|
Представь, что ты это можешь!Автор статьи: Даниленко Вероника
Представь, что ты это можешь! Взрослые склонны рассматривать проблемы ребенка как симптомы какого-либо нарушения, которое необходимо лечить, в то время как для детей проблемы — это отсутствие умений, которыми нужно овладеть. Методика освоения навыков — это пошаговая система помощи детям в овладении необходимыми умениями и преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Данная методика основана на «детском подходе». Ее цель — помогать детям в освоении навыков, которые необходимы им для преодоления существующих проблем. Основное преимущество этой методики в том, что хотя дети стесняются говорить о своих проблемах, обучение навыкам представляется им интересным и стоящим делом. Кроме того, методика поощряет взаимодействие с родителями, рассматривая их как партнеров и включая их в команду поддержки ребенка в процессе его обучения. Методика освоения навыков подходит для очень широкого круга проблем. К ним относятся страхи, девиантное поведение, трудности с концентрацией внимания, питанием, сном, туалетом, дурные привычки, истерики, эмоциональная нестабильность, гиперактивность и т. д. Итак, если вы решили помочь ребенку освоить какой-то полезный навык, то предлагаем вам несколько советов. Во — первых, если у ребенка существует какая-то проблема, то нужно понять, чему он должен научиться, чтобы ее преодолеть. Совместно с ребенком вам необходимо обсудить и договориться о том, каким умением он будет овладевать. Например, если ребенок «плохо» ведет себя за столом и балуется с едой, то ему нужно научиться есть красиво. Если ребенок часто дерется с другими детьми, то ему нужно умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Очень важно следить за тем, чтобы необходимое умение было сформулировано в «положительной форме». Сравните, что звучит лучше: «не кричит» или «говорит спокойно»? Кстати, не обязательно формулировать для ребенка существующую у него проблему, часто достаточно задать ему вопрос о том, чему ему следует научиться, чтобы чувствовать себя лучше дома или получать больше удовольствия от занятий в школе. Затем переходим к мотивации. Понимание преимуществ овладения тем или иным навыком даст ребенку возможность почувствовать, что дело того стоит. Для этого можно обсудить, что хорошего будет в том, что ребенок освоит необходимое умение, что он приобрет вместе с этим умением, почему для него важно научиться этому. И только когда мы называем то, что происходит, мы можем это контролировать. Поэтому необходимо, чтобы ребенок сам смог придумать описательное, парадоксальное или забавное прозвище тому умению, которым он будет овладевать. Важно проговорить с ребенком то, как он будет себя вести, когда овладеет необходимым ему умением, а также то, как он будет это умение тренировать. Предложите ребенку выбрать «существо силы», которое будет «поддерживать и помогать» ему в обучении. Оно может быть каким-то животным, сказочным героем, знаменитостью или вымышленным другом. Это «существо силы» может навести ребенка на мысль, как тренировать навык, может восхищаться его успехами, а может напомнить о применении навыка, если вдруг ребенок в какой -то момент забудет о нем. Хотя детям нужна поддержка их существ силы, еще больше им нужна помощь и поддержка реальных людей. На следующей ступени методики ребенку нужно решить, кого он предпочтет видеть в качестве группы поддержки. Это могут быть не только взрослые люди (родители, бабушки, воспитатели и учителя), но еще и дети — братья, сестры, друзья или товарищи по спортивной команде. Главной задачей союзников ребенка будет — оказание всесторонней поддержки ребенку в процессе освоения навыка. Можно поздравлять ребенка с его достижениями, демонстрировать заинтересованность в его успехах, предлагать новые способы освоения навыка. Необходимо также поддержать ребенка в его вере в то, что он способен освоить необходимый ему навык. Сообщая ребенку, что мы уверены в том, что он справится с поставленной задачей, мы укрепляем веру ребенка в собственные силы. Часто бывает, что в процессе овладения новым умением, мы временно теряем навык, который осваиваем. Это естественное явление, которое надо воспринимать лишь как «забывание» навыка. И для этого необходимо с ребенком обсудить те способы, которыми группа поддержки может напомнить ему об умении. Одним из самых ярких моментов в процедуре освоения навыка становится праздник. Мы заранее вовлекаем ребенка в обсуждение и планирования праздника, посвященного успешному овладению умением. Праздник — это дополнительный стимул, который укрепляет мотивацию ребенка, помогает ему успешнее справляться с трудностями в процессе обучения. Когда все согласятся, что ребенок освоил навык полностью или в достаточной степени, пришло время устроить запланированный праздник. Мероприятие будет не только площадкой для поздравления ребенка с его успехами, выражения благодарности его союзникам и помощникам, но и символом начала нового этапа в социальной жизни ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|