«Леночка, скажи «рыба»! – «Селедка!» или опыт психолога познания сферы логопедии

Леночка скажи рыба   Селедка  или опыт психолога познания сферы логопедии       

     «Леночка, скажи «рыба»! – «Селедка!» Такой выход нашла девочка в комедии «По семейным обстоятельствам». Но и в жизни бывает так, что психологу приходится ломать голову и разгадывать, что скрывается под «Лыбой».

     По основному месту моей работы- я педагог-психолог среднего образовательного учреждения, т.е. школы. И как у многих педагогов-психологов образовательных учреждений, у меня возникает необходимость написания характеристик на учащихся. Хочу поделиться случаем из моей профессиональной практики, который сначала насторожил, затем вызвал интерес, а завершилось все для меня удовлетворенным потиранием рук и фразой «вот где собака зарыта», для мамы ученицы вздохом облегчения, а для девочки весь процесс остался в памяти как увлекательная игра.

     Все началось с прихода ко мне педагога младших классов с просьбой написать характеристику на ученицу 2 класса для прохождения медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК). На вопрос о причинах прохождения ученицей комиссии, педагог ответил часто встречающейся формулировкой- «неусвоение ребенком образовательной программы по отдельным предметам: русский язык, чтение, татарский язык, английский язык», подтолкнул ребенка в кабинет и с не менее распространенной формулировкой- «мне нужно кормить детей в столовой», скоренько удалился.

    При всем при том, что данные входящего тестирования ребенка при поступлении в первый класс были низкими, но период социально-психологической адаптации ребенка в первом классе (формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности) был пройден, я удивилась, увидев у себя данную ученицу. Удивилась поскольку из 571 ученика младшего блока, я как педагог-психолог хорошо знаю тех, кто в группе риска, тех, кому мы будем рекомендовать прохождение ПМПК. Данная же ученица к этой группе не относилась.

     Несмотря на то, что педагог привел ко мне ученицу после пятого урока, и на пятом уроке класс писал самостоятельную работу, диагностическую работу я не стала перекладывать на следующий день. Конечно, она проводится в несколько этапов, и я стараюсь проводить ее на втором, третьем уроках, но поскольку ситуация сложилась таким образом, что девочка уже не просто сидела в моем кабинете, но и демонстрировала хорошие коммуникативные навыки: расспрашивая меня о рыбках в аквариуме, о том, что сегодня мы будем делать, мы приступили к работе.

     Показатели познавательной сферы (память, внимание, мышление) были в рамках возрастной нормы. Были хорошие показатели мелкой моторики. Графическая деятельность (предметное рисование): рисунок детализирован, раскрашен, правильно передается структурное и пространственное расположение деталей рисунка; основные пропорции соблюдены. Графические ряды (из одинаковых звеньев, из двух сменяющихся звеньев): выполняет правильно, в заданном направлении.

     Были хорошие показатели осуществления математических операций (сложения, вычитания). Данный вид деятельности вызывал у ребенка повышенный интерес, а при получении положительного результата и повышение активности в деятельности.

     Но было и то, что вызвало у меня интерес и настороженность. Например, при проверке памяти, «кривая запоминания» с последующим повторением возрастала и остановилась на пределе 9 слов из 10. Слово «конь» в каждом последующем повторении было заменено на слова «лошадь», «жеребенок». Замена слов или ввод «лишних» слов и «застревание» на ошибке, свойственны детям, страдающим текущими органическими заболеваниями мозга, но с другими количественными показателями запоминания слов.

     С речью, что называется, была беда. Я не с первого раза распознала в слове «…е…ебенок» замещенного слова «жеребенок». На мой вопрос: «ты занималась с логопедом», девочка с большим эмоциональным откликом начала рассказывать, как логопед учил ее «ррр-рычать», «шшш-шипеть» и цокать язычком, как лошадка. Благо у нас есть квалифицированный специалист (учитель-дефектолог), который, посмотрев, сказал, что звуки у ребенка не поставлены. То есть, в устной речи выявилось нарушение звукопроизношения следующих групп звуков: свистящие (с), шипящие (ш), сонорные (р).

     Далее пришлось хотя бы поверхностно знакомиться с азами логопедии и просить у педагога тетрадки по русскому языку ученицы. Они показали, что даже при списывании текста со школьной доски, ученица делает ошибки дисграфического характера: это замены букв по графическому сходству (вместо Л пишется М),  по графическому признаку (вместо Д — Б, вместо Ч — У).

     Все это породило еще одну сложность- проблемы с навыком чтения. Мама думает, что характерологические особенности ребенка, такие как упрямство, умение манипулировать, мешают наработке навыков чтения. Педагогу легче «видеть» «отставание в развитие». На практике оказалось, что ребенку нужна квалифицированная помощь логопеда.

     Слышала о том, что логопеды не рекомендуют изучать иностранные языки до того, как ребенку «не поставят» родную речь! Слышала о том, что детей с проблемами в речи не берут в специализированные гимназии с уклоном в обучении на иностранные языки! Вот и с нашей «девочкой- Леночкой» произошла «путаница» причины и следствия. Над «хэпи-эндом» мы еще продолжаем работать по сей день.

     



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Следует ли бояться ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
  • Языки любви у детей. Как определить язык любви у моего ребенка?
  • Педагог для одаренного ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Первый раз в детский сад ( особенности первого контакта ребенка и педагога)
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Сказочно-реальный эксперимент «Как научить ребенка СРАЗУ, с ПЕРВОГО РАЗА делать качественно работу»
  • Мир глазами ребенка, или Когда деревья были большими
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Когда мы были большими или четыре этапа взросления ребенка.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Язык без слов (особенности невербальной коммуникации).
  • Почему у меня так плохо с деньгами, хотя я стараюсь все делать правильно?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Вопрос психологу. Как развивать память у ребенка.
  • «Не веди меня туда. Мы там уже были»
  • Вместо слов... листочек
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Как родителям стимулировать Интерес ребенка к Познанию.
  • Кому нужна психотерапия? Всем, у кого были родители!
  • Когда роковые слова «родила для себя» не игра слов
  • Профессия педагог-психолог
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь