Личная терапия регламентируется рядом правил, о которых надо знать заранее, «на этом берегу». Описываемые правила и условия не являются юридическим договором. Это терапевтический контракт, необходимый для создания терапевтических отношений и успеха терапии.
Время терапии и методы
В психологической терапии терапевт это тот, кто помогает разобраться в себе и научиться жить без посторонних советов по каждому случаю. Я не знаю, что для вас лучше и это мы выясняем в процессе. Я не знаю заранее правильных ответов и это помогает относится к вам без предвзятости и предубеждений. Я не веду и не толкаю вас в лучшее место, а иду с вами, иногда на полшага вперед, иногда позади, иногда вровень.
Важнейший фактор терапии это время. Чтобы что-то выросло и созрело нужно время и простого интеллектуального понимания для терапии не достаточно. Терапия это процесс переоценки и совместного проживания прошлого опыта для высвобождения сил к новой жизни.
Чтобы что-то реально изменилось в вашей личности и в привычных способах адаптации требуется от 1.5-2-х лет и более. Это не значит, что для улучшения ситуации и облегчения вам нужно ждать так долго. Какие-то симптомы уйдут, какие-то ослабнут через пару месяцев, но для коренных изменений требуется больше времени.
Рамки терапии
Так называемые рамочные правила нужны для надежности терапевтического пространства, взаимного доверия и набора необходимой скорости психологических процессов.
Встречи проходят с частотой один-два раза в неделю. Продолжительность одной встречи 60 минут. В случае действительной необходимости возможен прием вне плана по согласованию.
Желательно выбрать ваш фиксированный день недели и час. О невозможности прийти на встречу нужно известить хотя бы за сутки. Это правило двустороннее и оно про взаимное уважение .
Трудные периоды терапии сопровождаются переживанием бессмысленности всего, чувством безвыходности и отчаяния, недоверия и сомнений в целесообразности терапии. В это время ваши решения определяются бессознательными защитами и совпадают с увеличением количества внешних поводов для пропуска назначенных встреч. Обстоятельства, которые как бы не относятся к терапии (отсутствии сейчас денег, проблемы других людей, в которых вам надо обязательно принять участие, начальники, транспорт, погода) почему-то возникают именно тогда, когда мы подходим к какой-то пока еще не понятно какой значимой теме. Единственный способ избежать избегания терапии - это заранее решить, что вы приходите по договоренности. Если мы договорились о встрече, вы приходите на нее, чтобы рассказать как трудно было прийти сегодня.
Иногда встречи проходят в офисе, иногда в Skype, иногда чередуем встречи вживую и онлайн. Это зависит от обстоятельств, например, в случае болезни предпочтительней встретиться в Skype. То же, если живем в разных городах.
Условия безопасности
В процессе терапии не бывает двух терапевтов — одного умного, другого веселого, мужчины и женщины, гипнотизера и аналитика, одного в одном городе, другого в другом... Изначально выберите одного и оставайтесь с ним до завершения терапии.
Конфиденциальность. Терапевт не сообщает вашу личную информацию вашим близким или кому-то еще при условии, что вы не замышляете преступлений. На супервизии терапевт может обсудить взаимодействие с вами в группе коллег, чтобы получить обратную связь и тем самым иметь возможность помогать вам более профессионально. При этом ваши персональные данные данные меняются до неузнаваемости.
Конфиденциальность с вашей стороны заключается в том, что вы не обсуждаете нашу работу на форумах, в соцсетях и не раскрываете подробности в разговорах с близкими. Такое обсуждение является отреагированием - дырявым ведром, из которого вытекают чувства и мысли, предназначенные для терапии. Кроме того советчики не несут ответственности за свои советы и рекомендации. Не жалуйтесь на своего специалиста другим специалистам, все трудности во взаимоотношениях обсудите, прежде всего, со своим терапевтом. Они ВСЕГДА про что-то и очень важны. Если вы видите, что вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО причиняется вред, терапевт ведет себя неподобающе, обесценивает вас, пропускает встречи или что-то подобное выскажите свое недовольство, прежде всего ему.
Если ваши близкие проявляют заинтересованность и беспокойство, вы можете познакомить их с терапевтом. Он расскажет им, что такое терапия, зачем она, сохраняя конфиденциальность в личных вопросах.
Индивидуальная терапия может сочетаться с групповой у одного и того же терапевта или один терапевт занимается с вами индивидуальной работой, а другой ведет группу с вашим участием. Если вы работаете в таком режиме с двумя терапевтами, то они должны знать друг о друге. Если вы одновременно посещаете психолога/психотерапевта и психиатра, то эти специалисты должны быть на связи друг с другом.
Интенсивы, обучающие программы, кратковременные тренинги, медикаментозное лечение без всяких противоречий могут сочетаться с личной терапией и нередко способствуют ей. Просто об этом надо поставить терапевта в известность.
Как сотрудничаем?
Вам не обязательно готовить тему, записывать сновидения или специально настраиваться. Я ожидаю от вас только готовности к диалогу, даже если он эмоционально сложен. Хорошо, когда вы готовы изучать свой внутренний мир, анализировать и обсуждать свои реакции на внутренние и внешние события.
Сессии бывают непредсказуемыми, напряженными, молчаливыми, наполненными глубокой печалью, слезами или радостями открытий и наполненности любовью ко всему живому.
Степень эмоциональной вовлеченности, откровенность, глубина разговора, чувство доверия и открытости являются главным показателем активного терапевтического процесса и наполненности сессии. Вы сами можете чувствовать, что вот эта встреча сегодня была особенно важной, а вот та почти ничего не дала. Некоторые сессии забываются, не оставляя «сухого остатка» в уме или возникает ощущения тупика. Это означает, что мы остановились перед очередной закрытой дверью или, как говорил К.Г. Юнг, пришло время «накопить молчания для слова».
Внешне это не всегда молчание. Иногда наоборот много слов, за которыми скрываются сложные переживания и не выражаемые чувства. В том числе адресованные терапевту. Иногда это «нехорошие» чувства и неправильные мысли, о которых не хочется, но нужно говорить. Например, злость на отстраненность или тупость терапевта, желание назвать его плохим словом. Не факт, что ваш терапевт действительно тупит, но сказать о своем впечатлении нужно. Ваши переживания в этот момент аутентичны.
Тупик или сложность в терапии указывают на скрытые возможности, появление каких-то призраков, фигуры умолчания, важной информации — чего-то, что нужно обсудить. Чтобы перевести бессознательное в осознанное, вам нужно говорить все, что приходит в голову, мечтать и фантазировать вслух, включать воображение, ожидая, что понимание придет позже.
В терапии говорят о личном и по возможности не отделяют то, что мы думаем от того, что мы говорим. А чтобы не все фантазии и желания, возникающие в терапии переходили в ошибочные действие, их надо проговаривать. Так вы узнаете о себе прежде неизвестное, получите адекватную обратную связь и мы воздержимся от ошибок.
Об иррациональных аспектах терапии
Терапия имеет дело с бессознательной частью психики и это может настораживать. Тем ни менее мы побуждаем выйти за привычные рамки восприятия. Осознавая истоки гнева, страха и других чувств, вы учитесь строить реалистичные отношения.
Что означает глубинный бессознательный уровень психики? Когда человек не понимает причин своих сильных чувств, терапевты говорят, что они бессознательны. Есть люди, которые вызывают у вас раздражение, злость, или наоборот симпатию и расположение. Чувства к ним возникают сами собой и не понятно почему. Или вы даете этому поверхностные объяснения в то время как причины этих чувств в бессознательном. Отсюда ощущение, что я все понимаю, но ничего не могу сделать, ничего не меняется. Это и есть вмешательство иррациональных факторов. Задача терапии заключается в том, чтобы распознать, когда ваши чувства по отношению к кому-либо не соответствуют реальности, и затем научить вас понимать реальные причины трудностей в отношениях.
Мы исходим из того, что чувства, побуждения и желания не равноценны действиям. В терапии нет понятий морали, греха и идеи наказания.
На сессиях вы знакомитесь с фантазиями и скрытыми желаниями и все это идет в работу. Бывают лишь неуместные действия и нежелательные поступки. Решения, принятые на основе сильных чувств, т.н., отреагирование, действительно могут быть преждевременными или неверными. Когда вы начнете терапию, то увидите как некоторые из близких людей, которые оказывали и оказывают вам помощь, будут считать, что терапия вам не помогает. Они могут ревновать вас к терапевту, с которым вы регулярно встречаетесь и разговариваете часами. Они почти всегда ревнуют неявно или очевидно до ссор. Имеют право, но дело не в этом.Такие реакции со стороны означают, что вы меняетесь, ваши изменения становятся заметны и могут вызвать недовольство у близких. Именно тогда, когда вы продвинулись в чем-то, кто-то из близких скажет вам, что вы стали хуже после посещения этого «мозгоправа». Со стороны это так и выглядит - вы начинаете высказывать свое мнение, заявляет о своих желаниях, чаще отвечаете отказом и пр. Все это является показателем того, что работа идет нужным образом.
Важно, чтобы вы не поддавались унынию. За трудными периодами терапии обязательно наступают просветления когда и вам, и вашим близким станет очевидно, что происходит улучшение. Например, вы уже не созваниваетесь с мамой утром и вечером, но ваши отношения с ней вышли на новый уровень и вы не обижаете друг на друга как прежде.
Единственное «но». Если близкие начинают препятствовать тому, чтобы вы продали квартиру и перевели деньги на счет терапевта или им не нравится, что вы развелись, оставили им ребенка, а сами гастролируете по стране за своим звездным терапевтом, то, скорее всего, ваши близкие правы - вы попали не в терапию, а в какой-то другой нехороший процесс.
Оплата терапии
Терапия не бывает бесплатной. Вы оплачиваете не разговоры с терапевтом, не мысли, которые к вам приходят и не чувства, которые вы переживаете в терапии. Хорошие по рублю, а плохие по пятаку. Вы оплачиваете даже не результаты терапии, потому, что это ваши результаты. Вы оплачиваете время. При этом критически оцениваете, насколько результативно оно тратится в терапии – «время – деньги».
Вопрос оплаты мы обсуждаем в индивидуальном порядке, но обычная стоимость сессии 1500 рублей.
Иногда стоимость сессии можно уменьшить по договоренности. Чтобы мы не забыли кто есть кто в терапевтических отношениях и не стали друг другу слишком приятны, есть правило увеличивать стоимость сессий. Не обязательно в полтора-два раза, но немного увеличивать. Тем, более, что в процессе работы ваш финансовый интеллект тоже должен расти.
Если терапевт по каким-то причинам не появляется на встрече в назначенный день и час, то следующая встреча проводится бесплатно. Это его ответственность за присутствие в работе с вами. Если вы пропускаете встречу, не предупредив за сутки, пропущенная сессия оплачивается. Это ваша ответственность.
Завершение терапии
Терапия это интенсивный процесс. Не как бег в марафоне, но все равно требуется время на торможение. О желании завершить терапию вам нужно сказать за 3-5 встреч до окончания. Спонтанные, эмоционально мотивированные решения о завершении, как правило, ошибочны. Процессы, открытые в терапии и диалоги, начатые там, должны завершиться. Иначе вы останетесь наедине со своими переживаниями, которые не возникли бы вне терапии и это может оказаться большой нагрузкой. Завершающая встреча планируется заранее и на ней мы подводим итоги. В этом смысле это встреча особенная. Если вы собирается на какое то время прервать терапию, то так же потребуется завершающая встреча для подведения промежуточных итогов.
Контакты вне встреч
Я не комментирую что-либо между встречами по вашему звонку или смс. Но если вы посчитаете необходимым написать что-то важное для вас и отправить по почте, я прочитаю и если это срочно, обязательно отвечу.
В последнее время в связи с активным использованием социальных сетей я не добавляю новых клиентов в друзья. Если вы интересный человек, а я интересен вам, мы можем дружить и общаться просто так, но мы не сможем быть с вами в терапевтических отношениях.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТЕРАПИЮ
Сергей Дрёмов, к.м.н., врач-психотерапевт,
аналитический психолог, психоаналитик.
◄ Как выбрать психотерапевта?
◄ Для чего нужна психотерапия?
◄ Ожидания от психотерапии