|
Самооценка и цель.Автор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием оценивания выступает система личностных смыслов. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора (подвигает человека к активности), и защитная, обеспечивающая относительное спокойствие и независимость личности (дает ощущение стабильности). Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует. Если результат контактов – заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия.
Оценка себя – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки.
Для развития максимально адекватного отношения к себе необходимо движение человека, где на первое место выступает категория Цели. Человек не желает работать со своими целями. А это очень важно – иметь Цель и двигаться к ней. Имея Цель, человек знает, куда именно прилагать свои силы. С появлением Цели появляются и препятствия, потому что не бывает настоящей Цели без препятствий. И стоит появиться Цели, как появятся и препятствия. И стоит пропасть Цели, как пропадут и препятствия. И останутся только проблемы. А это намного хуже и тяжелее, потому что препятствия помогают – они сохраняют правильный вектор движения к Цели. Тем более что препятствия расположены, скажем так, с одной стороны. А проблемы – мешают, потому что они расположены «вокруг»[1].
В качестве вывода к вышесказанному, а именно характеристике личностного роста и развития (повышения самооценки), можно указать на некоторые положения нейролингвистического программирования: 1. Знать, чего вы хотите. 2. Действовать. 3. Учиться замечать результаты своих действий. 4. Быть готовым менять свое поведение, пока не удастся достичь желаемого результата[2].
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|