Использование арт-терапии в изучении психологии Сус

 

                          Использование арт-терапевтических техник 

                               в подготовке студентов по   дисциплинам

                                        психологического цикла.

 

                                                     Сусанина И.В.

 

    Арт-терапия  как метод психотерапии и практической психологии  успешно используется в психокоррекционных целях, а также как развивающая технология. Однако недостаточно раскрыты возможности арт-терапии в качестве обучающей технологии.  Трудно не согласиться с утверждением о том, что студенты гуманитарных вузов испытывают достаточные трудности в понимании и усвоении информации в рамках дисциплин, оперирующих абстрактным понятийным аппаратом. К последним  с уверенностью можно отнести философию, а также ряд психологических дисциплин. Проблема эта усугубляется в обучении студентов заочных отделений, когда количество аудиторных часов минимально, и до 92% всего учебного материала предлагается для самостоятельного освоения.

     Очевидно, что использование арт-терапевтических техник в обучении основано на активизации образного мышления. Мышление образное— процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение этого типа мышления связано с тем, что видение и понимание реальности объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. (1). Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. В  реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности. (2)  По словам В.П. Зинченко

 « науку все больше привлекает « живое знание, что выражается, в частности, в том,  что она все чаще пользуется живыми метафорами, образами, начинает от «схемного видения» (Декарт)   переходить  к  «живому соображению»

( Гоголь). Действительно, попытка, поиск интерпретации научных понятий сквозь призму эмоционально- и наглядно-образного мышления , по мнению ученого,  «должна использовать любая разумная дидактика».(3)

         Идеи арт-терапевтического подхода в психоаналитическом понимании с легкостью трансформируются в процессе  применении их  обучении. А именно, создание образа отражающего содержание бессознательного с последующим анализом созданного творческого продукта,   в обучающем процессе будет аналогично созданию визуального представления об изучаемом, достаточно сложном, абстрактном понятии, а последующая  дискуссия позволяет разобраться в структуре данного понятия, опять же, посредством анализа созданного образа. В качестве примера использования арт-терапевтических техник в обучении студентов в рамках некоторых психологических дисциплин ниже приводится примерная методика проведения практического занятия.

 

             Методика использования арт-терапевтических техник на 

                           практических занятиях по курсу

   « Педагогика и психология   подростковой делинквентности».

    

      В рамках данного курса студентам предлагается ознакомиться с основами дифференциальной психологии, в частности, с классификаций типов акцентуаций и психопатий подростков (по Личко Е.Г.) Арт-терапевтические техники целесообразно использовать в данном случае в связи с тем, что визуальное, объемное представление  типов подростковых характеров посредством создания образа дает возможность не только различать их, но и эффективно запоминать новую для студентов информацию.

1. Подготовительная часть.

 Заблаговременно студентам дается домашнее задание:  по предлагаемому списку литературы ознакомиться с типологией акцентуаций  и психопатий подростков по классификации  Е.Г. Личко.

2. Основная часть.

Практическое занятие продолжительностью 2 академических часа состоит из двух частей и предполагает определенную

организацию пространства.

     В аудитории столы и стулья желательно расставить в свободном порядке, можно по кругу. На каждом столе находятся  наборы красок, кистей,  фломастеров,  наборы масляной пастели, стаканчики с водой, листы бумаги формата А3, а также, иллюстрированные журналы, ножницы, клей.

Инструкция для студентов.

На листе формата А3, используя краски (гуашь, акварель), кисти различных номеров, масляную пастель, фломастеры создайте образ одного из типов подростковых характеров на выбор. В качестве альтернативного варианта -  создание коллажа (аппликации из фотографий). Выбор изображаемого характера согласуйте с группой таким образом, чтобы одни и те же характеры были изображены  не более одного раза  (в случае больших по численности групп -  не более двух раз). Ваши работы не будут оцениваться с эстетической точки зрения, важно создание выразительного образа, при этом он может быть как конкретным, так и символическим или абстрактным.

Постарайтесь изобразить психологическую сущность характера подростка, то есть особенность, создающую акцентуацию или психопатию характера, а также черты,  компенсирующие данную акцентуацию. В процессе работы вы можете использовать любую текстовую информацию, однако в изображаемых характерах нельзя использовать тексты.  Время на выполнение задания – 30 минут (время на выполнение задания может варьироваться, в зависимости от  численности студенческой группы). После выполнения задания придумайте название работы, а также   возможное музыкальное сопровождение для данной работы - оно  может быть конкретным или обобщенным, например, указание музыкального стиля); также придумайте, на какой фрукт или овощ похож данный тип характера.

3.Интегративнпя часть. Занимает около 1 академического часа.  Цель – организация обсуждения теоретического материала посредством анализа визуальных образов.

Организация пространства.

Стулья образуют круг посредине аудитории.

Инструкция.

Инструкция раздается студентам в печатном виде индивидуально. Текст :

«Покажите свой  рисунок  всем участникам занятия и ответьте на следующие вопросы. Чтобы продумать ответы на поставленные вопросы дается время 5 минут. Вы можете пользоваться любой текстовой информацией в процессе обдумывания ответов.

- Как называется картина?

- Что является центральной частью созданного образа?

- Из каких частей состоит рисунок?

- Какие противоречия характера изображены на рисунке?

- Как изображенный персонаж относится к окружающему миру?

- Как изображенный персонаж относится к себе?

- Кто его друзья?

- Чем он увлекается?

- Какое музыкальное сопровождение вы придумали к созданной работе?

- На какой фрукт или овощ похож данный персонаж?

  Задайте по одному вопросу каждому участнику тренинга по поводу».

                                                    

 

                                                      Литература.

1. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990.– 497 с.

2. Валькман Ю.Р. Контексты в процессах образного мышления: определения, отношения, операции //Тезисы докладов I Российской конференции по когнитивной науке, 9-12 октября, Казань, 2004

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании.- М.: Тривола, 1995.- С.25  

 

 



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • Арт-терапия в СОШ (примеры арт-терапевтических конкурсов и акций)
  • Как решить вопрос или решиться на что-то с помощью арт-терапии
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • О чувствах и эмоциях в процессе и после арт-терапии
  • Психологические механизмы воздействия художественного образа в арт-терапии
  • Арт-терапия: для кого и что дает?
  • Арт-терапия как метод работы с детьми
  • Несколько техник арт-терапии
  • Арт-альбом - только для арт-терапевта?
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІV часть)
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІ часть)
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІІ часть)
  • Что может арт-терапия
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Арт-терапия для работы с алекситимией
  • Как «убить» в себе внутреннего критика (методика по арт-терапии).
  • Случай работы с аллергией в рамках эмоционально-образного подхода.
  • Арт-терапия. Развитие свободного художественного мышления.
  • Коррекция повышенной тревожности у дошкольников посредством арт-терапии
  • Я есть то, что отражает моя жизнь... Гармонизирующая арт-терапия
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Арт-терапия или не арт?
  • Арт-коучинг сочетание арт-терапии и достижение цели.
  • Арт-терапия, как способ работы с фрустрацией женщин, выходящих из декретного отпуска
  • Арт-медитация для восстановления внутреннего контакта. Терапия образами
  • Есть ли предназначение? И как его найти? (Арт-терапия в женском кругу)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь