Сначала ответим на вопрос: Что же должен демонстрировать психотерапевт, желающий продвинутьcя в работе с клиентом?
Уважение к клиенту
Подлинный интерес к переживанию клиентом их отношений
Постоянную незащищенность в реагировании на эти переживания
Конгруэнтную искренность
Эмпатию
Любовь
Положительное отношение
Хочу расшифровать эти понятия.
Уважение.
Если мы думаем, что знаем лучше чем клиент, что нужно делать, то уверяю вас, бессознательное клиента знает лучше, что ему полезно.
Интерес.
Давать знать клиентам, что вы стараетесь понять их. Если чего-то мы не понимаем, то просим о помощи, а если думаем, что понимаем, то даем об этом знать.
Незащищенность.
Первое правило – во время атаки не отвечать ударом на удар (Когут). Многие даже опытные терапевты во время нападения парируют тонкими обвинениями в защите, сопротивлении, проекциях (конечно клиента) в конце концов. Я считаю, что это ошибка. Незащищенность терапевта проявляется в том, что терапевт сопереживает клиенту в видении терапевта. Это часто не совпадает с нашими видениями. Нередко клиент видит вас в более худшем свете - и это нелегко, но стоит пережить, потому что это терапевтично. Незащищенность – это предпосылка эмпатии.
Конгруэнтная искренность
– подразумевает свободный доступ к своим внутренним процессам, собственным чувствам, позициям, склонностям. Невосприимчивые к себе, не могут понять психическое устройство другого. Искренность – означает открыто преподносить себя, ничего не скрывая. Это не значит болтать без умолку и все рассказывать о себе. Можно быть искренним и в молчании.
Эмпатия
– воображаемое проникновение в субъективное переживание другого, т.е. понимание переживаний клиента с позиций самого клиента. Ценность эмпатии заключается в том, что если терапевт действительно пытается видеть мир мой так как вижу я, то чувствуется поддержка и хочется расширить понимание самого себя.
Любовь (или терапия любовью)
– это не слащавая сентиментальность. Это искреннее желание помочь, справиться, понять, не обременяя. Это постоянное донесение искренности, эмпатии и положительного отношения (Роджерс).
Положителньое отношение.
Многие терапевты (Роджерс, Гилл, Когут) утверждают о том, как важно, чтобы клиенты знали о нашем позитивном отношении к тому, что они делают. Клиент может вызывать раздражение, гнев, недовольство и отвращение, но по-существу, он уважаем и ценен. Терапевт относится к клиенту как к независимой самостоятельной личности. Положительное отношение позволяет сделать глубинное исследование безопасным.
Что терапевт должен дать клиенту, чтобы продвинутьcя в работе с клиентом? (идеальный вариант).
Должен уделять клиенту полное внимание и энергию;
По мере сил пытаться понять клиента, т.е. понимать его переживания в каждый текущий момент;
Позволить знать клиенту, что он действительно находится с человеком, который старательно пытается его понять;
Терапевт должен предоставить безопасность и свободу выражать все, что хочет клиент, не ощущая осуждения;
Дать уверенность клиенту, что он имеют дело с профессионалом, знающим этические границы и никогда их не нарушающим.
Хочу перечислить еще несколько важных вопросов об отношениях, о которых задумывается каждый психотерапевт работая с клиентом:
Насколько глубоко раскрываться перед клиентом?
Насколько подробно рассказывать о своей личной жизни?
Насколько я свободен, чтобы говорить о своих чувствах клиенту?
Как передать клиенту свою теплоту и заботу?
Что делать в случае ощущения вины за недостаток эмпатии? Следует ли говорить клиенту по этому поводу?
Если честно, то никто не знает наилучших и наиправильнейших ответов. Эти вопросы самые сложные и интересные. Похоже, что общего и однозначного ответа никогда и не будет. Здесь важным является то, что терапевт должен продумывать предположение каждой исследуемой стратегии, уделять внимание тому, какое действие это окажет на клиента и добросовестно рассматривать вопрос: «Делаем мы это для клиента или для себя?».
Попытаюсь субъективно ответить на эти вопросы.
Раскрываться или не раскрываться?
Точно убеждена, и так работаю: не стоит создавать глупый фетиш из умолчания о себе, навевать ореол таинственности и божественной недосягаемости. Отказываясь от ответа на какой-либо клиентский вопрос, важно не создавать впечатление, что играешь в игру: «У меня есть тайна, и поэтому я в более выгодном положении, чем ты». Необходимо объяснять ясно и полно, почему занимаете такую позицию. Если клиент рассержен и встревожен, с пониманием откликаетесь на его реакцию. На вопрос стоит ли раскрываться, отвечу, что «да», но очень умеренно. Потому что процесс терапии полезен, когда он сосредоточен на клиенте, а не на терапевте. Ответы на «личные вопросы» лишают клиента возможности исследовать чувства и фантазии, которые поднимают такие вопросы. Здесь важно еще уберегать клиента от ненужных отталкиваний, но с каждым клиентом все-таки по-разному.
На вопрос раскрывать ли свои чувства клиенту и насколько, хочу сказать, что не проявляя положительного отношения к клиенту (см. «положительное отношение») невозможно сформировать терапевтический альянс и укрепить самооценку клиента. На вопрос «Как проявлять?» Карл Роджерс предлагает вариант четких формулировок: «Вы мне нравитесь», «Мне нравится с вами работать» или «Я думаю, что вы справитесь с работой». Еще один вариант проявления положительного отношения – это теплое отношение через взаимодействие: то, как слушает терапевт, демонстрирует степень искренности в попытке понять, то как сидит, выражение лица, интонация голоса – все это может говорить, что терапевт поддерживает хорошее отношение к клиенту несмотря на повороты сессии.
Как же лучше проявлять положительное отношение - на словах или на деле? Напряжение спадает, если терапевт передает положительное отношение больше на деле, нежели на словах. Слова часто не имеют значения, отношение чаще передается с помощью тонких намеков и самого поведения.
Рассуждая о проявлении своих чувств к клиенту, Майкл Кан, к примеру, предпочитает на вопросы о его чувствах к клиентам не говорить, что они нравятся и интересны. Он дает знать, что хорошо понимает важность затронутой темы и использует каждый шанс для исследования надежд, страхов и фантазий, которые порождает этот вопрос. Объясняет он это так: «Когда клиент спрашивает любят его или нет, он говорит нечто важное о недостатке прочной самооценки. Ответное успокоение может дать временное облегчение, которое немедленно забирает энергию клиента, и возможность соприкоснуться с эмоциями и воспоминаниями может быть упущена. Поэтому Когут и его ученики, и другие опытные терапевты считают, что иногда важно рассказать клиентам, как вы о них заботитесь. Здесь важно выбирать время, чтобы вызвать значимые реакции.
Что делать с чувствами гнева, скуки, отдаленности? Карл Роджерс об этом пишет:
Не стоит разделять с клиентом каждое мимолетное раздражение;
Прежде чем высказать негатив, задайте себе вопрос: « Для кого я это делаю?» Хочу ли я отвести душу, или отомстить, или обидеть, или показать, насколько достоверен? Если хотя бы на один вопрос ответ утвердителен, оставьте свое чувство при себе или супервизору;
Если вам кажется, что вы собираетесь сказать действительно полезное для клиента, делайте это так, чтобы показать ваше основное отношение к клиенту: манере, снижающей возможность расценить это как критику.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.