Представляете ли вы сейчас свою жизнь без компьютера? А телефона???
Я помню мы росли, и постепенно погружались в цифровой мир, я например, помню свое детство, в котором мультики по телевизору были только в определенное время. Может быть я одна такая древняя?
А наши дети??? Они уже родились в цифровом мире, где гаджеты (телевизоры, телефон, планшет, компьютер, игровые приставки и шлемы виртуальной реальности) его неотъемлемая часть. Сегодня, цифровое детство – это естественно. Дети, еще не умея ходить, уже умеют обращаться со смартфонами, ноутбуками и планшетами. При правильном подходе со стороны родителей гаджеты помогают ребенку развиваться, учиться считать и писать, изучать новые понятия.
Но мы как родители часто обеспокоены такими вопросами:
Когда знакомить ребенка с телевизором (планшетом, телефоном)?
Сколько времени в день безопасно для ребенка проводить с гаджетами?
Как отвлечь ребенка от планшета, если он этого требует?
Как понять, когда стоит бить тревогу, и говорить о зависимости от гаджетов?
Мне близка эта тема, и я была обеспокоена этими вопросами с дочерью, ей было 11 лет, когда мы переехали в Петербург, и у нее поменялось все: окружение, школа, друзья, кружки и секции. Я была в работе, пытаясь скорее обеспечить возможность финансовой адаптации в новом городе. И я помню, как первые 3 месяца, дочка только сидела дома, и постоянно играла в планшет, это был такой уход от реальности, которую она очень не хотела принимать.
Для меня было важно помочь ей найти себя в новом для нее городе, и в новом окружении интерес, дать помочь понять, что реальность общения гораздо интереснее, чем планшет. Что я делала:
Искала любую возможность, когда я дома – провести время с ней, пообщаться, поговорить, рассказать о себе. Сделать общение со мной интересным.
Совместные настольные игры с семьей. Все вместе мы играли в различные настольные игры, в которых есть и элемент общения, и игры – как аналог замены цифровых игр. Это до сих пор остается, один из любимых времяпрепровождения нашей семьи.
Предлагала и поддерживала любую возможность совместного выхода ее одноклассников на прогулку, или приглашала к нам домой.
Я показывала интерес к книгам, читая сама, и рассказывая о том, как интересно там написано. Искала книги, которые могли бы заменить планшет и вызвать интерес у дочери.
Это дало определенный эффект, на 4 месяц адаптации в новой школе, у Насти (дочери) стали появляться друзья, с которыми она стала больше проводить время, нежели с планшетом. Сейчас ей 14 лет – и, конечно, социальные сети и мессенджеры, это ее неотъемлемая часть общения. Однако я стала замечать периодичность увлечения: то планшетом (сейчас это фильмы, сериалы), то книгами (читает с увлечением, до полночи). У нас нет ограничений ни на планшет, ни на компьютер, она сама регулирует свое время и несет ответственность за учебу и успеваемость – это теперь ее ответственность. Это было не быстро, и, порой, очень сложно, но постоянное обсуждение, объяснение и интерес в реальном мире – перевесил. Сейчас, у дочери даже нет сомнения, что выбрать: друзей или сериал, она выберет друзей. Но это и моя готовность, ее отпускать, доверять гулять с друзьями, а не опекать, потому что «мир вокруг опасен».
Конечно, с маленькими детьми с одной стороны сложнее, а с другой стороны легче. Сложнее: что маленьким детям (конечно, в зависимости от возраста) не всегда можно объяснить и договориться об использовании гаджета. Легче: в том, что нам, как родителям, необходимо выработать определенную родительскую позицию к использованию гаджета нашим ребенком, и всем членам семьи следовать ей.
Итак, как сформировать здоровое использование гаджета ребенком:
Не запрещать использование планшета, телефона ребенком – а выработать здоровое отношение к данным устройствам. В случае запрещения – это становится вожделенным объектом, а все мы помним, что «запретный плод – сладок».
В случае, если уже есть высокое желание постоянно смотреть мультики/ играть, то обсудить (если позволяет возраст), и/ или сразу ограничить время использования до 3 часов в день (не разово, а по 30-40 минут за один раз). ВАЖНО! Взрослым, быть готовыми отвлекать и понемногу заинтересовывать ребенка другими играми/ общением/ играми со сверстниками в период отсутствия постоянного «заменителя» реальности (гаджета) у ребенка. Если период проведения за гаджетом в день выше чем 3 часа, то снижать период проведения постепенно, уменьшая по 30-40 минут, доводя максимально до 3 часов в день.
Изменить качество использование гаджета - с игр, на развивающие головоломки, или увлекательные викторины, с фильмов - на поиск информации. С одинокого использования планшетом ребенка - на совместное времяпрепровождение родителя и ребенка, рассказ о том, что происходит, анализ и затем обсуждение того, что было. Использовать гаджет как помощник при необходимости длительного ожидания в очереди, перелете, а не как ежедневное "выключение" ребенка.
Самим меньше использовать телефоны/ телевизор! Да-да – личный пример, это ключевой фактор успеха. А если вы сами постоянно у телевизора, или в телефоне, то ждать, что ребенок будет сидеть рядом и читать книги, или складывать кубики – глупо.
Наконец, самый главный подход в «борьбе» с гаджетами:
С любовью показать ребенку, что реальность гораздо интереснее, чем иллюзорный мир гаджета.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.