

В этой  связи у многих верующих  и искателей подлинной  духовности  возникает отчасти ложное представление  о том, что спасение  в городской  среде  (в  миру) сегодня уже  практически невозможно в  силу безальтернативной доминанты  прагматизма, технологизма,  рационализма  и  примата  потребительских ценностей.

 Именно по этой  причине многие искатели духовности и верующие, пытаются  искать спасение на провинции, в  тихой глубинке, в удалённых от социума местах, отмеченных теми  или   иными  духовными артефактами или связаных с  известными святыми, достигшими сверхъестественного состояния и даров Святого Духа.

За  поисками подлинной духовности, мест силы и духовных наставников (старцев), владеющих духовным знанием и  молитвенной   практикой, многие верующие отправляются в  паломничества  и  далёкие странствия, совершенно забывая  о том, что для  Святого Духа  не существовало и не существует преград и расстояний и что сам тесный  путь спасения вечен  и  неизменен, хотя  способы  прохождения  этого пути могут  претерпевать изменения.

Начитавшись  святоотеческого предания  и книг о житии святых, изобилующих  мистикой и духовными артефактами, многие неофиты,  забыв  о нижних  и средних  ступенях  духовной  лестницы, пытаются  сразу  же  перепрыгнуть  к  верхним, сосредотачиваясь  на  духовных  практиках «богосозерцания», не понимая  того, что любое  домостроительство начинается не  с крыши, а с  фундамента.

 Отказываясь  от послушания, социального служения и миссионерства, а  сразу  же  выбирая  для  себя  путь аскетизма  и  анахоретства, требующий  в  наше   время  особой  готовности,  устойчивости и силы  веры,  они совершенно забывают о  том, что по слову святителя Игнатия «Тайны христианства  открываются подвижнику постепенно, соответственно его духовному преуспеянию».

Второй  весьма  серьёзной  проблемой  современного православия  является усиливающаяся его обмирщённость с  концентрацией   сугубо на   внешней (атрибутивной)   стороне  таинств  и  священнодейств  с  полным  отходом  от практик  внутреннего или умного делания, составляющих основу духовного спасения.

 Как это ни парадоксально, но  многие   молодые  священнослужители и   выпускники  духовных  учреждений  даже  не  имеют представления  об аскетике  и  умном (внутреннем)  делании,  связанном  с  формированием  «нового»  человека,  считая  проявлением  высокой  православной «духовности»  радикальную  ревность  и слепое душевное  рвение  к  сокрушению всех  «врагов»  православия  и церкви, совершенно забывая  о том, что все подлинные враги  и  православия  и церкви находятся у  каждого человека внутри.

 Иными  словами, в  настоящее  время  имеет  устойчивая  тенденция  к  обмирщению, экуменизации  и отходу  от  исконно  святоотеческой  традиции   со  стремлением подлинную духовность в  её  аскетическом  понимании  подменить откровенной  нравственной  душевностью и чувственностью,  внутреннее умное  делание  подменить  философствованием и интеллектульным индульгированием, а  подлинную  жертвенность и праведность  подменить  внешним или  показным  благочестием угождения людям и миру, а  не Христу, как Истине.

Для  этого  есть  вполне  понятные причины, как  объективного, так  и субъективного характера.   В этой  связи всем ищущим  хочется ещё раз напомнить о том, что  во  времена  господства  информационных технологий  от современного мира  тотального  рационализма  не существует спасения внешнего, а  существовало, существует  и может существовать  только  спасение  внутреннее, т.е. духовно-нравственное.

Современный  высокотехнологичный  мир с его совершенными  информационными технологиями сегодня способен проникнуть куда  угодно и может  обнаружить  даже  «меченый атом», но  бесконечно тонкий  «квант»  личного  духовного света   внутреннего пространства  человеческой души, был, есть и будет недоступным никаким современным технологиям, ибо это ипостась не  материи, а  духа,  над которой властен только Сам  Господь.

Именно поэтому в  качестве некоторого напутствия всем современным искателям духовности и истинной веры, осваивающим методологические  основы психологии спасения, хочется напомнить о том, что само христианство родилось и распространялось не на провинции и не в сельской местности, а  именно в городах, где  была  сконцентрирована  вся цивилизационная мысль,  знание и человеческая  культура.

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за тó, что ты не узнал времени посещения твоего.

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

И учил каждый день в храме.» (Лк. 19; 41 - 47)

Если вспомнить библейскую историю, то окажется, что именно провинция  в  силу  консерватизма дольше всего оставались под властью языческих заблуждений и стереотипов. Это сказано к  тому, что актуальность  мегаполисов  и крупных городов, как концентратров  рационализма  и самой  прогрессивной  человеческой  мысли, до сих пор не  потеряла  актуальности  в  плане  центров  духовного просвещения.

Другое  дело, что  сами  подходы  к  мисионерству  и духовному   просвещению  сегодня  также  должны  быть  иными  и высоко  интеллектуальными.  Примером  такой парадоксальности может служить Джорданвилл  (штат Нью-Йорк), как заграничное представительство РПЦ, давшее  миру, казалось бы,  в  самом  сердце мирового прагматизма,  рационализма  и  имперского  супер эгоизма США,  таких столпов современной духовности и православной веры, как архиепископ  Аверкий (Таушев) и отец Серафим Роуз (Платинский).

Говоря  другими словами, мысли о том, что  бегство от мира,  затворничество  и  уединение есть единственные способы спасения в  наше  время, являются прелестью, т.е. глубоко ложными установками, уводящими  сознание из реальности  бытия в мистику воображений о духовности. 

Преподобный Исаак Сирин, считающийся одним из непревзойдённых учителей всех монашествующих, в своём слове  «О крестной  деятельности» писал:

            «Деятельность крестная (спасение) двояка; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность.

А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. И одна, то есть деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души, а вторая - действенность душевной любви, то есть естественное вожделение, которое просветляет умную часть души... »

Смысл сказанного преподобным состоит в  том, что любое  спасение предполагало  и предполагает и  внешнюю и внутреннюю стороны одновременно. Без  одной  стороны  -  деятельностной, которая  тяготеет к  внешнему, нет  и не   может быть другой – рассудительной, тяготеющей к  внутреннему:

Первая практика (деятельностная и чувственная)  обнажает всю суть человеческой натуры, позволяя  человеку видеть всё несовершенство своей души, открывая фронт для внутренней работы.

Вторая практика (рассудительная  и умственная)  и  есть практика делания  ума. 

При этом ни в какое  время недопустимо разделение этих подходов с выбором   одной  только практики умного делания или молитвенного делания, чем, по сути, и озабочены практически все неофиты  и эзотерики.

Далее преподобный поясняет:

«Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части (деятельностной) переходит к сей второй (умственной), привлекаемый ее сладостию, не говорю уже - своею леностию, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды  свои, яже на земли  (Кол.3:5), то есть не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной.

Сие-то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев.»

            Смысл сказанного с психологической точки зрения прост  и  состоит в том, что невозможно приблизиться  к  высшему (духовному),  не  проделав  прежде  соответствующей тяжёлой и грязной  работы  с  низшим (телесным и душевным). 

            Языком метафоры это значит, что нет смысла  приступать к возведению крыши дома, не  воздвигнув предварительно прочного основания (фундамента) и стен.

Как уже  говорилось, цель  спасения  одна,  но способов   спасения  существовало и  существует  множество.  Именно поэтому  не  стоит  малым  человеческим  умом  заведомо   ограничивать   большой   промысел  Божий,  сводя  христианство и православие   к  одной   только  скорби, что делают некоторые  радикально настроенные  и  безрассудные, навешивая на  христианство  ярлык  сплошного  и  бесконечного мученичества  и страдания. 

Православие – это религия  любви  и света  истинного знания  в  которой  есть место всему  и  страданию  и радости  переживания  внутренней свободы.  Другой   вопрос   в  том, что  разным  людям   в   силу  их  обусловленности теми  или  иными  страстями  на  разных  ступенях  духовной  Лествицы требуются  разные  лечебные  средства  для  исцеления  души – от  скорби   до   блаженства  или,  говоря   медицинским  языком, -   от  «срочной  операции»  до  «курорта»,  но и первое  и второе   служит одной   цели  спасения.

Именно по этой  причине  для  каждой  души,  становящейся  на  путь духовного спасения, кроме  общих  принципов  душепопечения, должны   применяться  и индивидуальные, соответствующие  особенностям устройства  и состояния   конкретной  личности  и  души.  

«Путеводитель не всем, приходящим к послушанию, должен говорить: путь сей узок и тесен (ср.: Мф. 7: 14) и не каждому: …иго сие благо и бремя… легко… (Мф. 11: 30), но должно рассматривать и избирать приличные врачевства.

Отягченным лютыми грехами и склонным к отчаянию прилично второе врачевство, а склонным к высокоумию и самомнению – первое средство».  (Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово к пастырю, Гл.VII. П.2)

К сожалению  в  последнее  время  среди   высшего  духовенства  отмечается опасная  тенденция  к   подмене  умного делания  и  практической  работы со  страстями  на  всех  уровнях человеческого естества (тела, души и духа)  энциклопедической  эрудицией  и  духовной  философией, как  формами  интеллектуализации  мышления. 

Это  опасная  тенденция  ухода  от  болезненной   процедуры  полного  и  окончательного  распятия  эго  ума  для  вхождения  в  область  «блаженного  духовного  безумия»  и  скрытая  форма  эксплуатации  тщеславия и гордыни  человеческого эго  в  самом тонком  их виде  высокого  интеллекта, который, как   уже  говорилось,  не  имеет ничего общего  с духовной  осознанностью   и  рассудительностью.

            Жертвенность  была, есть  и будет  единственной  и наиболее   эффективной  формой  выворачивания   «наизнанку»  всей   структуры   эго и  для  проявления  качеств  подлинной жертвенности и добродетели  в современном  мире не только нет никаких препятствий, но наоборот  есть все  предпосылки  и условия.

Можно сказать, что современный мир  со всей  его изощрённой  рациональной психологией лицемерия  и лжи  является в  настоящее  время лучшим «тренажёром» для  укрепления  и развития  духовно-нравственных качеств.

Таким образом, современный  социум с его мегаполисами  является  большим  фронтом духовно-нравственной  работы, открывающим  невообразимо широкое  поле  практической  деятельности для всех ищущих.

Участками и передовыми этого фронта  духовно-нравственной работы сегодня  являются  не  только хосписы, приюты, больницы, психиатрические  клиники, специальные  учреждения,  родильные  и детские дома,  дома  инвалидов  и престарелых,  учреждения  пенитенциарной  системы  и  т.д.

Православная  психология  и  христианская  нравственность сегодня востребованы  во всём обществе – в  системе воспитания и образования, в  системе  здравоохранения,  в  юриспруденции, в экономике, в  армии, в  системе  исполнения  наказания  и  т.д., как  единственно правильная форма  отношений  между  людьми.

Маятник истории, качнувшись в  сторону рационализма  и воинствующего атеизма,  предав  почти на 100  лет забвению  истинного Бога  и  традиции подлинной духовности, на  наших  глазах делает глобальный поворот  в  сторону  нравственности.

Утверждаем,  спасение в мире в  наше  время возможно, причём, именно  современный мир и социум со всеми их проблемами являются исключительно благодатным, т.е.  реально трудным  полем деятельности для  любого подвижника и истинно верующего, ищущего  достойного послушания  для приложения своих душевных сил,  милосердия  и  жертвенной любви.

Утверждаем, святоотеческая традиция  жива  и каждый, кто осознал  это, ступил на  подножку  поезда  духовного  спасения  и  будет двигаться  в  направлении  станции Любовь  вместе со своим  «новым»  человеком.

Утверждаем, России в  деле  духовного  спасения человечества  отведена  роль цивилизационного центра возрождения  православной нравственности и духовности.

Утверждаем, Лествица в  Небо  доступна  каждому уверовавшему  во Христа  и преодолевшему свой  рациональный   страх  подъёма над  собой:

 «в царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения.» (Преп. Григорий Синаит)

Какие существуют сегодня  препятствия в  мире для спасения  посредством социального служения, милосердия и жертвенного проявления  тех добродетелей, о которых говрит преподобный Григорий Синаит ?  Никаких.

 «Познав из опыта, я утверждаю еще то, что монах никогда не имеет нравственного совершенства без следующих добродетелей: поста, воздержания, бодрствования, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача и смирения.  Эти добродетели друг друга рождают и охраняют.»  (Добротолюбие, Т.5, Преп. Григорий Синаит, О безмолвии и двух образах молитвы. 15 глав.)

Поэтому  подлинную духовность  в  наше  время, как и  2000 лет  тому  назад,  искать нужно  в социальном  и духовно-нравственном  служении ближним, т.е. на  самых сложных участках и фронтах социальной работы,  ибо:

  «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие  усилие восхищают его.» (Евангелие от Матфея 11, 12.) 

Вот почему  спасение в  наше время практически невозможно без проявления  полной  самоотдачи  в социальном служении и послушании  на  самом  острие жизни  и на линии фронта противостояния зла  и добра.

Материал, изложенный в этой  книге, для  многих  людей, стремящихся  к   логическому  пониманию православия  и  православной  психологии,  может стать надёжной  методологической  опорой как  для  личного роста,  а  также помощи ближним. 

Направление нравственно-ориентированной  православной  психологии,  делающее первые  шаги, сегодня  активно нуждается в  методологической поддержке и развитии. 

Данный  материал может стать методологической  базой и основой для разработки соответствующих учебных планов,  программ и курсов подготовки  православных психологов.

Есть определённая надежда и на  то, что в  г. Минске в  рамках  государственного  учреждения образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла»  Белорусского государственного университета  в ближайшем будущем может быть введена  такая  учебная дисциплина, как православная  психология.

Да  поможет нам  в нашем  подвиге  и служении Господь, сподобивший  кратко  изложить  в  данном  материале наиболее  общие методологические  основы нравственно-ориентированной  православной психологии.  Данный  труд  также  является формой  послушания и социального служения.

    Богу Слава за всё.    

Аминь   

      *  *  *         

 

  

 

Литература

 

Августин Блаженный. еп. Иппонийский. Творения. О книге  Бытия, буквально. Репр. Изд. М. «Паломник». 1997.

Аристотель. О душе. Государственное социально-экономическое  издательство, М., 1937.

Асмолов А. Г. Психология личности. М. МГУ, 1990.

Афанасий Великий. Св. Творения.  Т. 1, 2, 3, 4  М., 1994.

Башкиров В. протоиерей. На пути к Богу: Слава Тебе, показавшему нам свет! Мн. БПЦ. 2014.

Берестов А. иеромонах. Грех, болезнь, исцеление. Беседы с православным врачом. М. Издетельство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2000.

Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики (1922-1928). Т. 1. Нижний Новгород, 1995.

Варсануфия Великого и Иоанна. Преп. Руководство к духовной жизни. М., 1995.

Василий Великий. Св. Творения. Ч. 1, 2, 3, 4 М., 1993.

Влахос Иерофей,  Православная психотерапия. Святоотеческий  курс врачевания души, Свято-Троицкая Сергиева  Лавра, 2004.

Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб. Речь. 2007.

Григорий Богослов. Св. Творения. Т. 1, 2. М., 1994.

Григорий Нисский. Св. Об устроении человека (Перев. В. М. Лурье), СПб., 1995.

Григорий Нисский. Св. О блаженствах. М., 1997. 

Григорий Нисский. Св. О молитве. М., 1999.

Григория Двоеслова Св. еп. Римского. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996.

Григорий Палама. Св. Триады в защиту священно-безмолствующих. М.: Канон. 1996.

Григорий Палама. Св. Беседы. М., 1994.

Григорий Синаит. Св. Творения. М., 1999.

Добросельский П.В. Общие  аспекты психики или введение  в православную психологию. М. 2008.

Добротолюбие,  Полное  собрание (Пер. Паисия Величковского)  Т.1, 2, 3, 4, 5, Сибирская  благозвонница, 2010.

Преп. аввы Дорофея. Душеполезные поучения. М.: «Актис». 1991.

Преп. Авва  Евагрий Понтийский. Послание  о вере, Аскетические и богословские сочинения  (Пер. с др.  греч.) М.: Мартис, 1994.

Еротич Владета, Христианство и психологические проблемы человечества, М. 2009.

Ефрем Сирин. Св. Творения. М.: «Отчий дом», 1994.

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.

Зенько Ю.М. Психология и религия, СПб,: Алтейя, 2002.

Зеньковский В.В. Основы  христианской философии,  Франкфурт, Т. 1, 2. 1964.

Игнатий Брянчанинов. Св. Т. 1. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993.

Игнатий Брянчанинов. Св. Т. 2. Аскетические опыты. М., 1989. Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 3. Слово о смерти. М.: Правило веры. 1993.

Игнатий Брянчанинов. Св. Т. 4. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры. 1995.

Игнатий Брянчанинов. Св. Т. 5. Приношение современному монашеству. М., 1991.

Игнатий Брянчанинов. Св. Отечник. М., 1993.

Игнатий Брянчанинов. Св. Собрание писем. М-С-Пб. 1995.

Игнатий Брянчанинов. Св. Слово о человеке. С-Пб., 1995.

Иоанн Златоуст. Св. Полное собрание творений в 12-ти томах. Т. 1, 2 М., 1991.

Иоанн Златоуст. Св. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993.

Иоанн Златоуст. Св. Беседы на книгу Бытия. М., 1993.

Иоанн Златоуст. Св. Беседы на послание к Римлянам. М., 1994. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. Кн. 2. М., 1994.

Ириней Лионский. Св. Творения. Против ересей. М.: Паломник. 1996.

Исаак Сирин. Св. Слова подвижнические. Лепта М., 2010.

Исаак Сирин. Св. О божественных тайнах и о духовной  жизни, Новооткрытые  тексты, Издательство Олега Абышко, 2012 г.

Иоанн Кронштадский. Праведный Св. Христианская философия. М., 1992.

Иоанн Кассиан Римлянин. Преп. Писания, репр. изд. М., 1993.

Иоанн. Преп. игумен Синайской горы. Лествица. С-Пб. 1996.

Иоанн Дамаскин. Преп. Точное изложение православной веры. М., 1992.

Иоанн Дамаскин. Преп. Творения. Христологические и полемические трактаты. «Мартис». 1997.

Лука Войно-Ясенецкий, архиеп. Дух, душа, тело. Изд. «Жизнь с Богом». 1988.

Ковалев А. Г., Мясищев В. И. Психология личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

Коржевский В. иер. Пропедевтика  аскетики, компендиум по православной святоотеческой психологии, М. 2004.

Леонтьев. А. Н. Избранные психологическое произведения, в 2-х томах: Т. 2. М., 1983.

Макарий Египетский. Преп. Творения. М. Паломник. 2002.

Макарий Египетский. Преп. Духовные беседы. М. 1994.

Максим Исповедник. Преп. Творения. Кн. I, II  М., 1993.

Никон Воробьев, игум. Нам оставлено покаяние. М., 1997.

Нил Синайский. Св. Творения. Т. 1. М., 1858.

Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон. 1998.

Осипов А.И. Путь разума   в поисках  истины, Изд. Сретенский  монастырь, М. 2002.

Осипов А.И. Из времени  в вечность, М. 2011.

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1991.

Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. Мн. Вышэйшая школа, 2004.

Петр Дамаскин. Преп. Творения. Кн. 1. М., 1993.

Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1994.

Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

Савва Схиигумен, Опыт построения истинного миросозерцания, М.: Православный паломник, 2010

Симеон Новый Богослов. Св. Творения. Т. 1, 2, 3 М. 1993.

Старец  Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991.

Серафим Саровский. Преп. Беседа с Н.А. Мотовиловым. О цели христианской жизни. М., 1991.

Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию. С-Пб.: Светослов, 1997.

Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. С-Пб. 1995.

Сикорский Н.А. Всеобщая психология. Киев. 1904.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

Тихон Задонский. Св. Творения. Т. 3. Об истинном христианстве. М., 1994.

Феофан Затворник. Св. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Римлянам. М., 1996.

Феофан Затворник. Св. Толкование посланий ап. Павла. Первое поел, к Коринфянам. М., 1998.

Феофан Затворник. Св. Толкование посланий ап. Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1998.

Феофан Затворник. Св. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Галатам. М., 1996.

Феофан Затворник. Св. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Ефесянам. М., 1998.

Феофан Затворник. Св. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Филиппийцам. М., 1998.

Феофан Затворник. Св. Мысли на каждый день года. М.: Правило веры. 1997.

Феофан Затворник. Св. Начертание христианского нравоучения. М., 1994.

Феофан Затворник. Св. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 1991.

Феофан Затворник. Св. Душа и ангел не тело, а дух. М., 1891.

Феофан Затворник. Св. Путь ко спасению. М., 1994.

Феофан Затворник. Св. Внутренняя жизнь. М., 1993.

Феофан Затворник. Св. Письма о духовной жизни. М., 1996.

Филарет. митр. Св. Московский и Коломенский. Творения. М.: «Отчий дом». 1994.

Феофилакт Болгарский. Блаж. Толкование на соборные послания. М., 1993.

Феофилакт Болгарский. Блаж. Толкования на послания святого апостола Павла. М., 1993.

Флоренская Т.В. Мир дома твоего, М. 2009.

Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV-го века.  Путь. – 1931.

Хасьминский М.И., Семеник Д.Г.  Самоубийство. Ошибка  или выход. Минск. БПЦ, 2012.

Шеховцова  Л.Ф., Зенько Ю.М., Элементы  православной  психологии, М. Подворье  Свято-Троицкой Сергиевой  Лавры, 2012.

Шеховцова  Л.Ф., Преодоление   страсти аскетическими  и психологическими методами, М. Подворье  Свято-Троицкой Сергиевой  Лавры, 2014.  

Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской  психологии»  К.В. Яцкевич, 2014 г.  

 

Всё о православной  психологии  на  psyheo.by



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О состоянии и методологии православной психологии
  • О религиозной психопатологии и кризисной православной психологии
  • Есть ли Юрий Деточкин в наше время? Да, и не один.
  • Психология спасения
  • Есть ли любовь после брака? О смысле брака в наше время.
  • Христос Воскресе! Яйцо. Источник жизни и Творения.
  • Время года моей души.Практикум для самостоятельной работы№1
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№2
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№4
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№3
  • Что стоит за аппетитом: почему вам все время хочется есть?
  • Об энергиях тела, души и духа и энергетических особенностях разных состояний человека
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Кто есть кто в мире психологии
  • Как быть успешным за минимальное время с точки зрения психологии?
  • Соблазн или подсказка? ( НЛП-практики в православной системе ценностей)
  • Практика Шаманское Дыхание и Энергия Творения
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Иоанн (не Психология, но Мировоззрение)
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • Почему во время стресса хочется есть и как избавиться от переедания на нервной почве
  • Наше подсознание правит бал нашей жизни. Пример психологии бедности.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Образ души (немного о стилистике с точки зрения психологии)
  • О главной тайне «батарейки» человеческой души или об основах духовного домостроительства
  • Только через тело возможно добраться до души, напрямую никак.
  • Время жизни человека
  • Состояние души как время года



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь