|
В поисках смыслаАвтор статьи: Чвалун Евгений Викторович
Рано или поздно вопрос о смысле жизни настигает всех, особенно теперь, в век скоростей и возможностей. Современность предъявляет повышенные требования к адаптации. Об успехе твердят на каждом шагу. Престиж, деньги, власть стали общественным идолом. Конкуренция возросла многократно. Чего изволите? Я буду таким, каким вы хотите меня видеть. Сегодня менеджер стоит дороже - я буду менеджером! Государственная служба приносит дивиденды - я баллотируюсь в депутаты! Придется голосовать вопреки принципам - я справлюсь, за принципы не платят. Э.Фромм назвал это рыночной ориентацией. Главное - продать себя как можно выгоднее. Часто за этой торговлей человек теряет свою суть. Он занимается не тем, что ему нравится, что ему ближе, что приносит удовольствие, а тем, что приносит деньги, престиж. И, внешне благополучная жизнь, не отвечает его внутренним потребностям, которые остались где-то глубоко, невидимые даже для него самого. В основе страх. Страх не успеть, страх не соответствовать, страх остаться на обочине. В конце концов, этот страх оставляет посреди богатства, которое не греет, фальшивых отношений, несбывшихся надежд наедине с еще более сильным страхом - страхом смерти. Как найти свое место в современном мире? Родители и школа иногда так запутывают ситуацию, что юноша или девушка не в состоянии справится с этой задачей. Родители и учителя говорят про то, как надо по их мнению. А себя слушать его или ее не научили. Либо он или она делают то, что делают другие, либо они делают то, что хотят от них другие. В результате до 80% людей ходят на работу только для заработка, потому, что занимаются не своим делом. Как человек, являясь частью природы, может понять смысл, природой задуманный. Разумность мироустройства постигается фрагментами, и каждый раз восхищает. Но понять весь замысел не представляется возможным. Может ли муравей, работая на благо сообщества, задумываться о смысле своей жизни? Нет, не может, только человек выделяет себя из остального мира. Но можно сделать такое допущение для наглядности. Тогда можно предположить, что ему просто некогда, он работает, делает то, что должен. А если его удалить от муравейника, то тогда такой вопрос будет для него уместен. Муравей, которого выбросили из привычного ритма жизни, не будет знать, что делать. И вопрос - зачем я живу - уже не выглядит странным. Он погибнет или вернется в муравейник. Его смысл состоит в общественной деятельности на благо себя и муравьиного сообщества. Кратковременное отсутствие дает новый опыт, изоляция лишает смысла и силы.Не существует абстрактного жизненного смысла. Смысл - это реализованная возможность в конкретной ситуации и у конкретного человека. Вот цитата из Гете: "Как нам познать себя? Размышляя - никогда, но действуя. Старайтесь исполнить свой долг, и вы вскоре узнаете, что же есть вы. А что же является вашим долгом? Требования каждого дня". Поиски глобального смысла выбрасывают наблюдателя из "муравейника". Это приводит к так называемому "галактическому мышлению", когда жизнь превращается в постижение смысла, что само по себе бессмысленно. Когда я был мальчишкой, ко мне на лето приехал двоюродный брат из другого города. Любимым нашим занятием была игра в фантики. Они были нашим капиталом. К концу фантиков у меня было больше, чем я очень гордился. И вот, в день расставания мой брат протянул мне свои фантики. Они мне больше не нужны, сказал он. И в этот момент, я отчетливо осознал, что мое богатство просто потеряло смысл и превратилось в кучу ненужных оберток от конфет. То, что сегодня кажется ценным, завтра может превратиться в мусор. И тогда нужно отвечать на новые вопросы, которые ставит жизнь, и искать новые смыслы, жизненные декорации поменялись. Поэтому люди, которые всю жизнь верили в идеалы, на склоне лет не хотят с ними расставаться. Принять это, значит признать, что ценности, которые были незыблемы столько лет, превратились в фантики. Искать свой смысл никогда не поздно. Существует парадокс: как только человек близко соприкасается с конечностью бытия, так эти поиски многократно ускоряются. Если вдруг кому-то скажут, что в запасе у него всего месяц, то шелуха повседневности опадает как октябрьская листва, обнажая безжалостную суть жизни. Фильм "Достучаться до небес" тому прекрасная иллюстрация. Но ведь человек изначально знает, что умрет. Осознанность конечности бытия стимулирует желание жить, а не прожигать жизнь. Сегодняшний день никогда больше не повторится. Сам вопрос о смысле жизни появляется лишь потому, что жизнь конечна. Как найти потерянный смысл? В. Франкл определил три составляющие, "три столбовые дороги к смыслу" 1. Ценности переживания. Представьте себе закат на берегу океана. Тихие, теплые ласковые волны слабо шуршат на белом песке. Огромный красный диск солнца уплывает за лазурный горизонт, подчеркивая одинокий белый парус. Потрясающее зрелище. Или загадочный взгляд незнакомки с картины Крамского. Мы переживаем то, что видим, то, что волнует. Мы воспринимаем прекрасное из мира и пережитое меняет, наполняя смыслом жизнь. Ребенок постигает эти ценности с рождения. Индикатор прост, как сетевой лайк "мне нравится". В течение жизни люди неизменно подтверждают эту истину - мне нравится, и вопрос о смысле не стоит. 2. Ценности творчества. Потребность в деятельности естественна для человека. Проблема в том, что бы определить направление творческой деятельности. Т. е. это должно быть то, что нужно этому конкретному человеку, что ему было бы интересно, что у него получалось бы. Иногда он делает, потому, что надо. Стоит при этом задуматься, а надо ли? Собрать кран из детского конструктора, открыть новую звезду, родить ребенка, свести дебит с кредитом, построить дом. Человек отдает миру свой талант и деятельность. В чем-то уникален каждый. В этой отдаче смысл самореализации. Я творю, я делаю то, что хочу и могу, и некогда думать о смысле. Как тот муравей, который знает свое предназначение, делает свою работу, и этим счастлив. 3. Ценности жизненных принципов. Иногда кажется, что уже нет никакой свободы выбора. Смертельный диагноз, инвалидность, потеря близкого, тяжелая ситуация. Внутренняя свобода всегда предполагает выбор. Это единственное, что нельзя отнять. Даже в самой безнадежной ситуации всегда можно найти возможность в чем-то поспорить с судьбой. Франкл описал это в пронзительной книге: "психолог в концлагере". Звучит кощунственно, но фашистский (и не только) концлагерь представлял собой лабораторию по поиску ценностей жизненных установок. Те, кто находил их для себя, оставались людьми в нечеловеческих условиях. За эти ценности шли на костер и под пули, эти ценности не позволяют предать и заставляют уступить место в лодке. Они составляют интимный и глубокий смысл для каждого человека. Когда кажется, что никакого смысла нет, стоит начать с самого простого, с любых собственных позитивных чувств: с ощущения тепла под душем или мышечной радости занятия спортом. Вкусный завтрак приносит удовольствие, красиво составленный букет оставляет удовлетворение от хорошо сделанной работы. Вокруг огромный мир, надо только внимательно посмотреть и прислушаться к себе. Стоит спросить себя, что я чувствую, что я могу сделать в этой конкретной ситуации, являются ли цели, к которым я иду моими или они навязаны мне, что я хочу изменить, как я буду себя при этом чувствовать? «Включенность» в жизнь – лучший терапевтический метод в поисках смысла. Три составляющих этого поиска позволяют найти дорогу к себе. Их наличие делает жизнь осознанной, дает полноту и смысл. Он в самой жизни, каждый может найти его, нужно лишь взять на себя ответственность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|