|
Психолог, психотерапевт, коуч - "Who is Who?"Автор статьи: Надежда Татаренкова
Сравнивая уровень востребованности психологической помощи среди основного количества людей сейчас и примерно 10-15 лет назад (речь о странах бывшего СНГ), можно только порадоваться тому, насколько наше общество продвинулось в этой сфере услуг. Люди все больше понимают важность и ценность своего психологического здоровья и стали меньше стесняться искать эту помощь, оказавшись в сложной или критической для себя жизненной ситуации. Вместе с тем, изобилие предложений на рынке психологических услуг иногда ставит человека в затруднительное положение: какого специалиста ему выбрать в той или иной жизненной ситуации - психолога, психотерапевта или коуча? Поводом для написания статьи на эту тему явились не только вопросы самих клиентов: "Как различить, чья помощь будет наиболее эффективна в данной конкретной ситуации", но и мои собственные наблюдения за тем, как специалисты одного направления превозносят значимость и порой даже "волшебность" одного метода, и при этом открыто обесценивают и осуждают важность других методов помощи. В частности речь идет о стремлении некоторых коучей подчеркнуть превосходство коучинга в сравнении с методами классической психологии или психотерапии. Чтобы понять, какой из методов предпочтительнее для самого человека, важно как минимум понимать, что в них общего, а что различного, на что направлен каждый из них, какие цели и задачи он реализует. А для этого надо посмотреть на этот вопрос под несколькими углами. Как минимум, это здраво и логично. Чтобы не попадать в ситуацию, когда "каждый кулик свое болото хвалит", надо сформировать более объективное представление об этих смежных по сути, но различных по содержанию видах помощи. Итак, чем же отличаются и чем похожи профессии психолога, психотерапевта и коуча? Сторона официально-формальная: "Who is Who?" Психолог - это специалист, имеющий завершенное высшее образование по специальности "Психология". Он занимается исследованием психических процессов, свойств и состояний личности, а так же оказывает психологическую помощь, поддержку и сопровождение клиента, обратившегося за помощью. Основной инструмент в работе психолога - беседа. Психолог не имеет специального медицинского образования, а значит он не лечит, не ставит мед. диагнозов и не назначает мед. препаратов. Этот специалист работает с психически здоровыми людьми, столкнувшимися с какими-то жизненными трудностями в повседневной жизни. Например, трудности в общении, конфликт, неуверенность в себе, переживание кризиса, потребность в развитии каких-либо способностей и т.д. Психотерапевт - специалист, имеющий базовое завершенное высшее психологическое образование и получивший дополнительную специализацию в одном из направлений современной психотерапии. На данный момент таких видов насчитывается более 300. Например, символдрама, гештальт-терапия, психоанализ, тразактный анализ, арт-терапия, позитивная психотерапия, семейная терапия и т.д. Важным условием степени квалификации или серьезности данной специализации является многоуровневый (многоступенчатый, многомодульный) процесс обучения данному методу, который длится несколько лет и предполагает обязательное прохождение индивидуальной и групповой терапии (от 100 до 300 и более часов), а так же индивидуальной практики под наблюдением супервизора (более квалифицированного и опытного коллеги). Официальным свидетельством прохождения полного курса обучения тому или иному методу является дополнительный Диплом или Сертификат, официально заверенный руководителем института или главой профессионального сообщества, в котором обучался и состоит данный специалист. Инструментами работы психотерапевта могут быть беседа, вопросы, рисунки, анализ, работа с образами и воображением, телесные упражнения и мн.др. Психотерапевт, не имеющий базового медицинского образования, так же не имеет права проводить диагностику заболеваний и назначать мед. препараты. Психотерапевт, в отличие от психолога, владеет большим набором специальных техник, приемов и методик, применяемых им в практике. Коуч - персональный тренер, наставник, учитель. Не смотря на то, что коучинг - это одно из современных прогрессивных направлений психологического консультирования, для получения квалификации коуча наличие психологического образования не обязательно. Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Основной инструмент работы коуча - мотивирующие вопросы, отвечая на которые, клиент учится раскрывать свой потенциал и в достаточно сжатые сроки достигать поставленных целей. В данном случае длительность взаимодействия в тандеме "специалист-клиент" и количество необходимого для изменений времени, пожалуй, и есть главное "отличие", на которое так любят указывать современные коучи. Сторона рассудительно-аналитическая: "Долго ль, коротко ли?.." Давайте посмотрим еще глубже и включим в анализ ситуации дополнительные факторы. Учитывая факт, что практически все современные психологи на сегодняшний день дополнительно осваивают один или несколько методов психотерапии для расширения диапазона оказываемой клиенту помощи, а так же для повышения собственного профессионального уровня, дальше я буду описывать позицию "психотерапевт", подразумевая психолог-психотерапевт. Психотерапия, как правило, требует более глубокого погружения в изучение личной ситуации клиента, и, следовательно, более продолжительна по времени. Ведь для того, чтобы поделиться чем-то сокровенным, сначала действительно необходимо установить доверие (которое, как понимаем, не включается как волшебная кнопка). Коучинг - процесс довольно быстрый, не требующий построения доверительных отношений, глубинных погружений и проживания определенных чувств для проработки травматичных ситуаций клиента. Психотерапия - это процесс построения доверительных отношений психотерапевта с клиентом, в ходе которых он учится выстраивать новые, полноценные отношения сначала с самим собой, а потом уже с окружающими людьми, опираясь на опыт, пережитый и полученный им в ходе терапии. Поэтому одна из целей психотерапии - это восстановление утраченных или создание новых полноценных внутренних ресурсов, благодаря которым в дальнейшем человек будет уже самостоятельно преодолевать сложные или травматичные события своей жизни. Коучинг изначально ориентирован на эмоционально стабильного, психологически зрелого человека, которому нужен небольшой "пинок" и у которого уже есть внутренние ресурсы и потенциал для движения. Как видим, и у коучинга, и у психотерапии цели сходны - помочь человеку преодолеть барьер на отрезке пути "здесь и сейчас" ради его благополучного будущего. Различны лишь исходные данные - коучинг будет результативен лишь для психологически устойчивого человека. Психотерапия будет полезна человеку, находящемуся в каком-то эмоциональном состоянии, проживающему серьезный жизненный кризис или психологическую травму, т.е., в состоянии "надлома". Так есть ли основания говорить о преимуществах или даже превосходстве одного метода над другим, если у них абсолютно разные задачи? Современные коучи (к счастью не все, а обычно именно те, кто не имеет не только психологического, но и никакого другого образования кроме краткосрочных курсов коучинга) любят подтрунивать и часто открыто иронизируют о том, что коучинг более эффективен именно потому, что результат достигается в достаточно сжатые сроки, а цель психотерапевта, по словам таких "специалистов" - заполучить клиента к себе в терапию в "многолетнее рабство" и часто сравнивают психотерапевта с "костылем", цель которого якобы сформировать у клиента зависимость от его помощи. Спорить не буду, т.к. в любой профессии есть не честные люди, как психологи, злоупотребляющие доверием клиентов, так и коучи, ориентированные главным делом на финансовую выгоду и в реальности равнодушные к результату клиента. Кто еще не знает - стоимость услуг не самого квалифицированного коуча порой в разы превосходит стоимость услуг даже очень профессионального психотерапевта, так что соблазн и личные выгоды довольно велики. Но если мы говорим о профессиональной помощи, о грамотном, гуманном подходе, то поймем, что сравнения, а тем более ирония или сарказм здесь абсолютно неуместны. Сторона творчески-метафорическая: "Вам костыль или кроссовки?" Если говорить языком метафор, то иногда процесс терапии действительно становится для человека тем самым "костылем", который ему просто необходим, например, в период послеоперационной реабилитации (в ситуации сильного стресса или кризиса, к которому человек не был готов). Так терапевт становится той самой временной "подпоркой", без которой человек физически не может передвигаться самостоятельно. На языке метафор в данном случае коучинг - это новые качественные кроссовки для профессионального спорта (в зависимости от выбранного клиентом направления: бизнес, личная эффективность или life-stile). Тот, кто имеет хоть малейшее, даже на уровне обывателя, представление о спорте, то хорошо понимает разницу между простыми мокасинами и настоящими кроссовками (которые в свою очередь подразделяются на виды: для бега/тенниса/футбола и т.д.). и поэтому в данном примере коучинг - именно проф.кроссовки, потому что это мощный результативный "инструмент" движения к цели. Так вот представьте себе ситуацию: человек попал в аварию, получил серьезный перелом бедра и теперь он на какой-то период времени прикован к постели, что называется "по-серьезному". Кости благополучно, но медленно сростаются (как известно, пока еще не существует технологий, способных как-либо ускорить некоторые биологические процессы ни при каких условиях, ну разве что в научной фантастике))). Мышечные ткани и связки восстанавливаются, чувствительность и подвижность постепенно возвращаются, и для того, чтобы снова начать полноценно ходить, не говоря уже о беге, чтобы снова вернуться к полноценной жизни (что часто, в зависимости от степени травматизации, вообще остается под вопросом), как мы правильно понимаем, человеку понадобится еще какое-то время, и уж точно ни день, ни два... А ведь потом еще период реабилитации - расхаживания, массажи, разминки, зарядки, растяжки и другие малоприятные процедуры, но без которых никак. И вот наступает тот долгожданный день, когда гипс наконец-то снимают и в палату к нашему пациенту входят два "товарища": один с костылями, а другой с кроссовками. Думаю не стоит долго размышлять, что в данной ситуации будет более уместно? Или еще пример: у женщины умер любимый муж (или не умер, а просто ушел без объяснений, в данном случае такое расставание сродни маленькой смерти) и вместе с этим событием рухнул весь привычный уклад ее жизни. Весь мир для нее в одночасье перевернулся с ног на голову, вокруг кромешная тьма, внутри кровоточащая рана и прямо сейчас ей кажется, что просвета нет и не будет. Она как рыба, безжалостной волной выброшенная на берег, жадно хватает ртом воздух и мечется в надежде получить хоть какое-то облегчение, найти помощь... И в этот момент подходит к ней человек, который желает исключительно добра, и говорит ей: "Ну что ты тут сидишь, заперлась в четырех стенах? Чего ты ревешь белугой, синяки под глазами зарабатываешь? Время твое уходит, посмотри сколько вокруг других мужчин. Одевайся и давай иди на свидание. Жизнь прекрасна!" Именно так выглядит классическая позиция коуча - "Иди и делай, я знаю, ты можешь!" Бессмысленно говорить, что в данный период ее жизни такие слова будут восприняты, мягко говоря, негативно. Я очень люблю и уважаю коучинг, это действительно одна из прогрессивных методик быстрого и реального достижения желанных целей. Но коучинг будет эффективен только когда человек, во-первых, сам созрел и хочет изменений, т.е., он мотивирован, но ему не хватает некоторых навыков или ориентиров. А во-вторых, когда у него есть ресурсы для этих изменений. Например: у Вас есть исправный автомобиль, большое жгучее желание его водить, трезвый взгляд на ситуацию и стабильное психологическое состояние, чтобы адекватно воспринимать и применять новую информацию: Вы в состоянии отличить педаль газа от педали тормоза, правый поворот от левого, красный сигнал светофора от зеленого. Кроме того Вы не шарахаетесь от звука проезжающих рядом машин и не вжимаетесь в кресло при виде сотрудника ГАИ на дороге. Конечно у Вас есть некоторые сомнения-волнения-колебания, Вы же живой человек, которому свойственны эмоции и переживания, но в целом Вы позитивно настроены и знаете чего Вы хотите. А именно - Вы хотите научиться ездить - т.е., Вам нужен навык вождения и управления транспортным средством. И в данном случае Вам просто идеально подойдет личный коучинг в лице персонального профессионального инструктора по вождению. А критерием эффективности и качества его услуги будет являться его собственный водительский навык и успешность в данной области практики. Данный пример является метафорой любой психологической задачи и поиска адекватного способа ее решения. Важно понимать, что коучинг направлен на поиск решения неглубокой проблемы в обозримой перспективе с четким результатом и с учетом реальных возможностей клиента. "Хочу через 3 месяца зарабатывать столько-то денег, занимаясь таким-то делом", "Хочу через месяц владеть разговорным уровнем английского языка и строить простые предложения", "Хочу найти другую, более высоко оплачиваемую работу в такой-то сфере, делать это и получать столько через 1 месяц" - и так далее. Здесь коучинг будет лучшим решением. Суть терапии - восстановление эмоционального баланса, нарушенного на глубинном уровне, исцеление психологических травм, устранение их влияния на настоящее с целью создания уверенности в будущем. И есть один важный момент, о котором стоит знать и помнить коучу - использование коучинга с клиентом, находящимся в невротическом (эмоционально нестабильном) состоянии, может усугубить его состояние и даже привести к негативным последствиям. Поэтому это идеальное сочетание, когда коуч имеет психологическое образование, но даже если он его не имеет или его образование другого профиля, то как минимум, желательно владеть элементарными основами психологического консультирования. Подытожить свои размышления хочу замечательной фразой: "Все профессии важны! Все профессии нужны!" Поэтому важно помнить и соблюдать принцип коллегиальности и воспринимать специалистов из смежных областей не как врагов-конкурентов, а именно как коллег. Ведь все мы в итоге служим на благо общей цели - помочь человеку сделать его жизнь лучше! С огромным уважением и верой в потенциал каждого человека,
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|