|
Использование арт-терапии в изучении психологии СусАвтор статьи: Сусанина Ирина Владимировна
Использование арт-терапевтических техник в подготовке студентов по дисциплинам психологического цикла.
Сусанина И.В.
Арт-терапия как метод психотерапии и практической психологии успешно используется в психокоррекционных целях, а также как развивающая технология. Однако недостаточно раскрыты возможности арт-терапии в качестве обучающей технологии. Трудно не согласиться с утверждением о том, что студенты гуманитарных вузов испытывают достаточные трудности в понимании и усвоении информации в рамках дисциплин, оперирующих абстрактным понятийным аппаратом. К последним с уверенностью можно отнести философию, а также ряд психологических дисциплин. Проблема эта усугубляется в обучении студентов заочных отделений, когда количество аудиторных часов минимально, и до 92% всего учебного материала предлагается для самостоятельного освоения. Очевидно, что использование арт-терапевтических техник в обучении основано на активизации образного мышления. Мышление образное— процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение этого типа мышления связано с тем, что видение и понимание реальности объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. (1). Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности. (2) По словам В.П. Зинченко « науку все больше привлекает « живое знание, что выражается, в частности, в том, что она все чаще пользуется живыми метафорами, образами, начинает от «схемного видения» (Декарт) переходить к «живому соображению» ( Гоголь). Действительно, попытка, поиск интерпретации научных понятий сквозь призму эмоционально- и наглядно-образного мышления , по мнению ученого, «должна использовать любая разумная дидактика».(3) Идеи арт-терапевтического подхода в психоаналитическом понимании с легкостью трансформируются в процессе применении их обучении. А именно, создание образа отражающего содержание бессознательного с последующим анализом созданного творческого продукта, в обучающем процессе будет аналогично созданию визуального представления об изучаемом, достаточно сложном, абстрактном понятии, а последующая дискуссия позволяет разобраться в структуре данного понятия, опять же, посредством анализа созданного образа. В качестве примера использования арт-терапевтических техник в обучении студентов в рамках некоторых психологических дисциплин ниже приводится примерная методика проведения практического занятия.
Методика использования арт-терапевтических техник на практических занятиях по курсу « Педагогика и психология подростковой делинквентности».
В рамках данного курса студентам предлагается ознакомиться с основами дифференциальной психологии, в частности, с классификаций типов акцентуаций и психопатий подростков (по Личко Е.Г.) Арт-терапевтические техники целесообразно использовать в данном случае в связи с тем, что визуальное, объемное представление типов подростковых характеров посредством создания образа дает возможность не только различать их, но и эффективно запоминать новую для студентов информацию. 1. Подготовительная часть. Заблаговременно студентам дается домашнее задание: по предлагаемому списку литературы ознакомиться с типологией акцентуаций и психопатий подростков по классификации Е.Г. Личко. 2. Основная часть. Практическое занятие продолжительностью 2 академических часа состоит из двух частей и предполагает определенную организацию пространства. В аудитории столы и стулья желательно расставить в свободном порядке, можно по кругу. На каждом столе находятся наборы красок, кистей, фломастеров, наборы масляной пастели, стаканчики с водой, листы бумаги формата А3, а также, иллюстрированные журналы, ножницы, клей. Инструкция для студентов. На листе формата А3, используя краски (гуашь, акварель), кисти различных номеров, масляную пастель, фломастеры создайте образ одного из типов подростковых характеров на выбор. В качестве альтернативного варианта - создание коллажа (аппликации из фотографий). Выбор изображаемого характера согласуйте с группой таким образом, чтобы одни и те же характеры были изображены не более одного раза (в случае больших по численности групп - не более двух раз). Ваши работы не будут оцениваться с эстетической точки зрения, важно создание выразительного образа, при этом он может быть как конкретным, так и символическим или абстрактным. Постарайтесь изобразить психологическую сущность характера подростка, то есть особенность, создающую акцентуацию или психопатию характера, а также черты, компенсирующие данную акцентуацию. В процессе работы вы можете использовать любую текстовую информацию, однако в изображаемых характерах нельзя использовать тексты. Время на выполнение задания – 30 минут (время на выполнение задания может варьироваться, в зависимости от численности студенческой группы). После выполнения задания придумайте название работы, а также возможное музыкальное сопровождение для данной работы - оно может быть конкретным или обобщенным, например, указание музыкального стиля); также придумайте, на какой фрукт или овощ похож данный тип характера. 3.Интегративнпя часть. Занимает около 1 академического часа. Цель – организация обсуждения теоретического материала посредством анализа визуальных образов. Организация пространства. Стулья образуют круг посредине аудитории. Инструкция. Инструкция раздается студентам в печатном виде индивидуально. Текст : «Покажите свой рисунок всем участникам занятия и ответьте на следующие вопросы. Чтобы продумать ответы на поставленные вопросы дается время 5 минут. Вы можете пользоваться любой текстовой информацией в процессе обдумывания ответов. - Как называется картина? - Что является центральной частью созданного образа? - Из каких частей состоит рисунок? - Какие противоречия характера изображены на рисунке? - Как изображенный персонаж относится к окружающему миру? - Как изображенный персонаж относится к себе? - Кто его друзья? - Чем он увлекается? - Какое музыкальное сопровождение вы придумали к созданной работе? - На какой фрукт или овощ похож данный персонаж? Задайте по одному вопросу каждому участнику тренинга по поводу».
Литература. 1. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990.– 497 с. 2. Валькман Ю.Р. Контексты в процессах образного мышления: определения, отношения, операции //Тезисы докладов I Российской конференции по когнитивной науке, 9-12 октября, Казань, 2004 3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании.- М.: Тривола, 1995.- С.25
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|