Ранние детские воспоминания.

 

Ранние детские воспоминанияДля того чтобы лучше понимать систему верований и установок и особенности поведения  ребёнка, необходимо разобраться в том, как ребёнок воспринимает  самого себя и окружающих. В  соответствии с представлениями А.Адлера, жизненный стиль человека связан со строем его личности и закладывается в первые годы жизни. Именно  в это время у ребёнка вырабатываются определённые формы восприятия себя и окружающего мира, которые во многом определяют его поведение. Эти формы восприятия и поведения, как правило, характеризуют человека на протяжении всей жизни.

Ранние воспоминания имеют огромную ценность: они позволяют получить такую информацию о клиенте, которая во многом характеризует его жизненный стиль. По  мнению Адлера, они помогают понять особенности установок (включая и ошибочные установки), верований, мотивов и других важнейших психологических признаков человека. Люди способны вспоминать лишь те события своего раннего детства, которые согласуются с их способом восприятия самих себя и окружающего мира.

"Среди разнообразных проявлений психической жизни воспоминания, по-видимому, можно считать одними их самых диагностических. Они говорят о личности, её сильных и слабых сторонах и о том, как она воспринимает окружающих. Воспоминания не случайны. Среди  бесчисленного множества разнообразных впечатлений, накопленных человеком на протяжении  его жизни, он вспоминает лишь те, которые так или иначе связаны с ключевыми проблемами его бытия. Эти воспоминания рисуют некую «историю его жизни», которую человек повторяет дл себя вновь и вновь, чтобы ощутить тепло и комфорт, осознать цели своего существования и, используя все то, что показало свою надёжность в прошлом, подготовить себя ко встрече с будущим".( А.Адлер).

Исследую воспоминания клиента, можно лучше понять его личность. Благодаря анализу воспоминаний можно понять, каким образом человек отвечает на вопросы: «Каков мир? Каков я? Что я должен делать в этом ми ре для того, чтобы установить с ним согласие и утвердить свою значимость? Каковы мои шансы на то, чтобы добиться этих целей?»

Способы работы с ранними детскими  воспоминаниями:

1.Изображение ранних детских воспоминаний в рисунке.

 

                           

 

Отражение детьми дошкольного  и школьного возраста своих ранних детских переживаний в рисунках имеет огромную диагностическую и психотерапевтическую ценность. В рисунках отражается та информация, которая обычно теряется при попытке вербализации. Попытка вербального описания ранних воспоминаний была чревата неизбежными искажениями и потерей важной информации. Г. Фурт утверждает, что, для того, чтобы познать самих себя, мы должны принять и понять своё бессознательное. «Оно приходит к нам в символическом обличье снов, рисунков и фантазий. Образы и фантазии…запечатлённые в рисунках, отражают разные грани целостного «Я», сознания и тела. Посредством аналитической интерпретации рисунков мы можем прийти к осознанию своих слабостей, страхов и негативных сторон  своей личности, равно как и внутренних потенций и силы. Благодаря этому, мы можем понять, кем мы являемся на самом деле». ( Г. Фурт).

2.О.В. Хухлаева предлагает использовать в работе с ранними детскими воспоминаниями следующий приём: читается тот или иной текст и сообщается, что это воспоминания какого-то ребёнка о том, как он был маленький. Затем просят догадаться, какое чувство испытывал автор воспоминаний.

3.Работа с метафорическими картами "Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний".

Приёмы работы с картами описаны в инструкции к ним. Мой личный опыт использования карт такой: сначала выбирали картинки, чем-то напоминающие собственное детство (работа шла с подростком,13 лет), потом подбирали слова из готовых карточек, а если не находили нужные, придумывали собственные варианты.



 

Использованная литература:

1.Кэдьюсон Хайди, Шефер Чарлз."Практикум по игровой психотерапии".-СПб.:Питер,2000.

2.ХухлаеваО.В."Лесенка радости".-М.:Изд-во "Совершенство",1998.

3."Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний". Кац Г.Б.,  Мухаматулина Е.А.Художник:  Чакветадзе Нино.Издательство:Генезис, 2014г.

 



Просмотров: 506
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • Ценность тяжелых переживаний прошлого или "Камзол отпущения"
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Регрессия в прошлую жизнь: "Я хочу понять причину не принятия себя"
  • Понять себя. "Я без тебя не могу..." или Ещё раз про любовь
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • "Я не знаю, что я чувствую." Как понять себя
  • Понять себя. "Я тебя ненавижу..."
  • "Как понять себя?" или куда я пропал?
  • Понять себя. "Во мне говорит обида. О чём?.."
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Техника "Фонарики". Работа по трансформации воспоминаний.
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь