Как защитить себя и своих детей от пагубных зависимостей?

Автор статьи: Юлия Бокачёва
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ ОТ ПАГУБНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ?

 

Страшные слова — алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных игр... И, вроде бы, не такие страшные, но тоже настораживающие — интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм... Почему у человека формируются такие болезненные пристрастия? Почему не получается перестать пить, играть, есть вредное или покупать ненужное? Как так происходит, что всё в жизни заменяется тягой к желаемому предмету или действию?

Конечно, у нас есть разнообразные привычки, и не всегда они полезны. Но когда мы теряем способность контролировать свое поведение, отдаваясь какому-то привычному/приятному/захватывающему/затягивающему занятию, то речь идет о зависимости. Зависимости бывают химическими (тяга принять определенное меняющее сознание вещество) и не химическими (тяга к определенным действиям), но и те, и другие имеют сходные психологические механизмы формирования и протекания. Если не вдаваться в подробности, то суть зависимости — это отказ человека от себя и от проживания своей жизни. Жизнь заменяется зависимостью. И это трагично... Как все мы знаем на примере алкоголизма, избавиться от зависимости довольно сложно. Поэтому легче предотвратить, чем вылечить!

И сегодня хотелось бы обрисовать основные возможности профилактики зависимого поведения во-первых, у детей, а во-вторых, у взрослых.

Как предотвратить формирование зависимостей у детей? Конечно, хотелось бы, чтобы были какие-то очень конкретные действия и рекомендации, которые гарантировали бы нам, взрослым, что наш ребенок никогда не «подсядет» ни на что. И они существуют, но это скорее не отдельные воспитательные телодвижения, а в целом, особенности наших семейных взаимоотношений.

В первую очередь важно развивать у ребенка чувство собственного достоинства и самопринятие. Причем с раннего детства. Как это делать? Любить, интересоваться желаниями и чувствами ребенка, предоставлять ему возможность самому делать выбор и отвечать за него. Разрешать чувствовать то, что он чувствует. Часто родители (конечно, из лучших воспитательных побуждений!) подавляют эмоции ребенка, говоря малышу что-то типа: «Ну, ладно-ладно, не плачь, уже и не больно!» или «Что ты кричишь? Нельзя злиться на бабушку!» Какое послание при этом получает ребенок? «Чувствовать нельзя!», «Когда я настоящий, меня не любят»... Понятно, что в таком варианте о росте самоуважения говорить не приходится...В подростковом возрасте также очень важно проявлять уважение к взрослеющему человеку и, опять же, предоставлять право выбора и ответственность за него. И, повторюсь, любить и уважать, несмотря ни на что...

Как взаимосвязаны самоуважение и зависимость? Формирование зависимости — это как-бы результат самоутешения путем ухода от реальности. Если с самоуважением дела обстоят хорошо, то, когда человеку плохо (плохое настроение, проблемы), он находит силы в себе самом. При низком самоуважении и низкой самооценке этих собственных внутренних ресурсов самоутешения недостаточно, и ищется что-то внешнее, что помогло бы и отвлекло. Выпил — полегчало, что-то купил — повеселел, в компьютерную игру поиграл — и чувствуешь себя молодцом. И всё бы ничего, но когда человек «залипает» на одном способе утешения, тогда и формируется зависимость. То есть, основа защиты от формирования любой зависимости — самоуважение и самопринятие.

Хотелось бы остановиться и еще на одном очень важном, на мой взгляд, моменте... Особенно важном для родителей... Начну слегка издалека... Все способы профилактики делятся на пассивные и активные. Активные — это разнообразное донесение мысли, что «это вредно!» Пассивные — это создание условий невозможности (затрудненности) использования предметов зависимости. И, если не вдаваться в подробности, то пассивные методы гораздо эффективнее активных. Что здесь могут сделать родители? В первую очередь, не торопиться знакомить детей с теми занятиями и объектами, которые вызывают зависимости (оговорюсь, конечно, практически ВСЁ может вызвать зависимости...и тем не менее). В первую очередь, я имею в виду телевизор (мультики), компьютер (игры) и сладости. Понятно, что любой ребенок рано или поздно посмотрит мультики, ознакомится с волшебными возможностями компьютерных игр и попробует шоколад. Но ведь частенько первый человек, который им это предлагает — мама или папа! Более того, в дальнейшем это используется как способ «занять ребенка». Капризничаешь, ноешь? Возьми чупа-чупс! Дергаешь меня, отвлекаешь? Включи мультик, поиграй в компьютерную игру. Это очень удобный и быстрый, и несложный способ «управления» ребенком. Но к чему он может привести? Такие «детские» зависимости на самом деле как бы подготавливают растущего человека к «взрослым» зависимостям. Он уже в детстве научается именно так справляться со своими сложностями. Вот вы знаете детей, у которых в кармане ВСЕГДА есть что-то сладенькое и они жизнь без этого не представляют? А знаете таких малышей, которые устраивает истерику и у них портится настроение на ВЕСЬ оставшийся день, если сегодня нет возможности посмотреть мультик или поиграть в компьютерную игру? Конечно, всё вышесказанное не означает, что мультики или игры или конфеты сами по себе — вселенское зло. Нет, конечно. Но они не должны становиться единственным способом достижения эмоционального благополучия. Обязательно должно быть что-то еще (и чем больше, тем лучше). Поэтому задайте себе вопрос: «Что делает мой ребенок, когда ему плохо?»

А теперь давайте зададим тот же вопрос себе: «Что я делаю, когда мне плохо?» Если в ответе всего парочка пунктов, то это тревожный знак. Ведь эти немногие занятия имеют потенциал стать вашими зависимостями...

И еще — чтобы защитить своих детей от зависимости, надо учить их умению обращаться за помощью. А научить этому мы можем только своим примером.  



Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зависимости.Что делать, если есть зависимости.
  • У зависимости есть свойство: зависимость прогрессирует. Виды и причины зависимости.
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Оставлять объект зависимости всегда Очень Сложно! (мой опыт)
  • Не воспитывайте детей! Путь в Зависимости родом из детства
  • Что такое зависимость и какие зависимости бывают?
  • Ода зависимости... Или - как я ненавижу любить зависимость!
  • Детям нужна наша поддержка, любовь и утешение (как уберечь детей от интернет-зависимости)
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Формирование зависимости - независимости у ребенка
  • 2.2 Подходы к лечению зависимости. Психолог о зависимости и созависимости (3)
  • Суть жизни в зависимости (любовная, алкоголизм, трудоголизм и др)
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Зависимости: Интернет-зависимость
  • Любовная зависимость. Как избавиться от любовной зависимости.
  • 13 качеств: Что менять в себе, чтобы не жить в зависимости
  • Зависимость. Эмоциональная недостаточность в раннем возрасте – паттерн для возникновения зависимости.
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Когда любовь приносит страдания. Или о любовной зависимости
  • Лечение алкоголизма и алкогольной зависимости методы, способ решения отзывы
  • Зависимости: Зависимость от сладкого.
  • Особенности характера ребенка в зависимости от порядка рождения
  • Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости (практические рекомендации)
  • Компьютерная зависимость у детей: легче предотвратить, чем вылечить
  • Тяга в зависимости
  • 7 признаков сильной экранной зависимости: когда родителям пора бить тревогу
  • Когда нет женской реализации и мужчина не проявляет мужские качества и / или уходит в зависимости
  • Как избавиться от любовной зависимости от другого человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь