|
Международный институт экзистенциального консультирования - узнайте о нем большеАвтор статьи: Смоля Светлана Валерьевна
МИЭК*. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Международный институт экзистенциального консультирования (МИЭК) родился весной 1999 года в городе Ростове-на-Дону. Основатель его, Семен Борисович Есельсон, ученик Алексейчика А.Е., организационно задумывал институт подобно Институту гуманистической и экзистенциальной психологии в Литве (директор проф. Римас Кочюнас), основанный также учениками и последователями А.Е.Алексейчика. В МИЭК устремились люди, ищущие своего места в жизни, надеющиеся, что Институт поможет им выйти из кризиса самоопределения. Первоначальный замысел института очень скоро стал и невозможен к воплощению, и не столь важен, как другие, выявленные уже в процессе жизни института, смыслы.
Философские корни института берут начало в экзистенциализме Хайдеггера и в русской религиозной философии. “Мы существуем, находясь в мире. Существование человека имеет место лишь там и тогда, где и когда мир задан этому существованию. Между человеком и миром существует неразрывная связь… Человек представляет проект, который находится в постоянной динамике, в постоянной открытости и еще подлежит реализации…Человеческое бытие - это решающее бытие, в буквальном смысле - бытие, которое решает...” В жизни и подготовке экзистенциальных консультантов в МИЭК продолжаются и воплощаются традиции практического опыта и философствования лечебной практики Александра Ефимовича Алексейчика, врача-психиатра, психотерапевта. Особенно значимым является его вопрос - если жизнь калечит и жизнь же и лечит, то возможно ли организовать такую жизнь, которая бы оказалась лечебной, и лечебной не за 20-30 лет, а за секунды, минуты, часы, дни, недели, в крайнем случае месяцы? Александр Ефимович стал создателем даже не метода, а, скорее, отношения и подхода к терапевтической практике - “интенсивная терапевтическая жизнь”. Алексейчик же стал использовать книги как лекарство, тем самым явившись создателем такого терапевтического "лекарства", как "“экзистенциальная библиотерапия”. Кроме того, Александр Ефимович более 30 лет организует и проводит в Вильнюсе семинары по экзистенциальной терапии и является одним из основателей восточно-европейской школы практического экзистенциализма. В духовной области МИЭК во многом близко учение митрополита Антония Сурожского. Вот что пишет о нем А.Е.Алексейчик: “Как редко мы, психиатры, психотерапевты, предстоим в ужасе (больного и своем) перед болезнью, больным, его окружением. Как редко нам больно вместе с нашим больным, тревожно, виновно... Как редко мы вместе с больным подавлены, придавлены его трудностями. Как редко мы вместе с ним трудимся, со‑страдаем. Как редко умираем, чтобы наша душа, а затем и душа больного ожила, оживилась... А вместо этого ограничиваемся разъяснениями, пояснениями, поучениями, запускаем защитные психологические процессы, «механизмы», «системы»... Как стоять в ужасе, как умирать, чтобы ожить, как встречаться с больным, быть блаженным в слабости, болезни, умалении, служить больному, а не служить в медицинском учреждении, как прощать и прощаться со злом, как радоваться жизни, ее испытаниям, как быть душевным, духовным... Всему этому не учит, а очевидно, действенно, действительно показывает нам Митрополит. И тогда, о‑казывается, не нужны сотни методов, программ, тренингов. Достаточно одного. Своего для больного или своего для психотерапевта. Плюс душа как посредник. И метод оказывается не методом, а путем, которым мы идем вместе с пациентом от ограничения болезни к свободе здоровья. От процесса - к Душе”
СЛУШАТЕЛИ ИНСТИТУТА - КТО ОНИ? Как было написано выше, прототипом МИЭК изначально был Институт гуманистической и экзистенциальной психологии в Литве. Но на практике в российских условиях оказалось невозможно и неважно организационно претворить в жизнь подобное. Поэтому институт С.Б. Есельсона стал уникальным творческим созданием, по-настоящему экзистенциальным в каждом процессе. Выяснилось, что для института, который занимается подготовкой экзистенциальных консультантов, значимы совсем другие моменты, а не те, что важны для классических учебных заведений. Оказалось значимым, что те, кто приходят в МИЭК в поисках своего места в жизни, обретают и смысл в образовательном процессе и, в конечном счёте, то, за чем приходят. Оказалось значимым, что такой мотив как профессиональный рост совершенно недостаточен для образования в институте, стоящем на позициях экзистенциализма. Образовывается, обретает свой образ и просвещается не тот, кто учится, а тот, кто живёт открыто в Институтских группах, кто перерабатывает опыт жизни, своей и чужой, у кого итог пребывания в Институте - не освоение методов, не набор знаний об экзистенциальной философии, психологии и терапии, а, скорее жизненная широта, мудрость. Экзистенциальное консультирование требует формирования личности консультанта и неразрывно связано с этой личностью как её выражение, проявление. Экзистенциальное консультирование также не является методом. Его нельзя освоить и пользоваться им в подходящих для этого ситуациях. Для того, чтобы стать экзистенциальным консультантом, им необходимо действительно стать, а впоследствии быть. · Проявление его душевности и духовности, объединяющих его с самим собой и с другими людьми; · Самоопределение – принятие себя как наделенного свободной волей человека, самостоятельно определяющего свое будущее в тех жизненных обстоятельствах, в которых он оказывается, и несущего ответственность за последствия этого своего самоопределения; · Принятие вызовов судьбы, поиск и нахождение достойных ответов на них; · Умение сожалеть о содеянном и искать, как не повторять совершённые ошибки; · Поиск образа подлинной жизни и преображение себя в соответствии с ним; · Формирование потребности в решении своих насущных жизненных проблем, в необходимости изменений собственной жизни, в совершении конкретных действий, ведущих к этим изменениям.
КАК ПОПАСТЬ В ИНСТИТУТ “Поступление” в МИЭК происходит через отборочные терапевтические группы. С другой стороны, вовсе не обязательно, что все, кто приходит на такую группу, потом поступают в Институт. Кто-то и не думал становиться слушателем, а вдруг после группы решает продолжить образование. А кто-то изначально шел на группу с желанием поступить, но на группе принимает обратное решение. Чаще всего не МИЭК отбирает слушателя, а слушатель отбирает МИЭК. Например, стоит отборочную группу сделать четырехдневной, и отбор уже пошёл, многие не доходят до группы, выбирают другие, более важные дела. Те, кто дошёл до группы, но пришел посмотреть на метод, на ведущего, себя показать, как правило, не могут пройти отбор. Происходит это чаще всего из-за невнятности и невозможности открываться, делиться с другими своими горестями и печалями, своей загнанностью, запутанностью, тупиками своей жизни. Те же, кто выдержал отборочные испытания, осмысливал болезни своей души, стремился к избавлению от них, кто был способен увидеть себя не как душевно здорового, а как душевно больного, кто смог пережить удар по самолюбию в группе, те после этого, как правило, принимают решение - идти учиться в Институт. А иногда всё проще - если ты настолько мотивирован, что приехал на отбор за 1500 км, то ты наверняка уже отобран. Практически невозможно пройти отбор тем, у кого стоит задача подсмотреть, подслушать, понаблюдать, тем, кто хочет с помощью Института получить статус в профессиональном сообществе. И даже если иногда такие люди попадают в Институт, то им безумно трудно в нём пребывать.
КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ В нашем Институте всего одна стадия обучения. Сделать много этапов несложно. Можно за каждый этап давать сертификат на право работы. И в итоге выстроить целую финансовую пирамиду на процессе обучения. У нас неспешное обучение: четыре года, одна сессия в полгода. Между сессиями - работа над собой по итогам сессии, подготовка к следующей, интегрирование в жизнь полученных результатов, вынесение уроков, анализ ошибок, ведение логоаналитического дневника. В итоге - неспешное обучение “на своей шкуре”. Никаких обязательных общих занятий между сессиями нет, никаких обязательных встреч, никакого общего присутствия. Институт сопровождает жизнь слушателей, а не заменяет собой её. Люди встречаются друг с другом, когда хотят, где хотят и в каком хотят составе. Или вовсе не встречаются между сессиями. Они свободно уходят из Института, и мы рады их уходу, и свободно возвращаются, и мы вдвойне рады их возвращению. Уход из Института представляется делом важным и полезным. Часто он связан с принятием тех или иных жизненно важных решений. Возвращения в Институт являются актами значительно более осмысленными, чем поступления. В каждую сессию вторая её половина - терапевтическая группа. От группы к группе меняется повестка дня у слушателей, участников этих групп. Динамика повесток дня, ключевых жизненных проблем исходит именно от слушателей.. Если первые группы - это практически для всех детско-родительские счёты, то к середине пути происходит кризис авторитетов. Вслед за этим выясняются межполовые отношения. Ближе к концу пути в базовом курсе для слушателей актуальной становится самоидентификация: мужественность, женственность, родительственность, сыновность, дочерность и т.д. Неспешность обучения важна еще и потому, что именно в таком ритме становится возможным вызревание само-сознавания своей жизни. Через два года, например, слушатель обретает голос для того, чтобы говорить о том, о чём вначале говорить было невозможно. Во многом это происходит потому, что для всплывания темы из глубины к поверхности требуется прожитое и пережитое время и пройденный путь. При начале набора в МИЭК было принято решение о том, что чем большее разнообразие будут представлять собой слушатели, чем большая полнота жизни будет представлена у нас, тем легче будет слушателям осваивать экзистенциальный подход. И сейчас в группе 19-летние соседствовали с 55-летними, рядом оказываются молодой врач, школьный психолог, беженец, бродящий по миру в поисках правды, сапожник, портниха, преуспевающий бизнесмен, электросварщик, вузовский преподаватель психологии, журналист, домохозяйка - жена нового русского, рантье, парапсихолог-целитель, эзотерический учитель и т.д. Это оправдывает себя хотя бы уже в том смысле, что в отношениях больше человеческого и меньше профессионального. В МИЭК придерживаются такой системы обучения, при которой вместе учатся и те, для кого эта сессия восьмая и те, для кого пятая, и те, для кого третья, и новички. Курсы представляют собой относительно независимые модули, которые можно осваивать в любом порядке. Получается больше разнообразия, больше жизни, больше вариабельности, больше незавершенности, открытости, больше надежд, ожиданий. В идеальном варианте МИЭК стремится к тому, чтобы экзистенциальное образование и строилось экзистенциально. В работе одного из слушателей были такие строки: « И у каждого свой путь. Мы не можем прожить жизнь за детей, за своих близких. Мы не можем покаяться за другого, нам дано другое - быть рядом, совместно быть. Мы можем подпереть, протянуть руку помощи, сражаться плечом к плечу или спиной к спине, молиться за другого, заботиться о другом, просить за другого. Мы можем выступить в качестве собеседников, мы можем через свою совместность помочь другому что-то решить - мы не можем решить за него». В этом смысле для МИЭК близок Сократ как отец именно маевтики, не навязывающий свои религиозные и философские конструкции, но помогающий рождению собственного творческого сознания. Сложившийся на сегодня у нас базовой уровень образования в области экзистенциального консультирования представляет собой, в первую очередь, работу по самоопределению, освоение привычки осмысления своей жизни, работы над собой, принятие ценностей преображения и поиск путей преображения, расширения возможностей слушателей переживать, понимать, осмысливать чужую жизнь, расширение горизонтов собственного бытия и бытия-вместе. И только во вторую очередь - расширение эрудиции в области экзистенциализма, освоение языка экзистенциалов, экзистенциальных измерений бытия или экзистенциальных тем; супервизии в качестве супервизоров и супервизируемых; МИЭК всячески избегает того, чтобы превращать руководство Института в руководство по жизни, в Отцов, в Учителей. Слушатели претерпевают свою жизнь сами, свои жизненные сложности обсуждают с терапевтами, неясности по преподаваемым предметам обсуждают с преподавателями, на терапевтических группах живут интенсивной терапевтической жизнью, свои вопросы по организации учебного процесса решают с администрацией. Никакого совмещения. Существует самозапрет администрации Института на проведение терапевтических групп и индивидуальную терапию со слушателями.
3 ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ 1. Уникальность Все уникально, никаких универсалий. Уникален каждый клиент, пришедший к экзистенциальному консультанту, уникальна его ситуация, она не шаблонна. Жизненные коллизии одного клиента лучше видятся, лучше описываются в языке измерений бытия по Эмми ван Дорцен, а другого - нет. Например, встречаешься с клиентом, у которого в жизни все время бой или игра. Его тянет читать Карнеги и Берна, он чувствует интриги на работе, они захватывают его дух, а вот с любовью ничего не выходит. На его пути встречается девушка, которую не обыграешь, которая, словно инопланетянка, хочет чего-то странного. Он не может понять и увидеть чего, так как это что-то из невидимых ему измерений жизни. И он начинает чувствовать свою инвалидность, свою одномерность. И тогда возникает возможность большой терапии через Эмми, через то, что схватывается в её языке - через помощь в расширении своей жизни до новых измерений бытия. А вот другой клиент. И там все по-другому. Там на месте мечты - пустота. И здесь уже нужен язык Франкла. А вот третий. Жил по волнам своих чувств. Влюбился. Женился. Семья, ребенок. Покой, благополучие. Вдруг на работе появляется новая сотрудница. Влюбился. В итоге стал с ней жить. Ушел из семьи, но как «честный человек» приходил встречаться с ребенком. Стал жалеть жену, невыносимо смотреть на ее страдания. Вернулся в семью, но остался на той же работе. Каждый день видился с той женщиной, стало ее жалко и открылось, что он любит ее. Снова ушёл к ней. На третьей ходке, когда жизнь его, двух женщин и, может быть, ребенка начала превращаться в кошмар, пришел к консультанту. И в этом случае помогает и используется уже язык Кьеркегора. А иногда бывает так, что клиент - человек, которому адресована строка из Библии. Консультант тогда связующее звено между человеком и этой строкой, проводник. А иногда жизнь клиента до боли напоминает жизнь Ивана Карамазова - и тогда открывается путь через Ф.М.Достоевского. Как видите, никаких схем, в том числе и экзистенциальных. 2. Культуросообразность Обучение построено с учетом культуры, ментальности наших людей. Основатели МИЭК пришли к выводу, что универсальные методики в экзистенциальной терапии и консультировании - иллюзия, порождённая естественнонаучным сознанием её носителей. В разных культурах - разное отношение к жизни, событиям, происходящим в ней, разное отношение к себе и другим людям. Например, в православной Руси существуют два больших праздника, одного их которых вообще нет, а другому не придаётся большого значения в других христианских культурах, не говоря уже о нехристианских. Это праздник Покрова и праздник Преображения. В каждой культуре свои, совершенно разные ключевые истории, нарративы, по которым, как по камертону, настраиваешься, с которыми сверяешь свою жизнь. Если экзистенциальный консультант этим историям сам для себя не верит, не работает с их помощью над своей жизнью, с какой стати он станет в них верить для другого, для своего клиента. Если говорить языком Эмми ван Дорцен, то «духовное измерение бытия» клиентов для консультанта будет закрыто. 3. Действие Если сказать четырьмя словами, то: «слова без действия пусты». Это то, на чём строится интенсивная терапевтическая жизнь А.Е. Алексейчика - отца основателя экзистенциальной терапии, растущей из русской культуры: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз почувствовать, чем сто раз увидеть. Лучше один раз захотеть, чем сто раз почувствовать. Лучше один раз сделать, чем сто раз захотеть. Лучше один раз сделать с любовью, с душой, с вдохновением, чем сто раз…». Это - фундамент экзистенциальных терапевтических групп. В группе важно, чтобы то, что в ней происходит, не превращалось в театр. Если на группе ты принимаешь какое-либо решение, то реализуешь ли в жизни? Если же реализация решения откладывается, то на память приходит: «всё отложенное, откладывается навсегда». Поэтому и возникает вопрос о правде принимаемых решений, об их «настоящести». Если во время группы не проходишь первый сантиметр пути, то шансы, что пройдёшь впоследствии километры не очень велики. Но бывает и так: вместо того, чтобы реализовывать принятые на группе решения в жизнь, человек бросается еще и еще проходить группы. Это «бегство» по терапевтическим группам приводит к тому, что вызревающие решения, не дозревают, не реализуются, а «заштукатуриваются» новыми впечатлениями и новыми «решениями». Поэтому у руководства МИЭК есть пожелание для слушателей Института: если ты учишься, то участвуешь в терапевтических группах во время учебы, проходишь две терапевтические группы в год. И больше не надо, больше - не к добру. Дальше - интегрируешь полученные результаты в свою жизнь. На основании этого принципа и выстроена учебная программа (две сессии в год). Каждая сессия на сегодня - это восьмидневный терапевтический процесс. Во время каждой сессии половину её занимает большая 3-4 дневная терапевтическая группа, а половину - малые формы, длительностью от 4-х часов до одного дня. В МИЭК в полной мере реализуются принципы радикального экзистенциального мировоззрения.
ИТОГИ ПРЕБЫВАНИЯ В ИНСТИТУТЕ Это может быть поворот жизни к лучшему, например, свадьба, решение семейных вопросов. И часто бывает так, что после такого поворота в жизни пребывание в Институте больше не нужно. А можно дойти до конца и остаться в профессии, обрести в ней свое лицо. Каждый обретает свое лицо сам, никто специалиста не учит специально, не предлагает специализацию, в процессе учебы слушатель сам для себя открывает возможности и видение себя в профессии. Но бывают и другие итоги. Слушатели учатся, но не пишут работ, участвуют в группах, но не реализуют решения в жизни, а ищут и ищут постоянно новые группы, уже неважно какой терапевтической школы. Тогда пребывание в Институте для слушателей превращается в замену наркотика. Будоражит, вызывает эмоции и ничего более. Возникает зависимость, а не обучение. В Институте всё основано на свободном выборе человека. Поэтому встречи слушателей и выпускников происходят по необходимости. Если у кого-то из наших коллег есть затруднение, необходима помощь, то после просьбы о помощи собирается супервизия. На нее приходят те, кто могут и хотят прийти. Так и возникают сообщества: добровольно и при необходимости получить помощь, что-то обсудить, без обязательного в них участия. Любая другая форма организации сообщества - на базе терапевтических групп, учебы в Институте - не приветствуется. Чтобы тусовка не уводила от разрешения реальных коллизий реальной жизни. Слушатели МИЭК вовсе не обязательно становятся экзистенциальными консультантами. Более того, весь неспешный процесс пребывания в Институте, не обещающем никаких методик и техник, но подталкивающий всерьёз задумываться над своей жизнью, как бы испытывает слушателя. Немногие это испытание выдерживают. Если в Институт поступает, скажем, сапожник, то это вовсе не означает, что он окончит Институт и, оставаясь сапожником, займётся экзистенциальным консультированием. Из двух сапожников, учившихся в Институте, один, после 2,5 лет учёбы, несмотря на феноменальные дарования, проявлявшие себя в супервизиях и других практических работах, решил не искушать судьбу, успокоиться, и на свой хлеб с маслом деньги зарабатывать в обозримое время сапожничеством. Другой же, после некоторого времени метаний, по прохождению 8 сессий, начал менять профессию, сейчас он - исполнительный директор конфликтологической ассоциации. Швея приняла решение родить ребёнка и остаться швеёй, а штукатур поступила в Святотихоновский богословский Институт и продолжила свой путь в экзистенциальное консультирование. Таким образом, итог базового образовательного уровня в Институте - не масса, не поток специалистов, а единицы, сознательно избравшие себе удел экзистенциального консультанта. Для них предназначен второй уровень, на котором для слушателей организуется образовательный процесс, соответствующий требованиям Европейского сертификата по психотерапии. Первый опыт ведения экзистенциальных групп слушатели получают на ежегодном фестивале института “Первые шаги” (с 2016 года - ежегодная Конференция МИЭК), который проходит в сентябре. На фестиваль съезжаются слушатели всех площадок института и преподаватели. В течение 4 дней фестиваля слушатели проводят около 30 экзистенциальных групп в безопасной атмосфере и с обязательным последующим анализом своих сильных и слабых сторон как ведущего группы.
Иногда представители других школ в психотерапии интересуются: «А кто у вас дает право вести группы, клиентов, супервизировать, преподавать?». В МИЭК это право не дают, а берут. Право вытекает не из красивых бумажек со штемпелями и подписями, а из умения человека помогать тем, кто к нему обращается за помощью. Право возникает из признания профессионала клиентами, из беспроводного телеграфа, по которому разносится весть о том, что такой-то и такой-то помог моему сыну избавиться от игровой зависимости, а такой-то и такой-то помог моей дочери восстановиться после того, как ее внезапно бросил муж.
ХОРОШО БЫ, ЧТОБЫ… - МЕЧТЫ СЕМЕНА БОРИСОВИЧА ЕСЕЛЬСОНА ОБ ИНСТИТУТЕ “Хорошо бы, чтобы в недрах Института вырастали самобытные экзистенциальные консультанты, в результате со-бытия с клиентами которых, восстанавливались бы порушенные взаимоотношения между близкими людьми, «разминировалось прошлое», клиенты лучше бы справлялись с тяготами своего бытия, с большей надеждой смотрели в будущее. Кстати, это касается и жизни самих консультантов - духовно и душевно слепой человек, если возьмётся быть поводырём, может другого завести только в пропасть. Хорошо бы, чтобы, выражаясь языком Виктора Франкла, наши люди научились в большей мере не самореализовываться, а самотрансцендироваться. Научились быть счастливы от того, что у их клиентов жизнь меняется к лучшему, а не от того, какие мы крутые специалисты, научились горевать горестями клиентов, а не своими неудачами. Хорошо бы, чтобы наши люди научались быть критичны к себе и милостивы к своим клиентам, коллегам, близким. Наверное, это самая сложная мечта. Хорошо бы, чтобы в недрах Института выросла своя школа в области экзистенциализма, выросли экзистенциально мыслящие философы, культурологи и богословы, выросла своя профессура. Есть много работы, но пока мало работников. Когда мы начинали устраивать учебные площадки в других городах, как правило, вузовских центрах, то полагали, что без труда найдём местных философов-экзистенциалистов. Оказалось, что тот экзистенциализм, который вырастает в нашем Институте и тот, о котором пишут в учебниках, - две большие разницы”.
*МИЭК первым в России организовал подготовку специалистов в области экзистенциального консультирования в 1999 году. На сегодняшний день у института есть 7 действующих площадок в России и Украине (Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новогород, Киев, Донецк, Севастополь, Одесса). Программа института полностью соответствует требованиям стандарта Европейского сертификата по психотерапии и рассчитана на 4 года. В течение этого времени ежегодно с интервалом в полгода проводятся две интенсивные восьмидневные встречи-сессии (всего 728 часов), в том числе 364 часа группового опыта. В перерывах между сессиями происходит не менее интенсивная самостоятельная домашняя работа: создание эссе по итогам прошедших групп, ведение логоаналитического дневника, феноменологический анализ рассмотренного на сессии случая консультирования, создание эссе и письменных работ в процессе библиотерапии и фильмотерапии. По итогам пребывания в институте слушатели представляют на супервизию свою работу в качестве ведущего двухдневной экзистенциальной группы и несколько случаев из собственной практики индивидуального экзистенциального консультирования. Ссылка на сайт МИЭК http://existradi.ru/category/nashi-novosti В статье использованы материалы:
4. 5 лет институту экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта в Ростове-на-Дону (статья С.Б.Есельсона http://hpsy.ru/public/x1029.htm). 5. К уходу митрополита Антония Сурожского. Переживание врача, психиатра, психотерапевта, верующего (статья А.Е.Алексейчика http://hpsy.ru/public/x3283.htm). 6. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики (диссертационная работа, В.В.Летуновский http://hpsy.ru/public/x1414.htm). 7. Истоки (глава из книги “Психотерапия жизнью. Интенсивная терапевтическая жизнь А.Алексейчика”, составитель Р. Кочюнас) (статья http://hpsy.ru/public/x3318.htm). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|