|
Позитивное обучение: мозг в помощьАвтор статьи: Варлакова Яна Валериевна
Наш мозг не был предназначен для стандартизированного образования. Он формировался в течение миллионов лет последовательной адаптации в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. С тех пор, как мы развились в социальные существа, наш мозг стал невероятно чувствительным к социальному миру. Удивительные процессы сохранения информации, адаптации и инноваций реализовались в невероятно сложной структуре мозга, способной на все - от контроля за дыханием, до создания новых культур. Однако у этого процесса есть своя цена. Все системы не только должны находиться в непрерывной связи друг с другом, но и их функции должны быть сбалансированы и тщательно интегрированы для оптимальной работы. История эволюции содержит в себе вызов для всех нас, кто так или и иначе связан с образованием. В то время, как открытия в области социальной науки содержат много важного, они не могут быть напрямую приложены к изменяющейся образовательной среде, в которой каждый ученик отличен от другого. То есть, нам необходимо согласиться, что модель образования со стандартными мерками обречена на поражение. Однако, понимая то, как человеческий мозг работает на самом деле, и используя знания нейронауки с целью непосредственной выгоды для ребенка, мы можем положительно влиять на обучение и оптимально подготовить детей к встрече с их реальным будущим. Рассмотрим несколько важных факторов нейронауки, несущих возможную пользу работникам образования.
Мозг – это социальный органНашему мозгу необходима социальная стимуляция и связи, чтобы выживать и развиваться. Без связей с другими и без достаточной стимуляции он сокращается и однажды умирает – более того, основная матрица для работы мозга современного человека – это матрица наших социальных отношений. Как результат, близкие и поддерживающие отношения стимулируют позитивные эмоции, нейропластичность и развитие. Поэтому учителям и родителям необходимо создавать положительную социальную среду. С точки зрения нейробиологии, позиция учителя очень близка к родительской по своему влиянию на развитие детского мозга. Похвала, стабильные отношения, стимулирование активности через рождение интереса, с самого раннего возраста сформируют стабильную мотивацию на обучение и гармоничное развитие мозга.
У нас два мозгаДва полушария мозга дифференцировались друг от друга в своем развитии и сформировали специализированные функции и навыки. Если говорить в общем, то левое полушарие мозга взяло ответственность за развитие языковых навыков, линейное мышление, и просоциальные функции, в то время как правое полушарие специализируется на обработке визуально-пространственной информации, сильных эмоций, сенсорного опыта. Большинство учебных заданий, однако, задействует функции обоих полушарий. Очень важно понять, как задействовать и интегрировать оба полушария в контексте обучения. Хорошие родители и учителя интуитивно схватывают эти особенности и пытаются сбалансировать экспрессию работы эмоций и рациональных процессов, призывая слишком рационально-направленных детей к исследованию их чувств и эмоций, и направляя слишком тревожных к развитию функций сознательного контролирования эмоций в их левом полушарии.
Раннее обучение обладает мощной силойБольшая часть нашего наиболее значимого эмоционального и межличностного опыта закладывается во время первых нескольких лет нашей жизни, в то время, когда лидируют и развиваются наиболее примитивные нейронные связи. Ранние впечатления сформируют структуры мозга в порядок, который будет иметь пожизненное влияние на три наиболее важные области обучения: привязанность, эмоциональная регуляция и самооценка. Эти три сферы включают в себя наши способности быть в связи с другими, справляться со стрессом, чувство собственной значимости. Каждый болезненный опыт может быть сознательно переработан, проименован и последовательно рассказан, и тогда у ребенка развивается способность реинтегрировать разделенные нейронные связи и эмоции, чувства своего тела и познания. Одним из способов управления этим процессом можно назвать описание своего раннего опыта в дневниках и журналах (с самыми маленькими подойдет рассказывание историй, игротерапия и рассказы по картинкам). Это позволяет ребенку научиться управлять своим эмоциональным опытом и соответственно, снизить уровень стресса и тревожности.
Сознательное и бессознательное: как управлять?Процессы осознания и бессознательные процессы в мозге происходят с разной скоростью, часто - одновременно.Осознание и активная память являются только малой частью огромного количества нейронных процессов, происходящих каждую милисекунду. Сложно представить, как много вещей мы делаем, не осознавая этого: дышим, гуляем, ориентируемся в пространстве, даже формируем структуру предложения, автоматически. Мозг способен перерабатывать входящую информацию, анализировать ее на основании жизненного опыта, и представлять ее нам за милисекундный период. Затем он может создать иллюзию о том, что наши чувства - это то, что происходит в данный момент, и что мы принимаем решения на основании наших мысленных процессов. Можно научить ребенка задаваться вопросом о возможном влиянии нашего прошлого опыта и бессознательных предубеждений на их чувства и решения. Об этом стоит задумываться, уже когда вашему ребенку исполнится 3-4 года. Например, ребенок боится экскалаторов, так как однажды на нем упал и испугался. Каждый раз, незадолго до использования движущихся лестниц, проговаривайте с ним: «Ты не хочешь идти на лестницу сам, потому что ты боишься? – Да, потому что я упал. – Ты тогда испугался? – Да, я испугался и стал плакать. – А что дальше было? – Мама меня подняла и я еще плакал. – Ты ударился? – Да , я ударил ногу. – А теперь мы пойдем вместе и мама будет тебя держать крепко-крепко, ты не упадешь, хорошо?» Проговаривайте ситуацию до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и упоминать эту ситуацию. Вспоминайте столько деталей, сколько будет нужно ребенку. Работа разума, мозга и тела переплетенаДоказано, что физические упражнения стимулируют рождение новых нейронов в гиппокампе и развивают активность передних долей мозга, в большей степени отвечающих за познавательные процессы. Физическая активность оказывает стимулирующее влияние на весь мозг, что поддерживает его активность на оптимальном уровне. Адекватное питание и сон - необходимые условия обучения. Хотя мозг является небольшой частью веса всего нашего тела, он потребляет практически 20% нашей энергии, что делает правильное питание критичным для обучения. Сон поддерживает когнитивные функции, а недостаток сна ограничивает нашу способность поддерживать бдительность и внимание на необходимом уровне и также негативно влияет на гибкость мышления и эффективность принятия решений. Осознание влияния подобных биологических условий на обучение может привести к изменению времени начала школьных уроков, обеденных схем и уменьшению учебных программ. Нужно думать о том, поел ли ребенок и как он спал, прежде, чем начать его учить. Хорошо было бы также научить детей пониманию важности сна и давать советы по изменению режима сна и бодрствования. И способствовать расслаблению в перерывах обучения. Неадекватные школьные условия, бедная акустика, неадекватное освещение – все это коррелирует с бедной школьной успеваемостью. Стулья с недостаточной поддержкой спины затрудняют кровообращение в мозгу и препятствуют активности процессов осознания, а температура выше 23-24 градусов по Цельсию была связана с низкой эффективностью чтения и оценками по математике. Мозг имеет довольно короткий диапазон внимания и нуждается в системном повторении и многоканальном обучении. Любопытство, побуждение к исследованию и импульс поиска новизны играют важную роль в выживании. Выброс дофамина и опиоидов (химические вещества, приносящие хорошее самочувствие) в мозге происходит перед лицом чего-то нового. Таким образом мы бываем вознаграждены за любопытство. Так как наш мозг должен сохранять бдительность в постоянно меняющейся среде, мы обучаемся лучше в коротких промежутках. Это является еще одной причиной того, почему разнообразие учебных материалов, перерывы и даже периодический отдых способствуют обучению. Для обучающего важно «перезапускать» внимание учеников каждые 5-10 минут и продолжать поддерживать фокус их внимания с каждой новой темой. Учитывая, что визуальные, сенсорные, моторные и эмоциональные нейронные сети содержат свои собственные ресурсы памяти, мультиканальное обучение увеличивает вероятность и сохранения информации и вызова стимулов обучения. Мы обладаем удивительными способностями к визуальной памяти, и написанная или сказанная информация, подкрепленная визуальным стимулом, усваивается лучше.
Страх и стресс плохо влияют на обучениеЭволюция сформировала наш мозг сверхосторожным и сверхреактивным на все что даже издалека может оказаться полезным. Страх и стресс снижают функции интеллекта из-за активации амигдалы – часть мозга, активизирующейся при реакции страха – которая вступает в противоречие с префронтальными (интеллектуальными) функциями. Страх также снижает исследовательские рефлексы, делает наше мышление более ригидным (негибким), и запускает «неофобию», страх всего нового. Стресс, вызванный учительскими или родительскими наказаниями, к примеру, или лишением необходимого общения, активизирует защитные функции мозга, снижая активность направленного вовне внимания, и способность к сохранению новой информации. Вызывая отрицательные эмоции, мы формируем в мозге связи, запускающие отрицательные ассоциации, активизируем весь болезненный опыт ребенка и снижаем естественную мотивацию ребенка к обучению. Стрессовые ситуации запускают выброс гормона кортизола, функции которого противодействуют мозговой активности. Длительный стресс влияет на нашу способность к обучению и поддержание физического здоровья. На самом деле, успех в обучении зависит от способности ученика тем или иным способом справляться со стрессом. Включение техник управления стрессом в учебную программу является очевидно необходимым вкладом нейронауки в образование, чтобы способствовать обучению, эмоциональному благополучию и физическому здоровью. Родители и учителя могут использовать свое тепло, эмоциональную заботу и положительное отношение для создания особого состояния детского ума, которое снизит страх и увеличит нейропластичность и способности к обучению. Обучение эффективнее, когда представляется целая картина объекта – и затем учащиеся сами исследуют ее детали. Исследование создает новое знание, - говорил Нил Армстронг. Наш мозг развивался по стратегии обучения попытка-ошибка-научение. Это касается и социальной и физической среды. Таким образом, будет лучше, если, предоставляя ребенку общее знание и направляя его, мы предоставим ему возможность самому разобрать концепт на детали и приспособить свое поведение в соответствие с этими результатами. Впоследствии это усилит вероятность удержания полученных навыков и иформации. Мы рождены, чтобы исследовать, а родители и учителя, научившиеся использовать это качество в обучении, скорее всего, будут более успешны. Текст подготовлен на основе последних исследований в облаcти социальной нейронауки, по материалам Л. Козолино «The Social Neuroscience of Education: Optimizing Attachment and Learning in the Classroom», 2013. Луис Козолино, доктор психологии, профессор университета Пеппердайн и практикующий психолог. Он является автором книг «Здоровый взрослеющий мозг», «Нейронаука человеческих отношений», «Нейронаука как основа психотерапии», «Социальная нейронаука в образовании», Лос Анджелес, Калифорния Cтатья уже была размещена на проекте "Letidor" http://letidor.ru/article/pozitivnoe_obuchenie_mozg_v_ko_80207/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|