|
Дети в семьеАвтор статьи: Дмитриева Нина Борисовна
Эта статья является по сути продолжением статьи «О семье». Почему? Потому-что многие проблемы, которые возникают у детей, являются следствием неблагоприятного климата в семье. Припоминаются строчки из песни, которую поёт Лариса Долина: «Важней всего погода в доме». Вот от этой «погоды» и зависит благополучие ребёнка. Если в семье «солнечно», радостно- ребёнок имеет все шансы на нормальное развитие и преодоление возрастных кризисов без серьёзных проблем. Если в семье «пасмурно, дождливо, часто тучи над головой членов семьи», то у ребёнка могут возникнуть те или иные проблемы в развитии, здоровье и как следствие-в поведении. Перейдём от метафор к языку психологии. В дисфункциональных (негармоничных) семьях формируется роль «носителя симптома» (Э. Г. Эйдемиллер и др., Санкт-Петербург 2006), которую чаще всего в семье «играет» самый «слабый» -ребёнок. Именно дети чаще всего являются стабилизаторами отношений между взрослыми членами семейства (мамами, папами, бабушками, дедушками и др. родственниками), выполняя при этом не свойственные своему возрасту функции. Выполнение не свойственных ребёнку функций и ролей приводит часто к соматизации, задержке психического развития, изменения поведения. Предлагаю рассмотреть два типа семей (Carter E., Mcgol-dric M., 1980): «- Семья с маленькими детьми.Появление новых родственников, детей, также вносит напряжение в семейную жизнь. Во-первых, рождение ребёнка нередко приводит к охлаждению между супругами по типу: «воспитание детей оставляет мало времени для себя». Во-вторых, выраженная эмоциональная близость ребёнка с матерью ослабляет её связь с отцом. Постоянно накапливающаяся усталость и апатия мешают достижению согласия как в отношениях между супругами, так и в вопросах воспитания. Помощь бабушек и дедушек, рождение второго ребёнка и формирование подсистемы сиблингов частично способствуют снижению напряжения. Задачи на стадии воспитания ребёнка заключаются в стабилизации отношений в молодой семье, координации противоречивых потребностей каждого ее члена и взаимной поддержке. - Семья с детьми-подростками. Наличие подростка в качестве члена семьи побуждает его близких отказываться от ряда семейных традиций или их пересматривать. Семья стоит перед необходимостью научиться конструктивно разрешать конфликты между родителями и детьми-подростками (Duval E., 1977).
Успех ожидает семью, если она будет поощрять независимость подростка, но возражать против вседозволенности. Степень подготовленности подростка к жизни в большинстве семей определяется его способностью избежать пьянства, наркомании, венерических заболеваний, ранней беременности и других поведенческих отклонений. Существует множество факторов, которые мешают семье разобраться в проблемах подростка (неудачный брак родителей и их попытки найти любимого человека вне семьи, слишком большая занятость на работе, необходимость ухаживать за пожилыми или больными родственниками и пр.). Во всех этих случаях подросток чувствует, что им не интересуются, ему не доверяют, его осуждают, -и становится одиноким, депрессивным и враждебным.» Всё взаимосвязано: проблемы детей- часто следствие проблем в семье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|