Использование арт-терапии в изучении психологии Сус

 

                          Использование арт-терапевтических техник 

                               в подготовке студентов по   дисциплинам

                                        психологического цикла.

 

                                                     Сусанина И.В.

 

    Арт-терапия  как метод психотерапии и практической психологии  успешно используется в психокоррекционных целях, а также как развивающая технология. Однако недостаточно раскрыты возможности арт-терапии в качестве обучающей технологии.  Трудно не согласиться с утверждением о том, что студенты гуманитарных вузов испытывают достаточные трудности в понимании и усвоении информации в рамках дисциплин, оперирующих абстрактным понятийным аппаратом. К последним  с уверенностью можно отнести философию, а также ряд психологических дисциплин. Проблема эта усугубляется в обучении студентов заочных отделений, когда количество аудиторных часов минимально, и до 92% всего учебного материала предлагается для самостоятельного освоения.

     Очевидно, что использование арт-терапевтических техник в обучении основано на активизации образного мышления. Мышление образное— процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение этого типа мышления связано с тем, что видение и понимание реальности объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. (1). Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. В  реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности. (2)  По словам В.П. Зинченко

 « науку все больше привлекает « живое знание, что выражается, в частности, в том,  что она все чаще пользуется живыми метафорами, образами, начинает от «схемного видения» (Декарт)   переходить  к  «живому соображению»

( Гоголь). Действительно, попытка, поиск интерпретации научных понятий сквозь призму эмоционально- и наглядно-образного мышления , по мнению ученого,  «должна использовать любая разумная дидактика».(3)

         Идеи арт-терапевтического подхода в психоаналитическом понимании с легкостью трансформируются в процессе  применении их  обучении. А именно, создание образа отражающего содержание бессознательного с последующим анализом созданного творческого продукта,   в обучающем процессе будет аналогично созданию визуального представления об изучаемом, достаточно сложном, абстрактном понятии, а последующая  дискуссия позволяет разобраться в структуре данного понятия, опять же, посредством анализа созданного образа. В качестве примера использования арт-терапевтических техник в обучении студентов в рамках некоторых психологических дисциплин ниже приводится примерная методика проведения практического занятия.

 

             Методика использования арт-терапевтических техник на 

                           практических занятиях по курсу

   « Педагогика и психология   подростковой делинквентности».

    

      В рамках данного курса студентам предлагается ознакомиться с основами дифференциальной психологии, в частности, с классификаций типов акцентуаций и психопатий подростков (по Личко Е.Г.) Арт-терапевтические техники целесообразно использовать в данном случае в связи с тем, что визуальное, объемное представление  типов подростковых характеров посредством создания образа дает возможность не только различать их, но и эффективно запоминать новую для студентов информацию.

1. Подготовительная часть.

 Заблаговременно студентам дается домашнее задание:  по предлагаемому списку литературы ознакомиться с типологией акцентуаций  и психопатий подростков по классификации  Е.Г. Личко.

2. Основная часть.

Практическое занятие продолжительностью 2 академических часа состоит из двух частей и предполагает определенную

организацию пространства.

     В аудитории столы и стулья желательно расставить в свободном порядке, можно по кругу. На каждом столе находятся  наборы красок, кистей,  фломастеров,  наборы масляной пастели, стаканчики с водой, листы бумаги формата А3, а также, иллюстрированные журналы, ножницы, клей.

Инструкция для студентов.

На листе формата А3, используя краски (гуашь, акварель), кисти различных номеров, масляную пастель, фломастеры создайте образ одного из типов подростковых характеров на выбор. В качестве альтернативного варианта -  создание коллажа (аппликации из фотографий). Выбор изображаемого характера согласуйте с группой таким образом, чтобы одни и те же характеры были изображены  не более одного раза  (в случае больших по численности групп -  не более двух раз). Ваши работы не будут оцениваться с эстетической точки зрения, важно создание выразительного образа, при этом он может быть как конкретным, так и символическим или абстрактным.

Постарайтесь изобразить психологическую сущность характера подростка, то есть особенность, создающую акцентуацию или психопатию характера, а также черты,  компенсирующие данную акцентуацию. В процессе работы вы можете использовать любую текстовую информацию, однако в изображаемых характерах нельзя использовать тексты.  Время на выполнение задания – 30 минут (время на выполнение задания может варьироваться, в зависимости от  численности студенческой группы). После выполнения задания придумайте название работы, а также   возможное музыкальное сопровождение для данной работы - оно  может быть конкретным или обобщенным, например, указание музыкального стиля); также придумайте, на какой фрукт или овощ похож данный тип характера.

3.Интегративнпя часть. Занимает около 1 академического часа.  Цель – организация обсуждения теоретического материала посредством анализа визуальных образов.

Организация пространства.

Стулья образуют круг посредине аудитории.

Инструкция.

Инструкция раздается студентам в печатном виде индивидуально. Текст :

«Покажите свой  рисунок  всем участникам занятия и ответьте на следующие вопросы. Чтобы продумать ответы на поставленные вопросы дается время 5 минут. Вы можете пользоваться любой текстовой информацией в процессе обдумывания ответов.

- Как называется картина?

- Что является центральной частью созданного образа?

- Из каких частей состоит рисунок?

- Какие противоречия характера изображены на рисунке?

- Как изображенный персонаж относится к окружающему миру?

- Как изображенный персонаж относится к себе?

- Кто его друзья?

- Чем он увлекается?

- Какое музыкальное сопровождение вы придумали к созданной работе?

- На какой фрукт или овощ похож данный персонаж?

  Задайте по одному вопросу каждому участнику тренинга по поводу».

                                                    

 

                                                      Литература.

1. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990.– 497 с.

2. Валькман Ю.Р. Контексты в процессах образного мышления: определения, отношения, операции //Тезисы докладов I Российской конференции по когнитивной науке, 9-12 октября, Казань, 2004

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании.- М.: Тривола, 1995.- С.25  

 

 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • Случай работы с аллергией в рамках эмоционально-образного подхода.
  • II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
  • О преподавания студентам технических специальностей гуманитарных дисциплин .
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • О дружбе эзотерики и психологии, а также о гуманности и человечности в них
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Использование упражнения «Дверь» в процессе терапии.
  • МАК.Создание образа себя.
  • Использование образа дерева в работе психолога в школе
  • Знакомство. Принципы психологии, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свое знакомство!
  • Ответы на частые вопросы о процессе терапии
  • Поиск работы и упаковка образа специалиста: правила игры в практическом пособии
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • Магия и психология. Магическое мышление. Виды и типы магического мышления.
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Поиск работы или псевдопоиск: создание видимости? Часть вторая.
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в преподавании психологических дисциплин
  • Управление трансовым процессом посредством техник наведения
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Психоаналитическое Рассмотрение Акцентуаций Характера
  • Как в процессе работы с психологом мы учимся любви к себе?
  • Использование техник и методов в экзистенциальном консультировании и психотерапии.
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Диссоциация в качестве техники работы с клиентами



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь