|
Агрессивный ребенок!?Причины и пути помощи.Автор статьи: Иванова Елена Александровна
Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1977). То есть если агрессия это непосредственно проявление действия, а агрессивность-это готовность к совершению этого действия. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. И агрессия и агрессивность оказывают отрицательное действие на жизнь ребенка и становление его личности. К чему же приводит агрессивное поведение? Ребенок часто конфликтует с взрослыми и сверстниками, он часто злится, расстраивается. Физические и вербальные проявления агрессивности - это только видимая часть деструктивного влияния агрессии. Самое колоссальное влияние оказывает формирующаяся установка, что только агрессивным поведением можно решать проблемы и задачи жизни и все вокруг враги. Не зная других вариантов поведения, ребенок попадает в замкнутый круг, в котором его агрессия порождает ответную агрессию окружающих, включается механизм саморазрушения. Причинами возникновения агрессии у ребенка могут быть как эндогенные факторы (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, хронические заболевания и т. п.), так и экзогенные (воспитание и поощрение родителями агрессивного поведения, агрессивное поведение самих родителей или значимых взрослых, среда, в которой находится ребенок, частые конфликты в семье, гипо - или гиперопека, влияние СМИ, просмотр агрессивных передач и мультфильмов, и т. п.) Понимание причин возникновения агрессии у ребенка — это первый шаг к исправлению положения. То есть первый шаг коррекции агрессии это работа с родителями. Первичная семейная консультация, на которой мы можем понять причины и проявления поведения ребенка. Часто поведение ребенка является отражением ситуации в семье и тогда просто необходимо семейное консультирование. Если же у ребенка выражена неврологическая симптоматика, необходимо направить его на консультацию невролога, для подбора необходимой поддерживающей или лечебной терапии. Однако, все мы знаем, что сформированное поведение не корректируется только лечением, необходимы коррекционные занятия на которых ребенок может выразить себя, научиться новым способам выражения гнева, сформирует адекватную самооценку, научиться новым моделям общения и т.п. Основные направления коррекционной работы с агрессивным ребенком: 1) Формирование адекватной самооценки, необходимо показать такому ребенку, что он может быть «хорошим», что он нужен, важен и необходим. Таким образом, мы подкрепляем положительные стороны ребенка, мотивируем его проявлять лучшие свои стороны. Так как фиксация на плохом поведении, формирует у ребенка установку «Я все равно буду плохим, поэтому буду так себя вести». 2) Проработка тревог и страхов ребенка (агрессия-это способ защиты, соответственно, проработав тревоги ребенка, мы можем избавить его от потребности защищаться). 3) Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме. 4) Отработка новых, конструктивных, моделей общения в конфликтных ситуациях. 5) Формирование доверия к людям, умения проявлять любовь и эмпатию. Рекомендации родителям агрессивного ребенка: 1) Любите и принимайте вашего ребенка таким, какой он есть. Помните, что это временные трудности, с которыми вы обязательно справитесь вместе. 2) Больше общайтесь с ребенком, обнимайте его, покажите, что вы верите в него и доверяете ему. 3) Сосредоточьтесь на том, что ваш ребенок делает хорошо. Чаще хвалите его за успехи. А если нужно поругать, ругайте поступок, а не самого ребенка. 4) Следите за собственным поведением. Не позволяйте себе проявлять агрессию. 5) В те моменты, когда вы расстроены, скажите об этом ребенку и научите его конструктивным способам выражения гнева на собственном примере. 6) Говорите с ребенком тихо и спокойно. 7) Не прикасайтесь к ребенку в минуты раздражения. 8) Если ребенок проявляет агрессию по отношению к вам, необходимо отвести его в свою комнату и сказать, что он может придти к вам, когда успокоиться. 9) После того, как ребенок успокоился, спокойно поговорите с ним (с 3 лет). 10) Расскажите ребенку, каким вы были в детстве. 11) Сочините вместе сказку «Злой зайчишка...», который в итоге понял, что быть агрессивным вредно. 12) Проигрывайте сюжеты, которые предлагает ребенок. 13) После садика или школы дайте ребенку 10-15 минут «непослушания» в которые он может выплеснуть накопившееся напряжение и негативные эмоции, например, побить подушку. 14) За час до сна выпивайте вместе пол стакана молока (если нет аллергии) или травяного чая, обсудите день в положительном ключе. Коррекционная программа составляется индивидуально под каждого ребенка. В зависимости от степени проявления, срока проявления и причин агрессивного поведения. Мы понимаем, что нельзя закрывать глаза на проблему агрессивного поведения ребенка, необходима слаженная система помощи. Важны и работа с семьей и наблюдение врача и коррекционная работа психолога с ребенком.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|