Сегодня я второй раз мылся в ванной, в новой съёмной квартире. С привычным для алкоголика недовольством, во мне зрела нечестная претензия Богу, что в большинстве жилья мне попадаются несовершенные смесители. Отрегулировать воду, чтобы она была максимально комфортной для моего высочества, было сложно (особенно, учитывая намыленную голову и жжение в глазах). Вода холодная, а когда я веду кран в сторону горячей, то она, на миг сменившись теплой, становится невыносимо горячей. Проведя несколько резких раздраженных манипуляций с краном, я вдруг понял, что трачу уже больше времени и дольше страдаю, чем, если бы делал это спокойно, дожидаясь пока вода окончательно сменится на ту температуру, какой она в этом положении должна быть. Не "эврика", конечно, но для моего зависимого мышления такое откровение многого стоит, а привести свое поведение в соответствие с таким откровением - это вообще подвиг.
Слово "страдаю" пришедшее на ум вместе с этими выводами, навело меня на мысль о тех многих, выздоравливающих и не очень, аддиктах - зависимых и их родственниках, с которыми я работаю. И о тех затруднениях, которые они испытывают в начале выздоровления.
Это ведь особенность зависимого мышления – «хочу, чтобы, как я хочу, и тогда, когда я хочу». И в начале своих попыток выздоравливать зависимый ожидает срочной смены кайфа, он ждет срочного комфорта. Две вещи неприемлемы для зависимого - дискомфорт и ожидание. Две вещи, без которых выздоровление от зависимости невозможно. Поэтому годами зависимый ложится под капельницы, обманывая себя, что это лечение, а по сути просто боясь дискомфорта, поэтому шарлатаны легко подкупают зависимых и их родственников рекламой о "лечении на берегу теплого моря", а насильники подкупают родителей обещанием быстро забрать и изменить зависимого, поэтому так ужасающе для аддиктов звучит тезис о том, что "выздоравливать придется всю жизнь".
Начиная свой путь выздоровления, зависимый мечтает и требует моментальных изменений. Сначала он боится проявлять чувства и испытывает дискомфорт, потом он начинает "размораживаться", чувства вырываются наружу, и он снова испытывает дискомфорт. Зависимый недолюбливает себя за свою инертность, затем, присоединившись к Содружеству выздоравливающих, он бежит на группы и вступает там в активную деятельность, доходит до "священных войн", и снова испытывает дискомфорт. И так во всем - он постоянно ищет быстрого результата, который должен выразиться в виде блаженства, а не получая его, начинает раздраженно крутить кран. Он борется всеми силами за срочный душевный покой и теряет всякий покой и самообладание в этой борьбе.
Родственники зависимого приходят на консультацию с запросом изменить их проблемного члена семьи и часто раздражаются на идею о том, что не получится применить "магию" в отношении него, и, что, оказывается, им предстоит поработать над собой. А когда родственники все же соглашаются, что им надо меняться, то начинают страдать от "отсутствия" изменений и от "душа Шарко", который они себе устраивают. Особенно, если их идея об изменении родственника все еще сильна в них, и они "выздоравливают, чтобы он стал трезвым". Они крутят раздраженно ручку смесителя, окатывая себя ледяной и горячей водой, страдая от мыльной воды в глазах - от нетерпеливости, недовольства, но больше всего - от непринятия самих себя.
Нужно помнить, что гораздо меньше нервов, времени и сил мы тратим, если не стремимся к быстрому результату в выздоровлении, такому, как хотим мы, а в доверии процессу, делаем то, что должны и созерцаем то, что происходит. Надо набраться терпения и быть внимательными наблюдателями и послушниками, и тогда результат не заставит себя ждать. Причем быстрее, чем если мы за него боремся. И удивительные открытия и изменения, внутри и вокруг нас, станут вознаграждением.
Какой кайф - с душевным покоем, дождаться комфортной воды, отложив всякую торопливость и недовольство, тщательно смыть шампунь, наслаждаясь приятными струями воды и интересным откровением :-)