План исследовательской, диагностической и коррекционной психологической работы с волейболистами и тренерами Волейбольного Клуба (основного и дублирующего составов).
1. Работа со страхами волейболистов перед соревнованиями, во время тренировок. Формирование позитивного настроя игроков на победу "Я - могу!"
Повышение самооценки спортсменов «Я - хороший!», «Я - лучший!»
Развитие волевых качеств (психологическая выносливость) «Я - могу больше!»
Диагностика сильных и слабых сторон, помогающих или мешающих побеждать.
Развитие навыков психологической борьбы и подавления духа соперника.
Помощь при формировании умения ставить перед собой реальные цели и их достигать.
2. Развитие уверенности
Помощь при составлении плана тренировок, необходимого для достижения цели (работа предполагает участие спортсмена, тренера, спортивного психолога, при необходимости родственников).
В процессе наставничества спортивный психолог может выехать на тренировки, соревнования и отследить работу спортсмена.
3. Проведение индивидуального тестирования (базовый, выборочный или полный пакет).
Тестирование (психодиагностика) - это способ выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, способ получения более глубокой информации, с помощью тестов, для различных целей.
Проводиться для всей команды волейболистов и тренеров и в зависимости от ситуации или поставленной цели отдельно для конкретного игрока или тренера.
Для каких целей:
Для более глубокого изучения игроков или тренера, для выявления сильных и слабых сторон личности и активизации внутреннего резервного потенциала, узнать получше взаимоотношения в команде.
Перечень тестов:
1. САН
Позволяет определить насколько выражен в настоящий момент каждый из следующих показателей: Самочувствие, Активность, Настроение, так как от них зависит, выходить ли сейчас на тренировку или на игру в надежде на успех, или следует повременить, отдохнуть, проконсультироваться с тренером-психологом, провести психокоррекцию или психотерапию.
2. МПСС
Методика предигрового состояния спортсмена.
Цель работы — охарактеризовать на основе самооценки предигровое состояние спортсмена (перед тренировкой и перед игрой). Только сам спортсмен знает о своем состоянии.
Именно это субъективное состояние спортсмена на основе его оценки своих ощущений, чувств и мыслей и нужно знать не только самому спортсмену, но и его тренеру, спортивному психологу для того, чтобы в случае необходимости помочь спортсмену, ободрить его, сказать нужные слова напутствия перед ответственным днем. Опросник для изучения предсоревновательного состояния спортсмена разработан на основе принятой в общей и спортивной психологии трехкомпонентной структуры психического состояния:
F – физический (телесно-поведенческий) компонент состояния;
Е – эмоциональный (энергетический) компонент состояния;
К – когнитивный (мыслительный) компонент состояния.
3. Спилбергера
Уровень личностной тревоги (важен при подготовке к игре, (исследования на тренировках) и очень важен при самой игре, когда футболист должен обладать хладнокровием, отсутствием внутренней напряженности).
Личностная тревожность спортсмена характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Выделяют два вида тревожности:
1) реактивная тревожность— характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации;
2) личностная тревожность .
Для спортсменов тревожность не является изначально негативной чертой личности или фактором неудачи в соревнованиях. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность подготовки личности к какой-то ответственной деятельности — экзамену, соревнованию, принципиальному решению в жизни, рискованному поступку и пр.
Тревожность в той или иной мере свойственная всем людям, участвующим в спорте и ориентированным на успех или избегание неудачи в соперничестве в соревнованиях. При этом, как это ни странно, существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» для каждого спортсмена, мобилизующий его на достижение наилучшего в данных условиях результата спортивной деятельности.
4. Люшера
Для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов, особенности характера, психическое и физическое самочувствие: актуальные внутренние проблемы и их компенсации, наличие стресса, ведущие тенденции психической жизни, прогноз на будущее, возможные пути разрешения сложной ситуации. Применяется при:
- отборе волейболистов с высоким нервно-психическим потенциалом, разработки рекомендаций по оптимизации стиля игровой деятельности волейболиста,
- выявлении игроков склонных к депрессии и аффективным реакциям,
- прогнозе успешности игровой деятельности, исследовании причин командной дезадаптации.
5. MMPI (377)
Основные характерологические особенности личности:
особенности настроения, отношение к соблюдению норм и традиций, наличие психических ресурсов, мягкость или решительность, общительность или замкнутость, уровень оптимизма, форма реакции на стресс, агрессивность и др.
6. Лири
Линию поведения в социальной жизни со следующих точек зрения: с позиции власти и силы, независимого самоутверждения, агрессивности и враждебности, недоверчивого сопротивления, подчинения, дружелюбия и др.
7. УСК
Выяснение степени активности человека в достижении своих целей, уровня развития ответственности за происходящие события.
Определение чему человек приписывает свои достижения и неудачи, внешним обстоятельствам и другим людям или своей личности. Локус конроля оказывает большое влияние на способ порождения и разрешения кризисных ситуаций командного характера, межличностные взаимоотношения в коллективе, отношение к болезни и выздоровлению.
8. Айзенка
Способность руководить людьми, умение ладить с близкими и коллегами по команде, эмоциональная устойчивость.
Экстравертированность - интровертированность, эмоциональная устойчивость, типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Темпераментом называются прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности.
Спортсмен-экстраверт, по сравнению со спортсменом-интравертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации (потери чувственного восприятия, ощущения), вследствие чего не переносит монотонности тренировки, чаще отвлекается во время объемной и однообразной работы на тренировках и др.
Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах.Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, чаще всего весел и несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, бывает остроумным, не всегда обязателен.
У спортсмена-интраверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и адаптации к быстро меняющимся условиям совместной деятельности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия более продуманны и рациональны, чем у экстраверта. Круг друзей у него невелик.
Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, часто пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он обязателен, строго контролирует свои чувства и редко ведет себя внешне агрессивно, умеет скрывать свои чувства.
9. Статус
Определяет актуальное нервно-психическое состояние и его динамику у обследуемого, степень эффективности психологического воздействия, как на отдельного человека, так и на группу. Нервно-психическое состояние – это комплексная характеристика человека, которая отражает как свойства нервных процессов и особенности их проявления у индивида, так и его эмоциональное состояние.
Нервно-психическое благополучие – «положительный» полюс указанной характеристики, выражающийся в субъективных переживаниях комфорта, безмятежности, физического и душевного благополучия и отсутствия проблем.
10. Сонди
Определяет проекцию глубинных, неосознаваемых переживаний индивида.
Оценивает степень выраженности профессиональных свойств личности, её социальную направленность, особенности мотивационной сферы, стиль познавательной деятельности и межличностного общения.
11. Келли
Проводит углубленную диагностику личности, выявляет реальное содержание его психологических проблем. Выявляет механизмы психологической защиты человека. Планирует и направляет процесс психологического консультирования, психотерапии.
Методика позволяет лучше понять субъективный мир человека, выявляет его наиболее важные, но часто неосознаваемые установки и представления, имеющие отношение к его психологической проблеме. Предоставляет человеку возможность по-новому осознать себя и свои отношения с другими людьми, найти новые способы решения внутриличностных и межличностных проблем. Эффективна при проведении индивидуальных и командных консультаций по широкому кругу психологических проблем.
Применяется для исследования особенностей взаимоотношений и анализа межличностных проблем в группах, коллективах подразделениях. Позволяет построить обобщенный портрет каждого участника группы на основании характеристик, которые окружающим кажутся наиболее значимыми в этом человеке, проанализировать психологические причины групповых предпочтений и отвержений. А также сопоставить самооценку испытуемого и отношения к нему группы.
12. СМИЛ
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности для взрослых и подростков. Исследует индивидуально-психологические особенности личности, типичные способы поведения и содержание переживаний в значимых ситуациях, адаптивные и компенсаторные возможности в условиях стресса.
Тест включает 566 пунктов, которые касаются самочувствия, привычек, поведения, преобладающих переживаний и настроения, отношений к различным жизненным явлениям, межличностных отношений, направленности интересов.
Определение отношения испытуемых к тестированию, проверки небрежности, непонимания, не откровенности или преднамеренного искажения результатов.
Используется для решения задач, связанных с психиатрией, психотерапией, психогигиеной и психологической реабилитацией спортсменов. Также применяется для отбора и оценки волейболистов, психологической экспертизы и консультирования в качестве одного из критериев эмоционального состояния, здоровья и профессиональных способностей.
В спорте используется для решения следующих задач:
- Получения психологического портрета, включающего описание черт темперамента и характера, индивидуальных особенностей и типа личности, стиля поведения и общения;
- Оценка таких важных параметров человека, как способность к анализу ситуаций и принятию решений, деловому общению, устойчивость к стрессу, склонность к конфликтам; [ul][li]Определение профессиональных способностей и психологических противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности;
- Прогнозирование вероятности и содержание затруднений в трудовой, коммуникативной и познавательной деятельности;
- Выявление скрытых психологических отклонений;
Оценка потребностей человека, эмоционального состояния и степени выраженности стресса.
13. Персональный автопортрет. Определение «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа. Диагностика характерологических особенностей человека. Определяет «норму» и «акцентуацию» определенного типа личности.
14. Сексуальный профиль личности. Диагностика психологических особенностей сексуальности человека.
15. УНП
Определяет уровень невротизации и психопатизации. Рекомендуется использовать для выявления «группы риска», при профотборе и психопрофилактике.
Шкала невротизации оценивает такие проявления невротических состояний, как быстрая утомляемость, нарушение сна, фиксация на неприятных соматических (телесных) ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность, возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенности в себе.
Шкала психопатизации выявляет равнодушие к принципам долга и морали, безразличие к мнению окружающих, стремление выделиться из окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенное самолюбие и самоуверенность.
16. ОДС
Опросник депрессивного состояния целесообразно применять для исследования здоровых людей, для диагностики лиц с подозрением на депрессию. Так же он применяется для диагностики скрытых соматических депрессий и психосоматических патологий, невротических и неврозоподобных расстройств.
17. Бека
Диагностика депрессии. Предназначена для качественной и количественной оценки депрессии, степени тяжести, как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов. Составляющие теста используются для оценки депрессии, динамики депрессивного состояния и эффективности терапии.
18. ИДС
Индекс жизненного стиля. Диагностика механизмов защиты «Я»: вытеснения, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Определенные механизмы защиты предназначаются для регуляции определенных эмоций, формирования черт характера, диагностики расстройств личности.
19. КЕТТЕЛЛА
Тестирование дает целостное описание личности, выявление основной личностной проблематики. Тест измеряет 16 черт характера, окружающих самые разные аспекты личности человека: особенности коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степень социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, наличие эмоциональных проблем, лидерского, творческого потенциалов. А так же оценивается уровень интеллекта, эмоциональность, решительность, практичность, рассчитывается тревожность, контактность, реактивность, комфортность.
20. Тейлора
Уровень личностной тревожности, как устойчивая характеристика человека. Слишком высокий уровень тревожности приводит к дезорганизации деятельности, состоянию беспомощности, бессилия, излишней подозрительности, к развитию неврозов.
21. HEND-TECT
Проективная методика может использоваться во всем возрастном диапазоне, начиная с 5-ти лет. Проводит глубинные исследования личности, диагностирует индивидуальные особенности и мотивы поведения, внутренние конфликты личности. Выявляет психопатологию, надежно прогнозирует и качественно оценивает, такое специфическое свойство личности, как склонность к открытому агрессивному поведению.
22. Мотивацию к достижению успеха. Мотивацию к избеганию неудач. Т. Элерс.
23. Степень готовности к риску (Шуберт). Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования дали также следующие результаты:
- С возрастом готовность к риску падает.
- У более опытных спортсменов готовность к риску ниже, чем у неопытных.
- У женщин готовность к риску реализуется при более определённых условиях, чем у мужчин.
- С ростом отверженности личности, в ситуациях внутреннего конфликта растёт готовность к риску.
- В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
24. Уверенность в себе (Райдас) – переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе, в профессиональном спорте (волейболе) имеет место в тех случаях, когда самооценка спортсмена в этом виде спорта соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (ровно как и неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных амплуа или отношениях к действительности, мо может стать и усточивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет ещё опыта.
25. Стиль руководства волейбольной командой (В.П. Захаров, А.Л. Журавлёва) – выявляет стиль руководства коллективом по трём шкалам:
- Директивный (авторитарный) стиль управления
- Демократический (коллегиальный) стиль управления
- Попустительский (либеральный) стиль управления
26. Стиль реагирования в конфликтной ситуации К.Н. Томаса – диагностика преобладающего типа и стратегии поведения личности в конфликтной ситуации. Выявляется, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в команде, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их.
27. Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов – диагностирует затруднения в межличностном общении по пяти факторам:
- Неумение управлять эмоциями, дозировать их
- Неадекватное проявление эмоций
- Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций
- Доминирование негативных эмоций
- Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
28. Диагностика коммуникативной установки – диагностирует структуры коммуникативных установок затрудняющий процесс межличностного общения по пяти факторам:
- Завуалированный негативизм в отношениях с людьми
- Открытый негативизм в отношениях с людьми
- Обоснованный негативизм в суждениях о людях
- Склонность к необоснованным обобщениям негативных факторов
- Негативный личный опыт в общении с окружающими
29. Коммуникативные и организаторские склонности личности – выявляет умение чётко и быстро устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу на волейбольной площадке и в жизни.
30. Комплекс неполноценности – эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности личности и мешающих испытывать чувство радости.
31. Исследование степени удовлетворения основных потребностей личности по пяти факторам:
- Материальное положение
- Потребность в безопасности
- Потребность в межличностных связях
- Потребность в уважении со стороны
- Потребность в самореализации
32. IQ. Определение интеллектуальных способностей (коэффициента умственного развития):
- Культурно-свободный тест на интеллект. Для измерения уровня интеллектуального развития. Для детей 8-12 лет и взрослых (без высшего образования).
- Тест возрастающей трудности Равена. Для изучения логичности мышления (IQ). Для детей и взрослых.
- Исключение понятий. Для исследования способности к классификации и анализу. Для детей и взрослых.
- Простые аналогии. Выявления характера логических связей и отношений между понятиями. Старше 10 лет.
- Сложные аналогии. Для оценки понимания логических отношений и выделения абстрактных связей. Для подростков и взрослых.
- Числовые ряды. Исследование логического математического мышления. Для детей и взрослых.
- Оценка логического мышления. Исследование логического мышления. Для детей и взрослых.
- Выделение существенных признаков. Для исследования особенностей мышления. Для детей и взрослых.
- Вербальный тест Айзенка. Для оценки интеллектуальных способностей. Для людей от 18 до 50 лет.
- Узнавание фигур. Исследование процессов восприятия и узнавания. Для детей и взрослых.
- Методика «Компас». Для косвенной оценки уровня логического мышления. Для профотбора взрослых.
- Коэффициент интеллекта. Для оценки интеллектуальных способностей. Для подростков и взрослых.
- Анализ результатов тестирования с игроком, прохождение стадии безопасности, выявление сильных и слабых сторон личности, определение направления на дальнейшую работу.
- Совместно с главным тренером планирование коррекционного курса для отдельных игроков, составление очерёдности.
- Индивидуальная коррекция игроков (интенсивный курс от 10 до 60 встреч (сеансов)). Психокоррекция (психотерапия) - это работа направленная на изменение, осознавание, совершенствование чего-либо во внутренней и во внешней жизни человека. Когда есть потребность:
- Понимать, что и как происходит, в разных жизненных и спортивных ситуациях с самим человеком и его окружением.
- Изменить происходящее в жизни и на волейбольной площадке, избавиться от того, что мешает чувствовать себя хорошо.
- Совершенствовать, улучшать то, что не нравится в себе и в отношениях с другими.
- Улучшать свои спортивные достижения
- Поддерживающий коррекционный курс (1-2 раза в неделю).
- Групповое тестирование:
- измерение предигрового состояния спортсменов,
- проявление свойств темперамента и психические состояния в спортивной деятельности
- выявление реактивной и личностной тревоги, депрессии
- определения типов взаимодействия в коллективе
- социограмма (выявление неформальных лидеров)
- стратегии поведения в конфликтной ситуации
- Групповая коррекционная работа в малых группах (по сплочению взаимодействия: группа нападающих, группа защитников, группа блокирующих; группа для разрешения конфликтной ситуации, группа профилактики и поддержки и т.д.). Групповая психокоррекция – направлена на те же цели, что и индивидуальная, только проводится в группе спортсменов. Для многих случаев, этот вид работы оказывается более эффективным.
- Работа с большой группой, то есть со всем составом команды.
- Ежедневное собеседование с главным тренером для возможной корректировки действий и для снятия психоэмоциональной нагрузки с главного тренера.
- 3-4 раза в неделю проведение двухчасовых коррекционных сеансов с главным тренером.
- Тестирование и собеседование с другими тренерами.
- 2-3 раза в неделю встречи для консультации (консультация - это получение информации (консультации) от психолога, по интересующим вопросам, связанными как со спортивной деятельностью тренера или команды, так и с личными жизненными затруднениями: начиная от различных внутренних эмоциональных, душевных сложностей до межличностных проблем, по разным ситуациям личной жизни).
- Формирование личного дела на каждого игрока и тренера.
- Работа со зрителями, формирование фанклуба.
Что может спортивный психолог?
Спортивный психолог может многое. Это действительно так, потому что любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, а именно психолог знает, как сделать работу психики более эффективной.
Более точно сформулировать проблему можно так: чем может помочь психолог в подготовке конкретного спортсмена в конкретном виде спорта? Отвечая на этот вопрос, попробуем охарактеризовать наиболее типичные направления деятельности спортивного психолога.
Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Для ДЮСША помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации.
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.
В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога.
История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.
Почему тренер не может заменить психолога?
В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в институтах физической культуры, и с многими обычными психологическими задачами выпускник ИФК может справиться. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать специалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой - пока недомогание легкое, мы справляется сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.
В случае с психологией существуют дополнительные "подводные камни". Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизмах работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов - это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.
Но главная причина, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается не в недостатке профессиональных знаний и умений, которые в конце концов можно приобрести, а в сущности той роли, какую тренер играет в жизни спортсмена, особенно при наличии конкуренции.
Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.
Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах и игровых видах спорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.
Но, как показывает практика, сегодня нашему тренеру нередко требуется получить много "шишек", при этом порой искалечив психику, здоровье и судьбу своих учеников, чтобы осознать вышесказанное и воспользоваться в своей работе помощью психолога-профессионала.
Почему сотрудничество тренера и психолога бывает неэффективным?
К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия с психологами в прошлом. Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Умный человек всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины, чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки "тренер-психолог-спортсмен" может быть очень много, причем со стороны любого из участников. Кратко рассмотрим некоторые типичные ситуации.
Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая "созревала" давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург - невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победе на соревнованиях, это задачи психологической подготовки тренировочного процесса, а не настройки на выступление. И когда психолог начинает это объяснять, то его порой обвиняют в непрофессионализме.
В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная - как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который, возможно, не очень склонен к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка), основаны на активном участии самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работа формально выполняется, а результата нет.
Но, конечно, чаще всего причина неэффективной работы психолога со спортсменом заключается в личности самого психолога. И дело здесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-окулист не может поставить пломбу в зуб, но совершенно искренне требуем универсальности психолога. А ведь спорт, особенно спорт высших достижений, это очень специфичная область человеческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когда спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом.
Среди прочих возможных причин неэффективности работы психолога со спортсменами можно назвать увлечение мистикой и биоэнергетикой в ущерб серьезному анализу и планированию психологической подготовки, неадаптированность методик к конкретному контингенту спортсменов, непонимание психологом внутренней сущности конкретного вида спорта и т.д.
Эффективность подготовки спортсмена определяется его выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка не гарантирует победы. Именно непредсказуемость результатов и делает спортивные состязания всегда интересными как зрелище, поэтому поиски новых методов подготовки, тактики и стратегии соревновательного поведения, творческие находки и неудачи - это удел всех участников тренировочного процесса, в том числе и спортивного психолога.
Перспективы развития спортивной психологии
Важный шаг - это реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки спортсменов, так как, несмотря на внешнее согласие с важностью этого направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал обязательным специалистом во всех физкультурных заведениях, а в качестве примерного ориентира можно использовать процесс внедрения психологов в среднюю школу.
Естественно, что деятельность спортивных психологов в различных организациях будет эффективной только в условиях постоянного совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание консультационной службы, регулярных собраний и специализированного печатного издания. А ведь именно сейчас, имея специалистов и богатый опыт советской школы спортивной психологии, важно не сбавляя темпа строить собственную систему подготовки и использования спортивных психологов на благо российского спорта.