Почему возникают зависимости и для чего они "нужны"?

 

На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая,  информационная (интернет),  эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы: 

 

- химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.)

 

- эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интернет-зависимость и т.д.)

 

И в том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.

 

Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребенок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности.  Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей  нарушением детского развития. Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться  на первом году жизни ребенка. Если мать  ребенка не в состоянии удовлетворить самые важные из его  потребностей (в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то  такой ребенок будет чувствовать себя обделенным и лишенным чего-то жизненно важного. Со временем такой ребенок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить свое Я, вернуть себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия,  но при этом доступ к своим чувствам у него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами.

 

Именно в этом и заключается роль употребления  химических агентов, с помощью него люди изменяют свое состояние, достигая  чувства “облегчения”. Эмоциональные зависимости “приходят на помощь”  для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

 

Лишенные своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:

 

- чувство, что чего-то не хватает

 - ощущение пустоты

 - ощущение себя “не в своей тарелке “

 - дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо

 - апатию, безразличие, отстраненность

 - сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность

 - раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости

 - неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи

 - чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо

 - усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности

 - страдание, боль, невыносимые муки

 

Признаки зависимости:

 

1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной “поддержки”) справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и, поэтому испытывает сильнейшие страдания. 

 

2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. “Большой ребенок” не выдерживает  нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.

 

3. Свобода, которую ребенок понимает как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность. Такая свобода становится не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

 

Какие формы воспитания способствуют возникновению зависимостей?

 

Во-первых, как ни странно, в семьях, где детей опекают, заботятся, балуют и вроде как любят, вырастают будущие зависимые ничуть не реже, чем в неблагополучных семьях. Такая форма воспитания способствует тому, что ребенок не получает необходимого опыта самостоятельно заботиться о себе, решать свои проблемы и склонен думать, что неприятности должны быть устранены немедленно, без каких либо значительных усилий с его стороны, т.е.  с помощью различного рода стимуляторов, наркотиков, отвлекающих или утешающих факторов. Если родители стремятся к гиперопёке,  другими словами контролю ситуации, тем самым они признаются в своем отсутствии доверия к жизни, безопасности. Желание постоянно контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все остальные.  Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.  И поэтому занимается тем, что ему больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

 

Во-вторых, будущие потенциально-зависимые вырастают в семьях, где ребенка либо игнорируют (его физические, эмоциональные потребности), либо ребенок подвергается давлению, и не обязательно в буквальном смысле.  Ребенок воспитывающийся в такой семье не получает необходимой для нормального развития любви, следовательно не умеет принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками.  В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх активно действовать. И как следствие, этот ребенок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей.  Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

 

И в первом и во втором случае ребенок растет в условиях тюрьмы, либо мягкой неочевидной, либо жесткой и очевидной, что является причиной дальнейших печальных последствий.

 

Для здорового человека удовлетворенность и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.

 Бегство в зависимость – это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека. Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно  поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.

 



Просмотров: 617
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Зависимость. Эмоциональная недостаточность в раннем возрасте – паттерн для возникновения зависимости.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • У зависимости есть свойство: зависимость прогрессирует. Виды и причины зависимости.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Что хочет женщина? или Метаморфозы потребностей в жизни.
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Что такое зависимость и какие зависимости бывают?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Чего мы хотим от своих отношений на самом деле – 7 потребностей в паре
  • О понимании своих истинных потребностей.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Тату - дань моды или реализация неосознанных потребностей человека?
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя
  • Ода зависимости... Или - как я ненавижу любить зависимость!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя (продолжение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь