Как "работает" эссе

«Прочитал Вашу статью, в которой Вы выбрали лучшие,

на Ваш взгляд, эссе присланные Вам.

Очень интересный ход.

Теперь буду знать как именно писать эссе.

Но эссе написано, а как же анализ?

Как человеку понять себя через увиденное, написанное?»

 Как работает эссе

   Смысл любого эссе, прежде всего, эмоциональное отреагирование.
Вынесение вовне «внутреннего содержания души».
Второй важный момент - это проведение параллелей с жизнью - инсайты (озарения, понимание про себя, свои действия, поступки, события), самоанализ.

   В фильме «Умница Уилл Хантинг»  психолог Шон в разговоре с главным героем (беседа у озера) говорит ему:

«Ты знаешь, что я понял? Ты – мальчик … Ты даже не знаешь о чем говоришь.

Если бы я тебя спросил об искусстве, ты дал бы мне полный отчет …. Но я уверен, что ты не знаешь, как пахнет в Сикстинской часовне.

Если я спрошу о женщинах, ты выдашь мне картину своих предпочтений … Но ты не сможешь сказать каково это – проснуться с женщиной и почувствовать себя счастливым

Я смотрю на тебя и не вижу образованного и уверенного в себе человека. Я вижу маленького и обкакавшегося малыша … »

Так и в нашей жизни: «вроде бы все знаешь и понимаешь, а на деле оказывается «все не так, как хотелось бы».

Знание неравнозначно собственному опыту переживания

   Третий этап - выводы и решения, которые вы примете в связи с этими осознаваниями.

   Четвертый этап - какие действия вы теперь будете предпринимать. «Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие пожнешь поступок, …»

Предлагаю к прочтению одно из лучших эссе-анализов на фильм «Блеск»

(Австралия, Джеффри Раш).

клиент - Александра 35 лет (в консультировании один месяц)

 "Я считаю себя котом. Я люблю целовать котов, если они позволяют...Если увижу кота на заборе - поцелую его...всегда" - говорит он с еле улыбкой.  Получается, хочет, чтобы поцеловали его...Говорит сам с собой, слова выдают в нем интеллектуала. "Можно ли отмыть добела черного кобеля? Нужно собрать все головоломки - может быть получится слово...Смешно? Смешно. Загадка? Загадка." Человек под дождем с мокрой потухшей сигаретой хочет зайти в закрытую дверь уютного бара, но на него рыкают недовольно  -"Убирайся". В кафе заходит псих, "курит" промокшую сигарету, болтает, кажется, чушь и бред. Не может остановиться и сам себе говорит: "Я должен замолкнуть? Да? Это проблема" - сам отвечает на свой вопрос. "Зачем ты пришел? - Я, наверное, заблудился". Встречают его трое - бармен думает, что он идиот, смеется над ним, официантка жалеет его, хочет помочь, самый главный говорит ему - "проваливай отсюда". Он цепляется за Сильвию, так как она добрая, и он это почувствовал - "Живи, Сильвия, и давай жить другим. Жить и остаться целым...Если сделаешь что-то плохое - будешь расплачиваться до конца жизни". Явно, что в его душе полный раздрай, нельзя сказать наверняка - псих ли он. В его словах появляется "папа". "Папочка так говорит, он говорит, что я злой и бессердечный". "Хэфгот" - ну и фамилия, смеются над его фамилией, он смеется вместе с ними, хотя в глазах и намека нет на смех. Ничего смешного. Он часто смеется, но это смех для того, чтобы не совершить другое действие - заплакать или закричать. "Нельзя угнетать Сильвию. Скорее всего у меня нет души". Видимо, он разговаривает с отцом. Точнее тот с ним. Это он ему говорит: "нельзя угнетать меня. у тебя нет души". Цепляется за слова в своем монологе - "это нелепо. это была нелепая трагедия".

Детство - идет на конкурс с установкой "Я выиграю" - это внушил  его папа. Когда молчит на вопрос, что ты сыграешь? - отец за него уже готов ответить, чувствуется, что он готов за него пожить эту жизнь. Его отец сидит в конце зала, чтобы Все видеть, все контролировать - за всеми, он всегда так поступает. Во взгляде - готовность к собственному триумфу,  но только что-то пошло не так - сразу нашел виноватого - пианино. "Малыш великолепен" - такие слова обычно применимы ко взрослому человеку, совмещается несовместимое. Когда все "восстановилось" - тогда он уже признается, что это его сын, а не просто малыш. Старшая сестра уже издали замечает по походке отца, что Девид проиграл - "всем достанется" - обреченно гооврит она. За игрой в шахматы опять идет установка - "Девид, всегда побеждай!" - сестра уже давно "раскусила" отца  -зло и косо на него смотрит, мол, надоел со своими амбициями. Отец в назидание рассказывает одну и ту же историю, мальчик уже знает ее наизусть. Говорит ему:" ты очень счастливый мальчик!" - и одновременно бьет кулаком о стол, хотя вряд ли это кого-то осчастливит, особенно ребенка. В углу сидит мать, ее поза - унижена, покорна, позиция полного невмешательства. Боится "кулака" мужа. Отец просит сына повторять за ним" Я очень счастливый мальчик", видимо потому что у него есть "скрипка", а у отца ее не было. Девид, чтобы угодить и задобрить (это основное чувство, которое он испытывает к отцу) предлагает - "Поиграть для тебя?". Интонации отца - вначале крик(с угрозой) - переходящий в якобы мирный диалог-монолог. Не позволяет перечить никому. Силой заставляет делать то, что хочется ему. Когда стучат в дверь, все поднимают головы, в надежде, что это исправит их положение, все кроме отца, тот уже знает, кто пришел. Он, видимо, все знает в этой жизни. Но это сюрприз - пришел член жюри, тогда тот сразу с интересом побежал навстречу. В глазах отца - чувство оскорбленного достоинства, когда ему говорят, что премию не присудили его сыну за то, что он играл слишком хорошо. Конверт с утешительной премией перехватывает отец - он все решает в этом доме, это его заслуга, что мальчик так хорошо играет. Когда челн жюри говорит про сложность произведения - Девид, с абсолютно безрадостным и пустым выражением лица отвечает, что это выбор отца. "Папочка выбрал". Девид никогда не улыбается и все время называет отца "папочкой" - желание угодить, задобрить, не нагнать на себя гнев отца, а не любящее, ласковое обращение сына к папе. Отец смотрит на гостя с высокомерием и гордостью прежде всего за себя - "они все играют!". Когда тот предлагает свои услуги учителя, отец выталкивает его нажимом своего тела из дома, не дав договорить - "его учитель я, и я нигде не учился". Так он гордится собой, тщеславие так и прет из него.

Когда ночью Девид наигрывает на пианино Рахманинова - отец говорит ему, что это - самый сложный концерт в мире, мальчик спрашивает "научишь меня?" - мальчик хочет научиться самому сложному концерту в мире, чтобы папа хоть чуть-чуть его полюбил и наконец-то похвалил. Отец довольно улыбается - угодил таки - только он может научить его самому сложному концерту. "Ты его когда-нибудь сыграешь, я буду тобой гордится". Все, что хочет отец - это гордости за себя. Мальчик ни разу не улыбается ему в ответ. Скрещенные руки на крышке пианино  - символ тюрьмы мальчика - он попал в самый трудносбегаемый плен - плен своего отца. Когда приходят на уроки к учителю музыки, отец сразу же объявляет - "я не смогу Вам платиь", мол, это вы мне должны приплачивать за того, кого Я сделал". Отец уходит от дома учителя под нарастающий шум грома, а гроза разразилась уже во взрослом состоянии Девида.

Сильвия заводит Девида в его квартиру, тот говорит про композиторов - "что всех потеряли", имея ввиду себя...Когда все покидают его комнату, перестает улыбаться, шум дождя перерастает в гул аплодисментов - он вспоминает. Когда в его юности ему вручают премию победителя - он в замешательстве, не может отвтеить на вопрос - "сколько сил ты готов отдать за свою работу?", отец опять отвечает за него - за него думает и все знает его папа, но тем не менее добавляет о своих увлечениях, что он любит теннис. "Тебе очень повезло, Девид, что у тебя есть семья" "Да, папочка". Сыну очень "повезло", чтоу него есть такой умный папа, который все знает.  Колючая проволока - и папины глаза - это одно и тоже, это суть отца. Он создал тюрьму для своих детей, где все подчинено его власти, и никто не может сбежать их этой тюрьмы, потому что "семья - не может быть тюрьмой, ведь там любят так, как нигде больше". Отец не дает вырасти своим детям, не разрешает стать взрослыми или самими собой.  Девид до сих пор мочится в постель, старшая дочь не имеет права встречаться с друзьями.

Чтобы прокормиться, они собирают бутылки, при этом отец хвастается - видите, какой я здоровый и сильный, - когда рубит дрова. Дети безропотно принимают эту правду жизни. Здоровый и сильный отец живет за счет своих детей. "Никто не ударит меня. Слабых давят как кузнечиков" - он сравнивает своих детей - с жестоким и беспощадным миром." Предлагает своим детям ударит себя - и отталкивает их с победоносным криком - "Видите, какой я железный человек". Это все, на что он способен - бороться с собственными маленькими детьми. Тонее, побеждать их. Мать, глядя на это, униженно утирает слезу, она вообще никто, не играет никакой роли.

На приеме по поводу поездки в Америку, отец опять очень горд собой, Девид именно ему обязан всем, на остальных смотрит презрительно, не собираясь праздновать успех своего сына (или себя) с ними. Начинает уничижать учителя Девида, мол, тот ничего не понимает в жизни - у него нет ни семьи, он не знает о тех мучениях, которые довелось перенести семье Девида. Все подклеивает в свой архив - вырезки из газет в огромной папке - он хранитель всего. Прикрывает старую дыру на кресле пледом- это метафора - пытается прикрываться своими прошлыми мучениями - он явно манипулятор и шнтажист  -давит на чувство жалости и на чувство вины, вместо того, чтобы пойти работать, найти себя, и купить новое кресло, он вырезает статьи о своем талантливом сыне - и бесконечно клеит их в свой дневник. За счет сына получает свою дозу признания в обществе, тем самым удовлетворяя себя в своей жизни. Сын для него производит смысл для жизни, который он не может сам искать, потому что он полный неудачник, вряд ли он на что-то способен. Когда девушка пытается познакомиться с Девидом, отец ревностно тут же его уводит. Знакомит с писательницей, при этом не дает произнести сыну ни слова - ты многому научишься у этой дамы" - все время одни нравоучения,что нужно делать, куда нужно идти...

Когда Девид читает письмо из Америки, с подтверждением поездки, отец, слушая, кидает в суп картошку - кипяток поглощает все...как и он. Все идет в топку его недовлетворенных амбиций и желаний, а самый главный ингредиент - это Девид. Как же он может лишиться такого важного участника его жизни  - отец против Америки...Письмо отправилось в огонь. Девид в отчаянии бежит к учителю, он только начал оживать в предвкушении свободы - но тюрьма отца - это пожизненное заключение...Капающий кран - это "вода камень точит" или  последняя капля, которая может быть откроет ворота свободы. Сидя в ванне, Девид обгадился, похоже ему стало все равно, наплевать, что отец должен принять ванну после него. Символ и страха, и равнодушия уже, и символ собственной жизни Девида. Отец его сломал. Учитель пытается поговорить с отцом, тот спрятавшись, боится выйти и поговорить откровенно с глазу на глаз - он точно не мужик, а тряпка...Просит сына Не Ненавидеть его, именно так, а Не Любить, то есть он прекрасно понимает, какие чувства испытывает к нему Девид. "Ты должен выжить, повтори" - требует опять Отец, сын "возвращает" ему его послание. Кажется, он начинает взрослеть, не хочет ему подчиняться. Отец кроет последней картой - говоря "слова любви", только так он может еще оставить сына при себе. Девид клюет на нее, так как именно эти слова он ждал всю свою жизнь и ради этих слов он делал так, как хочет отец.

Девид снова дома, он нашел отдушину в новом друге - писательнице, разговаривает с ней по душам... Все таки он исполнил мечту отца - сыграл Рахманинова, но называет игру - "кровавым спортом". Реакция отца на проигрыш - когда он нагнувшись, чтобы получше расслышать свою фамилию - вдруг получает оплеуху за все, так ему и надо, мерзкое чудовище -это он. Отец не верит своим ушам, но Девид спокоен. Отец морщится, не может вынести аплодисментов  - не ему - и, выбегает из зала.

Общаясь с писательницей, Девид спрашивает про ее отца, она в ответ рассказывает об отце с любовью, Девид понимает, что этого никогда у него не было и не будет. "Он разгневанный лев" - "Он котенок", - отвечает ему подруга, и в сущности, она права, он абсолютное ничтожество, которое не может причинить вреда, если просто послать его на все четыре стороны. Когда Кэтрин дарит перчатки для зашиты рук - это дорогого стоит, так как подарок с любовью и от души, за ним понимание человека и его внутренней жизни. Но они красные..."Кровавый спорт".

Отец похож на паразита, который внедрился в мозг своего сына и желает жить только там. Читая письмо про стипендию, смеется с нотками полной власти над сыном - "думаешь, можешь поступать как вздумается?". Девид вырывает из рук письмо и впервые озвучивает - "я хочу". Когда отец избивает физически своего сына  за то, что она талантлив, умен, одарен, - это уже от собственного бессилия, он то всего лишь жалкий паразит. Манипулирует сыном на чувствах, в конце концов просто изгоняет его из дома :"тебе будет заказан путь в этот дом". Он вцепляетс в него как клещ-кровосос, гипнотизирует его: "если ты уедешь, то будешь расплачиваться до конца жизни". Несмотря на шантаж, Девид все таки уходит, отец сжигает память о нем - жгет все вырезки из газет.

Когда учится у профессора, тот дает ему несколько советов :"мудрый ли это подход, со всем соглашаться; на бумаге ноты, а не эмоции, не стоит жертвовать всем ради эмоций." Но Девид не может совладать с эмоциями, он постоянно думает об отце, пишет ему письма "я должен сосредоточиться", но сосредоточен он только на мыслях о доме. Он ни в чем не уверен, потому что ему в детстве не дали самых главных чувств - любви и безопасности. Когда снова выбирает для участия в конкурсе произведение Рахманинова - это подтверждает, что от отца он оторваться не смог, опять хочет доказать отцу, что он его любит и в ответ получить самое глваное признание  - признание любви от отца. Но это 

невозможно в принципе. Его отец не умеет любить, и вряд ли уже научится. Он умеет только поглощать, а любовь - это отдавать. Все, что делает Девид - все это ради отца. Когда он стоит полуголый на лестничной площадке, даже не замечая себя - равнодушие к своему виду - это равнодушие его отца к нему. Прочитав письмо о кончине Кэтрин, он многое потерял в жизни, ведь этот человек его искренне любил.

Девид играет Рахманинова так, "как будто завтра не наступит никогда", он играет Для отца, вся его жизнь - для него. Вся боль, все отчаяние жизни - он проигрывает пальцами, но не слышит собственных звуков. Его жизнь пуста и там полная выжженная пустыня. Он оглох от этой боли, и всего одна маленькая слезинка падает с глаз его отца, когда тот слушает в записи этот концерт. Все Это - ради нее??? Девид оказывается в больнице, что неудивительно, как он вообще умудрился дожить до этого момента...После больницы звонит папе, и говорит, что он "дома", отец кладет трубку - он выиграл - сын приполз к нему.

Когда Девид сошел с ума, непонятно, где грань его сумасшествия, кажется, что он притворяется. Он мальчик из детства, в которое его не пустил, которое ему не дал, а впоследствии еще и выгнал из этого рая - его папа. "Он может выписаться, но ему некуда податься" - результат гипноза отца, когда тот выгнал его из дома из-за колледжа. Никто ему не в силах помочь, ни старые поклонники, ни церковь. Он все еще в своем детстве - "слабых давят как кузнечиков". Он бежит под дождем, пытаясь смыть все раны с души.

Круг фильма - он в дешевом кафе играет на пианино, все в шоке, что этот псих осказывается так играет. Все затихли - а у Девида начинается новый этап в жизни - он радостно играет в захолустном кафе, и это вызывает уважение, что он - великий пианист - не побоялся такой сцены. Зато здесь его полюбили и приняли таким, какой он есть. Можно сказать, он обретает свой новый дом. Это его победа. Отец продолжает следить за ним и н е выдерживает этой победы - является таки к нему. "Ты хорошо себя чувствуешь?" - продолжает доминировать над сыном, открывая банку консервов, радостно смеется, что он сильнее, чем сын. Называя его "мальчиком"   - не дает выйти из этого круга, очки - с заклеенной трещиной - метафора - как та дыра на кресле. Отец сам остался ребенком, рассказывает ту же историю про скрипку - "нужно быть здоровым, чтобы выжить..."- но Девид больше не хочет играть в эту игру, он не знает, что случилось с о скрипкой...

Богатый, уютный дом - там теперь живет Девид, его приняла Сильвия. В кафе люди слушают его игру, тихо и внимательно. "выразить невыразимое. Мне намного лучше - я снова играю". Идет на концерт бывшего соперника. В фильме повторением присутствует вода, и голое тело Девида, символ очищения - он пытается смыть с себя все оковы. Встреча с подругой Сильвии - это счастливый конец его несчастной жизни. "Блеск" - это блеск любви. Любовь его жены - его спасает. Он снова играет в залах. "Что ты будешь делать? - Я выиграю. - Не сейчас. - Я еще поиграю. - Хорошо". Его жена его перенастроила на гармонию.

Конец отца "я ничего не чувствую" - это начало Девида - "жизнь продолжается, всему свое время, нужно лишь уловить смысл времени."

P.S. Благодарю Александру, за разрешение напечатать это замечательное эссе души (имя и возраст изменены в целях конфиденциальности)



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Папа, ты отец инвалида" (с). Как жить с "нелюбовью"?
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • 21 день для жизни. Практика "Отец и Жизнь"
  • Продолжение "Отец "пожирающий" сыновей.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Отец и сын, как воспитаешь, так и "поплывет" по жизни
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь