Жалко себя.

Жалко себя

Светлана. Успешная женщина. Семья, свой бизнес. На вид все хорошо. Но на душе ощущение, что что-то не так.

Когда среди рассказов о том, что все хорошо – и сейчас, и в детстве, Светлана вспоминает о чем-то потаённом, от ее левого глаза отбегает маленькая прозрачная слезинка. Светлана незаметным жестом смахивает ее и продолжает рассказ о хорошем.

Когда все же удается обратиться к слезинке, Светлана отвечает: «Жалко себя… Но чего себя жалеть? Чего плакать? Это не поможет. Надо жить дальше. Надо быть сильной. Все хорошо.»

Настя. В жизни тяжелый период. Развод. Финансовые затруднения. Серьезная болезнь матери.

Настя переживает отчаяние. Она со слезами рассказывает и о настоящем, и о прошлом. Порой плачет по несколько минут. А потом говорит «Стыдно. Жалко себя. И стыдно за это. Я в этой жалости к себе зависаю и ничего не делаю, ничего не меняю. А надо не жалеть себя, а действовать.»

Олег. Занимается духовными практиками. Говорит, что жалость к себе это грех, она мешает развитию, нужно от нее избавляться.

Можно ли жалеть себя? Жалость к себе – это хорошо или плохо? Что делать, когда жалко себя?

Если на ваших глазах кто-то будет мучить котенка, вам будет его жалко? Какие действия вы предпримите? А если кто-то будет целенаправленно топтать посаженный вами росток? Что вы почувствуете и что вы сделаете? Если нерадивая мать оставит, «забудет», на холоде младенца… Если отец будет кричать на пятилетнюю дочь и бить ее… Если на десятилетнюю девочку нападут трое мужчин и изнасилуют… Если трехлетнего мальчика мать закроет зимой на балконе, чтобы он «осознал свое недостойное поведение», а сама уйдет на весь день…

Что вы почувствуете по отношению к этому котенку, ростку, ребенку? О чем подумаете? Что вам захочется сделать?

Мне больно за этого ребенка. И за котенка. И за росток. Я чувствую печаль. И сожаление, что так происходит в мире. Мне хочется позаботиться о них. Защитить. Поддержать. Согреть…

Когда ребенок попадает в беду, обязанность взрослого – защитить его, позаботиться о нем. Как физически, так и эмоционально – поддержать, утешить.

Но что если взрослый – и есть источник этой беды, происходящей с ребенком? Что если вместо поддержки взрослый говорит «хватит ныть!» и наказывает ребенка еще сильнее – за его чувства, за его слезы?

Ребенок привыкает, что жестокое обращение – это норма. Что чувства боли, печали, сожаления, сострадания – не имеют права быть. Что поддержки и заботы – не существует. Существует только стыд за свое положение и необходимость «быть сильным». Но фактически за этой «силой» ребенок остается один – беззащитный и беспомощный.

«Жалко себя» – это попытка ребенка достучаться до себя уже взрослого и донести до себя же, что «тогда я был один, беззащитный, мне было очень плохо, мне была нужна помощь и никто мне не помог».

Через жалость к себе есть проход в более глубокие чувства – в боль, ужас, обиду, гнев, одиночество, несправедливость.

И через нее же есть выход в свою силу и заботу о себе.

Когда появляется жалость к себе, важно понять, про что именно эта жалость, про какую ситуацию. Признать, принять, прожить те чувства, которые были и остались про ту ситуацию. И позаботиться о себе. Если тогда была беспомощность и не было выхода, то сейчас важно получить поддержку и найти выход.

Поэтому важна терапия и участие терапевта – это дает новый опыт, когда ты не один в своей беспомощности, когда рядом с тобой есть кто-то, кто понимает и уважает твои чувства, кто видит твою боль, выдерживает ее и сожалеет о произошедшем, когда кто-то может поддержать, когда с кем-то вместе можно найти выход. Этот опыт дает ресурс для того, чтобы постепенно научиться самоподдержке.

Упражнение на самоподдержку, когда жалко себя.

Представьте какого-то персонажа, который мог бы вас понять и поддержать. Может быть, это кто-то из вашего реального опыта или какой-то герой из фильмов, книг, фантазии. Может быть, это фея-крестная или тетушка-толстушка. Может быть, это добрый волшебник или сильный богатырь.

Расскажите ему о вашей ситуации. Можете голосом, можете написать письмо.

Опишите факты. «Мне три года, мама закрыла меня на балконе и ушла на 8 часов. Я один, мне холодно, на улице зима». «Муж подал на развод, уволили с работы, маме предстоит операция».

Опишите свои мысли и чувства в этой ситуации. «Мне страшно, обидно, одиноко. Я хочу замерзнуть на балконе, заболеть и умереть, чтобы мама потом пожалела меня». «Я боюсь остаться совсем одна, боюсь, что мама умрет, муж уйдет, я останусь без денег и умру».

Попросите помочь вам справиться в этой ситуации.

А теперь от лица этого персонажа дайте себе ответ. Можете написать или проговорить вслух. Придумайте для себя ласковое обращение, которое по отношению к вам будет использовать этот персонаж.

Дайте отражение ситуации и чувств, легализацию чувств, эмпатичный ответ. И попробуйте найти способ помочь или вместе поискать выход.

«Да, малыш, я слышу, что тебя заперли одного на балконе и тебе там страшно, обидно и одиноко, и ты даже хочешь умереть, чтобы мама тебя пожалела. Это действительно страшно, обидно и одиноко, когда тебя запирают одного на балконе. И очень хочется, чтобы тебя пожалели. Мне жаль, что так произошло. Я вижу, как тебе больно. И мне тоже обидно за тебя. Мне сейчас хочется обнять тебя, согреть. И давай вместе скажем маме, что тебя нельзя запирать на балконе!»

«Да, Настенька, я слышу, что ты боишься остаться совсем одна, боишься остаться без денег и умереть. Это действительно страшно, когда теряешь сразу несколько опор – и мужа, и работу, и есть риск потерять маму. Я тоже волнуюсь за тебя. Давай посмотрим, какие есть возможности в этой ситуации? Кто еще может тебя поддержать (родственники, друзья, животные)? Как еще можно заработать денег или как-то еще их получить?»

Важно признать ситуацию, что она действительно болезненная. Важно признать свои чувства и разрешить им быть. Прожить их (порой это бывает очень больно). Важно создать альтернативное развитие ситуации – получить ту защиту и поддержку, которую мог бы дать заботливый взрослый.



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Почему все так? За что мне это?
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • А что мне за ЭТО - будет?
  • Про то, что есть, когда тебя нет
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь