|
Ранние детские воспоминания.Автор статьи: Никонова Анна Михайловна
Для того чтобы лучше понимать систему верований и установок и особенности поведения ребёнка, необходимо разобраться в том, как ребёнок воспринимает самого себя и окружающих. В соответствии с представлениями А.Адлера, жизненный стиль человека связан со строем его личности и закладывается в первые годы жизни. Именно в это время у ребёнка вырабатываются определённые формы восприятия себя и окружающего мира, которые во многом определяют его поведение. Эти формы восприятия и поведения, как правило, характеризуют человека на протяжении всей жизни. Ранние воспоминания имеют огромную ценность: они позволяют получить такую информацию о клиенте, которая во многом характеризует его жизненный стиль. По мнению Адлера, они помогают понять особенности установок (включая и ошибочные установки), верований, мотивов и других важнейших психологических признаков человека. Люди способны вспоминать лишь те события своего раннего детства, которые согласуются с их способом восприятия самих себя и окружающего мира. "Среди разнообразных проявлений психической жизни воспоминания, по-видимому, можно считать одними их самых диагностических. Они говорят о личности, её сильных и слабых сторонах и о том, как она воспринимает окружающих. Воспоминания не случайны. Среди бесчисленного множества разнообразных впечатлений, накопленных человеком на протяжении его жизни, он вспоминает лишь те, которые так или иначе связаны с ключевыми проблемами его бытия. Эти воспоминания рисуют некую «историю его жизни», которую человек повторяет дл себя вновь и вновь, чтобы ощутить тепло и комфорт, осознать цели своего существования и, используя все то, что показало свою надёжность в прошлом, подготовить себя ко встрече с будущим".( А.Адлер). Исследую воспоминания клиента, можно лучше понять его личность. Благодаря анализу воспоминаний можно понять, каким образом человек отвечает на вопросы: «Каков мир? Каков я? Что я должен делать в этом ми ре для того, чтобы установить с ним согласие и утвердить свою значимость? Каковы мои шансы на то, чтобы добиться этих целей?» Способы работы с ранними детскими воспоминаниями: 1.Изображение ранних детских воспоминаний в рисунке.
Отражение детьми дошкольного и школьного возраста своих ранних детских переживаний в рисунках имеет огромную диагностическую и психотерапевтическую ценность. В рисунках отражается та информация, которая обычно теряется при попытке вербализации. Попытка вербального описания ранних воспоминаний была чревата неизбежными искажениями и потерей важной информации. Г. Фурт утверждает, что, для того, чтобы познать самих себя, мы должны принять и понять своё бессознательное. «Оно приходит к нам в символическом обличье снов, рисунков и фантазий. Образы и фантазии…запечатлённые в рисунках, отражают разные грани целостного «Я», сознания и тела. Посредством аналитической интерпретации рисунков мы можем прийти к осознанию своих слабостей, страхов и негативных сторон своей личности, равно как и внутренних потенций и силы. Благодаря этому, мы можем понять, кем мы являемся на самом деле». ( Г. Фурт). 2.О.В. Хухлаева предлагает использовать в работе с ранними детскими воспоминаниями следующий приём: читается тот или иной текст и сообщается, что это воспоминания какого-то ребёнка о том, как он был маленький. Затем просят догадаться, какое чувство испытывал автор воспоминаний. 3.Работа с метафорическими картами "Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний". Приёмы работы с картами описаны в инструкции к ним. Мой личный опыт использования карт такой: сначала выбирали картинки, чем-то напоминающие собственное детство (работа шла с подростком,13 лет), потом подбирали слова из готовых карточек, а если не находили нужные, придумывали собственные варианты.
Использованная литература: 1.Кэдьюсон Хайди, Шефер Чарлз."Практикум по игровой психотерапии".-СПб.:Питер,2000. 2.ХухлаеваО.В."Лесенка радости".-М.:Изд-во "Совершенство",1998. 3."Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний". Кац Г.Б., Мухаматулина Е.А.Художник: Чакветадзе Нино.Издательство:Генезис, 2014г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|