Формирование работы психолога с личностью в кризисе

     Развитие современной мировой психологии подошло к такому этапу, когда личность человека перестает быть белым пятном в экспериментальном поле, появляется все больше теоретических и практических знаний, благодаря которым человек способен рефлексировать свое деструктивное поведение, увидеть и осознать проблему, по причине которой он переживает кризисное состояние. Используя разнообразные психотехники и психотерапевтические подходы, человек имеет возможность повышать свои адаптивные способности, осваивать новые модели поведения, выстраивать по своему усмотрению иерархический порядок установок, материальных и духовных ценностей, развивать волю и брать на себя ответственность за принимаемые решения.

     Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и, благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Кризис является переходным моментом, точкой выбора, отчетом нового проживания своей жизни. Именно через кризис человек может совершить за относительно короткое время значительный рывок в своем развитии, перейти на новый уровень, взглянуть по иному на свои ценности, ориентиры, предпочтения в жизни. Путем осознания процессов, которые происходят в его сознании, человек познает себя, анализирует свои взаимоотношения с социумом, находит новые пути познания мира.

     Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено, или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

     Однако, находясь в кризисе, человек иногда испытывает желание все закончить, уйти из жизни, но это желание сосуществует с не менее сильным желанием жить, выжить. Многие чувства, которые в этот момент испытывает человек, необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми, так как в этот момент чувства проявляются часто, через неадекватное, не привычное для образа данной личности поведение. В связи с этим, человек переживает физические страдания, переходящие в психосоматические заболевания. Самые распространенные из них, это нарушение сна, аппетита, коммуникации, кровообращения, упадок сил, апатия, депрессия, состояние сильной внутренней тревоги и скованности, нервное истощение, ком в горле или груди, пугающие мысли о самоубийстве, ощущение, что «сходит с ума», потеря смысла жизни, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, понимание и негодование, что все смертно и др. Состояния часто сопровождаются и усугубляются сильным, немотивируемым и недифференцированным страхом («вдруг, что-то, произойдет страшное со здоровьем, с миром» и т.д., или «я потеряю контроль над собой», «а вдруг я внезапно умру»); чувством глубокого одиночества и отчужденности («даже находясь с людьми на работе, с близкими дома, я чувствую эту мучительную отдельность, одиночество. Ни кто и ни когда меня не поймет, так, как я это чувствую и переживаю. Никому по-настоящему я не нужен».).

     В первичной беседе клиенты обозначают проблему невозможности выхода из вышеописанных состояний, невозможность найти ресурс для этого, а чаще всего непонимание - нужно ли искать выход, что делать, для чего и как.

       Тренинговые технологии интегративного содержания могут играть важную роль в про­цессе психологической трансформации личности, могут являться мотивацией и катализатором психологического развития индивида, раскрытия новых возможностей и оказывают значительное влияние и воздействие на психическое состояние личности.

     За основу работы с кризисной личностью мы взяли «Я» - концепцию профессора Козлова В.В. [1], основателя и лидера российской школы интегративной психологии. Суть подхода состоит в гармоничном сочетании различных подструктур, составляющих триединство личности: «Я» - материального, «Я» - социального и «Я» - духовного.

     Для работы с группой наш выбор остановился на тренинге, проводимом Козловым В.В. «Персона». В этом тренинге подробно и максимально всесторонне рассматриваются каждая из подструктур, создаются условия для их гармоничной интеграции. Упражнения, которые предлагаются участникам группы, включают в себя широкий комплекс интегративного подхода – дыхательные сессии, медитации, буддийские техники, телесно-ориентированные интегративные упражнения, направленные как на формирование и принятие образа своего тела, так и на когнитивно-поведенческие осознания своих действий и своего реального взаимодействия с социальным окружением; техники визуализации, деловые игры.

     Упражнения могут меняться: в зависимости от состава группы, количества или состояния участников группы, возможности интегративной психологии достаточно велики, чтобы тренер, обладая знаниями интегративного подхода, мог гармонично и экологично работать с каждой группой индивидуально. Но концепция всегда остается – должны быть охвачены вниманием все три подструктуры, составляющие общий конструкт гармоничной личности.

     Во время индивидуальной консультации основной задачей специалиста, после установления контакта, активного слушания, структурированной беседы, позволяющей выяснить актуальное состояние личности и его возможные причины, в том числе уточнения запроса, является намерение снять излишнее или создать необходимое напряжение, рабочее напряжение, за счет работы с зонами «Я» - «Не Я» - «Равностность», а так же «Так», «Не Так» и « И Так Тоже» (приложение). Выявляя допустимость возможности зон «Равностности» и «И Так Тоже» вместе с клиентом, психолог обеспечивает понимание, принятие клиентом состояния, которое до сих пор было для него пугающим, непонятным и соответственно не давало возможности войти в зону дискомфорта, позволение освоить ее до зоны комфорта, получив дополнительный ресурс. Со стороны специалиста это так же может являться показателем поддержки и понимания состояния и проблемы клиента.

     Следующим этапом общей структуры и стратегии работы с личностью в кризисе становится работа с «возможным я» и «ресурсным я», как подструктурами «Я – потенциального». На входе в кризисные состояния «возможные я» фрустрированы, так как прежние осознаваемые цели, стремления, мотивы, образ себя уже не соответствуют нынешнему состоянию, они разрушаются, а чего-то нового еще нет. Кризис в жизни личности может стать мотиватором движения к «Я – потенциальному», благодаря чему человек узнает и обретает новые способности, точкой приложения которых может стать «Я»-материальное, «Я»-социальное и «Я» - духовное. Это и есть процесс самоактуализации и самореализации или путь позитивной дезинтеграции на пути выхода из кризиса.

     Использование различных упражнений, направленных на собирание «Я» - образа соответствует процессу идентификации Эго во временном континиуме, где вектор имеет три направления – прошлое   (существующие, хотя и обесцененные достижения, как ресурс и основание), настоящее (понимание разнообразности и многогранности собственного «Я») и будущее (устремленность желаний).

     В индивидуальном консультировании проводится упражнение на ценностные ориентации, благодаря которому человек получает возможность переосмыслить и переоценить истинную важность ценностей, свое состояние и жизненные ресурсы. Одним из необходимых моментов, является работа с целью и смыслом жизни человека.

     В процессе индивидуального консультирования, психолог или социальный работник, так же как и в групповой работе применяет различные техники и методики (арт – терапии, символодрамы, гештальт-терапии и прочее), способствующие вхождению клиента в позитивную дезинтеграцию. После работы в индивидуальном консультировании формируются малые группы по 5-7 человек, работа в которых так же продолжается в контексте тренинга «Персона».  

     Телесно-ориентированные техники, деловые игры помогают человеку оценить свое «Я»- материальное, повзаимодействовать с ним, найти с помощью тренера и участников группы, так называемые, «белые пятна», неизвестные или неосознаваемые ранее, все то, что мешает человеку осваивать пространство или улучшать его качество. Занятия позволяют развить креативность мышления, освоить новое видение себя и других из точки взаимодействия с материальным миром. Работа с «Я» - материальным дает возможность почувствовать насколько человек способен развиваться в социуме, как он осваивает пространство, способы, методы, и насколько уверенно он это делает.

     Когнитивно-поведенческие упражнения, визуализации, а так же телесно-ориентированные техники направлены на работу с «Я» - социальным. В основе работы с социальным Эго лежит понимание иерархичности всех структур нашего общества. Участники тренинга сначала находят свою пирамиду ценностных социальных ориентаций, затем рисуют свою иерархическую лестницу и определяют свое положение в ней. В результате человек может испытывать удовлетворение или нет от своего положения в данной структуре и путем когнитивно - направленных упражнений ищет выходы из положения. Телесно-ориентированные упражнения имеют как диагностическое направление работы, так и терапевтическое, позволяют определить степень доверия личности социуму и способы взаимодействия с обществом.

     Работая с личностью, находящейся в психодуховном или экзистенциальном кризисе, особое значение придается укреплению и расширению «Я» - духовного, поиску нового глубинного смысла. Дыхательные, медитативные техники, притчи и сказкотерапия, буддийские практики, помогают, входя в расширенное, измененное состоянии сознания, снизить контроль ума, и трансцендироваться в «Я» - духовное, развитие которого связано непосредственно с гармонизацией внутреннего состояния человека, снижением тревожности, беспокойства, устранением внутреннего диалога, оценочных понятий и осознанием своей внутренней целостности, удовлетворением «жажды целостности» и обретением иного смысла собственного бытия.

     Следующим этапом взаимодействия с личностью в кризисе, является этап, условно соответствующий формам ресоциализации и адаптации. Малые закрытые группы расширяются и приобретают статус открытых, смешанных. На этом этапе используется три основных метода: тренинговые группы, ипотерапия и психотуризм. Тренинговая работа направлена на укрепление, поддержку и развитие личности, ее новых пониманий.

     Ипотерапия - это гармоничное сочетание телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику человека, которое реализуется при взаимодействии человека с лошадью. При этом происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных, эмоциональных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.Можно использовать метафору, что лошадь – это сама жизнь, большая, со своим ритмом и динамикой, характером времени и пространства, но путешествие обретает смысл лишь тогда, когда вожжи в руках человека и он сам отвечает за свои действия.

     Психотуризм это особая модель психологического тренинга в природных условиях, когда участнику предоставляется возможность прочувствовать пространство природы, осознать целостность себя и окружающего мира, найти сакральные смыслы своего бытия.

     Групповая работа, благодаря групповой динамике, разнообразием поведенческих паттернов, демонстрирующимися участниками тренинга, позволяет катализировать проблему, вскрыть глубинные процессы гораздо быстрее, чем бы это происходило в кабинете психолога на индивидуальных занятиях. Однако именно индивидуальная работа позволяет интегрировать групповые процессы, меняя стиль работы и методы взаимодействия с клиентом, поэтому, эти методы используются в тандеме. Психолог может помочь в решении достаточно сложных вопросов, которые невозможно решить в группе по причине отсутствия полного доверия участника группе, скромности или стыдливости человека, невозможности полностью раскрыться, а так же рассеиванию внимания тренера на разных участников. Кроме того, индивидуальная работа требует более плотного контакта психолога с клиентом и большего времени для непосредственного взаимодействия, чем в работе с группой.

 

Авторы:
Вайсман Сергей Ефимович (г.Екатеринбург)
кандидат психол. наук
член-корреспондент

Международной Академии Психологических Наук (МАПН)

действительный член ППЛ
психолог-консультант

Милютина Елена Валерьевна (г.Екатеринбург)
кандидат психол. наук

действительный член ППЛ
клинический психолог

 

Познакомиться с тренингами авторов можно по ссылке

http://www.psyoffice.ru/vaysman/



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3. Шпионские страсти: найти и обезвредить…(техники работы)
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Человек в кризисе, кризис в человеке...
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Практическая работа психолога с клиентом, находящимся в состоянии депрессии. Упражнения.
  • Из чего состоит фобия ( страх )? Плюс Техники и методы работы.
  • Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Техники и принципы работы с созависимостью в индивидуальном консультировании
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Человек в кризисе: где брать ресурсы? Гневная статья
  • ИНДИВИДУУМ и МАТРИЦА. Человек-САММ - человек нового тысячелетия?
  • Телесно - ориентированные техники при стрессовом расстройстве
  • Когда приходит грусть, или Психолог тоже человек (статья + стихотворение)
  • Психологически здоровый человек | быть личностью
  • Как почувствовать свое тело.Телесно-ориентированные практики: что это?
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Телесно-ориентированные упражнения Райха
  • Обесценивание себя как личности как частный случай работы иерархического инстинкта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь