Пристройка к клиенту: как лучше?

          Любое общение предполагает наличие как минимум двух сторон, принимающих в нем участие. Встреча психолога или психотерапевта с клиентом на сеансе - это такое же общение на первый взгляд. Однако, если посмотреть на этот процесс со стороны, то сразу хочется обратить внимание на позицию, которую занимает психолог по отношению к клиенту.

          Всего существует три возможных способа пристройки к партнеру по общению: сверху, снизу и на равных. Рассмотрим их по порядку для процесса консультирования, а также попробуем проанализировать возможные плюсы и минусы.

I.Пристройка сверху. Вы сразу даете понять клиенту, что он имеет дело с авторитетным профессионалом. Это отношения «начальник-подчиненный». Клиент оказывается в более слабой позиции. Приняв такую роль, вы действуете директивно, ваши рекомендации больше похожи на «приказы».

Плюсы:

- ваша консультация будет проходить по проверенной схеме, потому что вы здесь однозначный руководитель процесса;

- роль авторитета будет вам на руку, если клиент пришел именно к профессионалу, который с вершины своего опыта объяснит, что ему делать;

- вам достаточно легко мотивировать клиента выполнять то, что вы от него хотите, чтобы он сделал.

Минусы:

- вы отказываетесь от модели сотрудничества с клиентом, в результате чего он может быть впоследствии неудовлетворен результатом работы;

- клиент не сможет достаточно раскрепоститься на сеансе и вы упустите какую-то важную информацию о его проблеме;

- могут возникнуть трудности с раппортом, если клиент, например, сам занимает по жизни позицию «сверху» в общении с другими.

II.Пристройка снизу. Противоположный первому способ консультации, известный как гуманистический подход. Вы своеобразно «возвышаете» клиента, переводите его в центр, повышаете его важность, входя в глубокий контакт с ним и с его запросом.

Плюсы:

- очень хороший уровень раппорта с клиентом;

- клиент раскрепощается и выдает максимум информации о своей проблеме;

- у клиента не возникает сопротивления выполнять ваши рекомендации.

Минусы:

- можно потерять владение процессом и обсуждение отклонится от заданной темы;

- вы уходите в «тень», клиент после первых успехов начинает думать, что он и без вас со всем справится;

- если клиент пришел к «авторитету», то он не будет вас всерьез вопринимать.

III.Пристройка на равных. Это уже модель сотрудничества. Вы четко описываете взаимную ответственность за результат работы, оставляя за собой роль руководителя процесса. Вы призываете клиента к тому, что от него потребуется вложить в результат не меньше, чем с вашей стороны.

Плюсы:

- четкое распределение ответственности, побуждающее клиента к активному вовлечению в процесс;

- клиент вряд ли будет предъявлять претензии в случае неудачи;

- возможность хорошо структурировать работу и делать ее результат более предсказуемым.

Минусы:

- «демистификация» процесса консультирования для клиента, так как для получения результата клиент сразу будет извещен о том, что ему нужно будет столько-то работать;

- клиент может испугаться ответственности, возложенной на него;

- трудности в раппорте с клиентом, занимающим в большинстве взаимодействий позицию «сверху» или «снизу».

Резюме. У вас есть выбор, какую позицию занимать при проведении консультации с клиентом. Отличия пристройки «сверху» , «снизу» или «на равных» весьма существенны и сразу задают рамки всей дальнейшей работы. Нельзя однозначно сказать, какой вид пристройки лучше, так как это зависит от целей консультации и от клиента, оказавшегося в кресле или на экране монитора перед вами. Если клиент воспринимает вас серьезно, только если вы «авторитет», то можно подыграть его карте и пристроиться сверху. Если проблема деликатна и требует максимального раскрытия от клиента, возможно, лучше пристроиться снизу. А если клиент хочет получить четкий результат за свои деньги и готов сотрудничать и принимать ответственность, то ничего не мешает общаться с ним на равных.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

             психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию.



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что делать, если клиент м...чудак?
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Что делать, если ваш клиент - перфекционист
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Психологическая консультация: если клиент врет или фантазирует?
  • Если клиент влюблен в своего психотерапевта...
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если клиент долгое время не делает успехов
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Если клиент лжет…
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Если клиент отказывается продолжать терапию
  • Если клиент раздражает. Начинающим психологам.
  • Что именно хочет ваш клиент?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь