|
«Леночка, скажи «рыба»! – «Селедка!» или опыт психолога познания сферы логопедииАвтор статьи: Хазиева Татьяна Иркинджоновна
«Леночка, скажи «рыба»! – «Селедка!» Такой выход нашла девочка в комедии «По семейным обстоятельствам». Но и в жизни бывает так, что психологу приходится ломать голову и разгадывать, что скрывается под «Лыбой». По основному месту моей работы- я педагог-психолог среднего образовательного учреждения, т.е. школы. И как у многих педагогов-психологов образовательных учреждений, у меня возникает необходимость написания характеристик на учащихся. Хочу поделиться случаем из моей профессиональной практики, который сначала насторожил, затем вызвал интерес, а завершилось все для меня удовлетворенным потиранием рук и фразой «вот где собака зарыта», для мамы ученицы вздохом облегчения, а для девочки весь процесс остался в памяти как увлекательная игра. Все началось с прихода ко мне педагога младших классов с просьбой написать характеристику на ученицу 2 класса для прохождения медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК). На вопрос о причинах прохождения ученицей комиссии, педагог ответил часто встречающейся формулировкой- «неусвоение ребенком образовательной программы по отдельным предметам: русский язык, чтение, татарский язык, английский язык», подтолкнул ребенка в кабинет и с не менее распространенной формулировкой- «мне нужно кормить детей в столовой», скоренько удалился. При всем при том, что данные входящего тестирования ребенка при поступлении в первый класс были низкими, но период социально-психологической адаптации ребенка в первом классе (формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности) был пройден, я удивилась, увидев у себя данную ученицу. Удивилась поскольку из 571 ученика младшего блока, я как педагог-психолог хорошо знаю тех, кто в группе риска, тех, кому мы будем рекомендовать прохождение ПМПК. Данная же ученица к этой группе не относилась. Несмотря на то, что педагог привел ко мне ученицу после пятого урока, и на пятом уроке класс писал самостоятельную работу, диагностическую работу я не стала перекладывать на следующий день. Конечно, она проводится в несколько этапов, и я стараюсь проводить ее на втором, третьем уроках, но поскольку ситуация сложилась таким образом, что девочка уже не просто сидела в моем кабинете, но и демонстрировала хорошие коммуникативные навыки: расспрашивая меня о рыбках в аквариуме, о том, что сегодня мы будем делать, мы приступили к работе. Показатели познавательной сферы (память, внимание, мышление) были в рамках возрастной нормы. Были хорошие показатели мелкой моторики. Графическая деятельность (предметное рисование): рисунок детализирован, раскрашен, правильно передается структурное и пространственное расположение деталей рисунка; основные пропорции соблюдены. Графические ряды (из одинаковых звеньев, из двух сменяющихся звеньев): выполняет правильно, в заданном направлении. Были хорошие показатели осуществления математических операций (сложения, вычитания). Данный вид деятельности вызывал у ребенка повышенный интерес, а при получении положительного результата и повышение активности в деятельности. Но было и то, что вызвало у меня интерес и настороженность. Например, при проверке памяти, «кривая запоминания» с последующим повторением возрастала и остановилась на пределе 9 слов из 10. Слово «конь» в каждом последующем повторении было заменено на слова «лошадь», «жеребенок». Замена слов или ввод «лишних» слов и «застревание» на ошибке, свойственны детям, страдающим текущими органическими заболеваниями мозга, но с другими количественными показателями запоминания слов. С речью, что называется, была беда. Я не с первого раза распознала в слове «…е…ебенок» замещенного слова «жеребенок». На мой вопрос: «ты занималась с логопедом», девочка с большим эмоциональным откликом начала рассказывать, как логопед учил ее «ррр-рычать», «шшш-шипеть» и цокать язычком, как лошадка. Благо у нас есть квалифицированный специалист (учитель-дефектолог), который, посмотрев, сказал, что звуки у ребенка не поставлены. То есть, в устной речи выявилось нарушение звукопроизношения следующих групп звуков: свистящие (с), шипящие (ш), сонорные (р). Далее пришлось хотя бы поверхностно знакомиться с азами логопедии и просить у педагога тетрадки по русскому языку ученицы. Они показали, что даже при списывании текста со школьной доски, ученица делает ошибки дисграфического характера: это замены букв по графическому сходству (вместо Л пишется М), по графическому признаку (вместо Д — Б, вместо Ч — У). Все это породило еще одну сложность- проблемы с навыком чтения. Мама думает, что характерологические особенности ребенка, такие как упрямство, умение манипулировать, мешают наработке навыков чтения. Педагогу легче «видеть» «отставание в развитие». На практике оказалось, что ребенку нужна квалифицированная помощь логопеда. Слышала о том, что логопеды не рекомендуют изучать иностранные языки до того, как ребенку «не поставят» родную речь! Слышала о том, что детей с проблемами в речи не берут в специализированные гимназии с уклоном в обучении на иностранные языки! Вот и с нашей «девочкой- Леночкой» произошла «путаница» причины и следствия. Над «хэпи-эндом» мы еще продолжаем работать по сей день.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|