|
Слышали ли Вы про интегральный подход Кена Уилбера?Автор статьи: Осинцева Татьяна Викторовна
Интегральный подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках систематической холистической философии. Наука – сфера деятельности человека, чтобы выработать и систематизировать объективные знания о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. Науки делятся на общественные и естественные. Те в свою очередь делятся как ветки дерева, вырастают из конкретной науки, на отрасли, а дальше идет разукрупнение на подходы, начиная разъединяться на более тонкие веточки – методы, которые в свою очередь дают нам листья или плоды в виде конкретных техник. Но, когда мы говорим об интегральном подходе, то оказывается, что он в себя включает все многообразие наук. Выдвинутая Кеном Уилбером современная версия «вечной философии» состоит в попытке согласованной интеграции почти всех областей знания: физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций Востока и Запада. Все многообразие можно представить в так называемой «реальной мандале человеческого познания». Эта мандала, по Уилберу, состоит из четырех секторов (квадрантов), образующихся при делении на плоскости образа Космоса-мира двумя перпендикулярными прямыми, с осями по направлениям: индивидуальное-коллективное и внутреннее-внешнее. Сектора представляют четыре фундаментальных мира, несводимых друг к другу по предмету, методам познания, критериям истины и языку. Это миры: субъекта (интроспекция, феноменология); объекта (классический научный метод и наука); интерсубъективности (теория культуры) и интеробъективности (социология, теория систем). Уилбер рассматривает четыре местоимения, которые выражают фундаментальные позиции в человеческом мире: я (все, что происходит во мне, моя внутренняя жизнь), мы (все, что связано с отношениями, наша общность, язык), они (те, для кого «мы» становимся объектом, чем-то внешним) и оно (относящееся уже не к людям, а к внешнему неодушевленному миру). Сюда же входят и соответствующие науки: изучающие духовность, психическое, материальное, общественное. Мандала или квадранты интегрального подхода. Зная это, мы может смотреть на проблему человека именно с интегральной позиции. Американский психотерапевт М.Мюррей употребляет метафору стула на четырех ножках. Каждая ножка – это область/сфера, без которой человек: духовное, физическое, интеллектуальное, психическое. Если сферы развиты не равномерно или вообще отсутствует какая-либо, то на таком стуле трудно усидеть. Опираясь на всестороннее видение человека можно ему быстрее и качественнее помочь. Только тогда, когда видно целое, можно начать работу по собственному исцелению. А остальное – методы. В этом и состоит суть интегрального подхода. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|