В предыдущих статях я сжато описал теоретический "базис" музыкальной терапии и начальные этапы работы - выбор музыкального инструмента и "разогрев".
Теперь пора поговорить о ходе консультаций в музыкальной терапии.
После того, как первичный запрос клиента сформирован, "музыкальный контакт" установлен (при помощи упражнений для "разогрева"), музыкальные терапевты, как правило, просят человека сыграть импровизацию, описывающую его проблему.
Например - при помощи музыки выразить свои отношения с родителями, состояние, вызванное некой неприятной ситуацией etc. Когда речь идет о межличностном взаимодействии - имеет смысл привнести немного психодрамы в процесс. Например, попросить клиента назначить те или иные роли участникам группы (при групповой терапии), либо же назначить роли музыкальным инструментам (при индивидуальной работе) и разыграть сцену.
В этом прежде всего есть "катарсическая" функция - выражение боли, подавленных эмоций, проблем через музыку дает клиенту облегчение и временное освобождение от них. Так же импровизация может запустить ассоциативный ряд/инсайты и помочь добраться до "корня" проблемы, осознать и вербализовать его.
Можно сказать, что музыкальная терапия, помимо проработки конкретного запроса, помогает развивать спонтанность, повышает самооценку и навык нахождения в моменте "здесь и сейчас".
После импровизации - обязательное обсуждение чувств, эмоций, мыслей, возникавших в ходе работы, обратная связь от участников группы или терапевта. Этот пункт особо важен, так как музыкальная терапия не сводится лишь к прослушиванию или исполнению музыки. Шеринг необходим для того, чтобы клиент смог интегрировать и осмыслить опыт, полученный в ходе импровизации.
Спустя время имеет смысл передавать "бразды правления" клиенту/группе - предлагать самостоятельно выбрать тему импровизации, форму работы (сольное исполнение, создание оркестра, парная работа), все это служит метафорой изменений в жизни человека. Клиент постепенно учится брать ответственность за свои действия, самостоятельно делать выбор.
Резюмируя вышесказанное - в чем, все же, заключается терапевтический момент музыкотерапии? Мне кажется, что прежде всего это возможность увидеть себя через "музыкальное зеркало", прояснить различные аспекты своей личности/поведения, с целью стать "музыкантом-виртуозом", который мастерски владеет инструментом (своей жизнью), способен создавать новое, импровизировать и адаптироваться ко всем переменным (осознанно жить).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.