«Леночка, скажи «рыба»! – «Селедка!» или опыт психолога познания сферы логопедии

Леночка скажи рыба   Селедка  или опыт психолога познания сферы логопедии       

     «Леночка, скажи «рыба»! – «Селедка!» Такой выход нашла девочка в комедии «По семейным обстоятельствам». Но и в жизни бывает так, что психологу приходится ломать голову и разгадывать, что скрывается под «Лыбой».

     По основному месту моей работы- я педагог-психолог среднего образовательного учреждения, т.е. школы. И как у многих педагогов-психологов образовательных учреждений, у меня возникает необходимость написания характеристик на учащихся. Хочу поделиться случаем из моей профессиональной практики, который сначала насторожил, затем вызвал интерес, а завершилось все для меня удовлетворенным потиранием рук и фразой «вот где собака зарыта», для мамы ученицы вздохом облегчения, а для девочки весь процесс остался в памяти как увлекательная игра.

     Все началось с прихода ко мне педагога младших классов с просьбой написать характеристику на ученицу 2 класса для прохождения медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК). На вопрос о причинах прохождения ученицей комиссии, педагог ответил часто встречающейся формулировкой- «неусвоение ребенком образовательной программы по отдельным предметам: русский язык, чтение, татарский язык, английский язык», подтолкнул ребенка в кабинет и с не менее распространенной формулировкой- «мне нужно кормить детей в столовой», скоренько удалился.

    При всем при том, что данные входящего тестирования ребенка при поступлении в первый класс были низкими, но период социально-психологической адаптации ребенка в первом классе (формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности) был пройден, я удивилась, увидев у себя данную ученицу. Удивилась поскольку из 571 ученика младшего блока, я как педагог-психолог хорошо знаю тех, кто в группе риска, тех, кому мы будем рекомендовать прохождение ПМПК. Данная же ученица к этой группе не относилась.

     Несмотря на то, что педагог привел ко мне ученицу после пятого урока, и на пятом уроке класс писал самостоятельную работу, диагностическую работу я не стала перекладывать на следующий день. Конечно, она проводится в несколько этапов, и я стараюсь проводить ее на втором, третьем уроках, но поскольку ситуация сложилась таким образом, что девочка уже не просто сидела в моем кабинете, но и демонстрировала хорошие коммуникативные навыки: расспрашивая меня о рыбках в аквариуме, о том, что сегодня мы будем делать, мы приступили к работе.

     Показатели познавательной сферы (память, внимание, мышление) были в рамках возрастной нормы. Были хорошие показатели мелкой моторики. Графическая деятельность (предметное рисование): рисунок детализирован, раскрашен, правильно передается структурное и пространственное расположение деталей рисунка; основные пропорции соблюдены. Графические ряды (из одинаковых звеньев, из двух сменяющихся звеньев): выполняет правильно, в заданном направлении.

     Были хорошие показатели осуществления математических операций (сложения, вычитания). Данный вид деятельности вызывал у ребенка повышенный интерес, а при получении положительного результата и повышение активности в деятельности.

     Но было и то, что вызвало у меня интерес и настороженность. Например, при проверке памяти, «кривая запоминания» с последующим повторением возрастала и остановилась на пределе 9 слов из 10. Слово «конь» в каждом последующем повторении было заменено на слова «лошадь», «жеребенок». Замена слов или ввод «лишних» слов и «застревание» на ошибке, свойственны детям, страдающим текущими органическими заболеваниями мозга, но с другими количественными показателями запоминания слов.

     С речью, что называется, была беда. Я не с первого раза распознала в слове «…е…ебенок» замещенного слова «жеребенок». На мой вопрос: «ты занималась с логопедом», девочка с большим эмоциональным откликом начала рассказывать, как логопед учил ее «ррр-рычать», «шшш-шипеть» и цокать язычком, как лошадка. Благо у нас есть квалифицированный специалист (учитель-дефектолог), который, посмотрев, сказал, что звуки у ребенка не поставлены. То есть, в устной речи выявилось нарушение звукопроизношения следующих групп звуков: свистящие (с), шипящие (ш), сонорные (р).

     Далее пришлось хотя бы поверхностно знакомиться с азами логопедии и просить у педагога тетрадки по русскому языку ученицы. Они показали, что даже при списывании текста со школьной доски, ученица делает ошибки дисграфического характера: это замены букв по графическому сходству (вместо Л пишется М),  по графическому признаку (вместо Д — Б, вместо Ч — У).

     Все это породило еще одну сложность- проблемы с навыком чтения. Мама думает, что характерологические особенности ребенка, такие как упрямство, умение манипулировать, мешают наработке навыков чтения. Педагогу легче «видеть» «отставание в развитие». На практике оказалось, что ребенку нужна квалифицированная помощь логопеда.

     Слышала о том, что логопеды не рекомендуют изучать иностранные языки до того, как ребенку «не поставят» родную речь! Слышала о том, что детей с проблемами в речи не берут в специализированные гимназии с уклоном в обучении на иностранные языки! Вот и с нашей «девочкой- Леночкой» произошла «путаница» причины и следствия. Над «хэпи-эндом» мы еще продолжаем работать по сей день.

     



Просмотров: 345
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Как сохранить в памяти то, что для меня важно
  • Беда не в том, что снятся кошмары, беда в том, что они сбываются…
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Мужчина говорит, что ненавидит меня и что я сама во всем виновата (ответ на вопрос)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что делать при семейных конфликтах, а что точно делать не нужно
  • Ложные ожидания | Что не делает психолог (для тех, кто первый раз)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь