|
Как защитить себя и своих детей от пагубных зависимостей?Автор статьи: Юлия Бокачёва
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ ОТ ПАГУБНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ?
Страшные слова — алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных игр... И, вроде бы, не такие страшные, но тоже настораживающие — интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм... Почему у человека формируются такие болезненные пристрастия? Почему не получается перестать пить, играть, есть вредное или покупать ненужное? Как так происходит, что всё в жизни заменяется тягой к желаемому предмету или действию? Конечно, у нас есть разнообразные привычки, и не всегда они полезны. Но когда мы теряем способность контролировать свое поведение, отдаваясь какому-то привычному/приятному/захватывающему/затягивающему занятию, то речь идет о зависимости. Зависимости бывают химическими (тяга принять определенное меняющее сознание вещество) и не химическими (тяга к определенным действиям), но и те, и другие имеют сходные психологические механизмы формирования и протекания. Если не вдаваться в подробности, то суть зависимости — это отказ человека от себя и от проживания своей жизни. Жизнь заменяется зависимостью. И это трагично... Как все мы знаем на примере алкоголизма, избавиться от зависимости довольно сложно. Поэтому легче предотвратить, чем вылечить! И сегодня хотелось бы обрисовать основные возможности профилактики зависимого поведения во-первых, у детей, а во-вторых, у взрослых. Как предотвратить формирование зависимостей у детей? Конечно, хотелось бы, чтобы были какие-то очень конкретные действия и рекомендации, которые гарантировали бы нам, взрослым, что наш ребенок никогда не «подсядет» ни на что. И они существуют, но это скорее не отдельные воспитательные телодвижения, а в целом, особенности наших семейных взаимоотношений. В первую очередь важно развивать у ребенка чувство собственного достоинства и самопринятие. Причем с раннего детства. Как это делать? Любить, интересоваться желаниями и чувствами ребенка, предоставлять ему возможность самому делать выбор и отвечать за него. Разрешать чувствовать то, что он чувствует. Часто родители (конечно, из лучших воспитательных побуждений!) подавляют эмоции ребенка, говоря малышу что-то типа: «Ну, ладно-ладно, не плачь, уже и не больно!» или «Что ты кричишь? Нельзя злиться на бабушку!» Какое послание при этом получает ребенок? «Чувствовать нельзя!», «Когда я настоящий, меня не любят»... Понятно, что в таком варианте о росте самоуважения говорить не приходится...В подростковом возрасте также очень важно проявлять уважение к взрослеющему человеку и, опять же, предоставлять право выбора и ответственность за него. И, повторюсь, любить и уважать, несмотря ни на что... Как взаимосвязаны самоуважение и зависимость? Формирование зависимости — это как-бы результат самоутешения путем ухода от реальности. Если с самоуважением дела обстоят хорошо, то, когда человеку плохо (плохое настроение, проблемы), он находит силы в себе самом. При низком самоуважении и низкой самооценке этих собственных внутренних ресурсов самоутешения недостаточно, и ищется что-то внешнее, что помогло бы и отвлекло. Выпил — полегчало, что-то купил — повеселел, в компьютерную игру поиграл — и чувствуешь себя молодцом. И всё бы ничего, но когда человек «залипает» на одном способе утешения, тогда и формируется зависимость. То есть, основа защиты от формирования любой зависимости — самоуважение и самопринятие. Хотелось бы остановиться и еще на одном очень важном, на мой взгляд, моменте... Особенно важном для родителей... Начну слегка издалека... Все способы профилактики делятся на пассивные и активные. Активные — это разнообразное донесение мысли, что «это вредно!» Пассивные — это создание условий невозможности (затрудненности) использования предметов зависимости. И, если не вдаваться в подробности, то пассивные методы гораздо эффективнее активных. Что здесь могут сделать родители? В первую очередь, не торопиться знакомить детей с теми занятиями и объектами, которые вызывают зависимости (оговорюсь, конечно, практически ВСЁ может вызвать зависимости...и тем не менее). В первую очередь, я имею в виду телевизор (мультики), компьютер (игры) и сладости. Понятно, что любой ребенок рано или поздно посмотрит мультики, ознакомится с волшебными возможностями компьютерных игр и попробует шоколад. Но ведь частенько первый человек, который им это предлагает — мама или папа! Более того, в дальнейшем это используется как способ «занять ребенка». Капризничаешь, ноешь? Возьми чупа-чупс! Дергаешь меня, отвлекаешь? Включи мультик, поиграй в компьютерную игру. Это очень удобный и быстрый, и несложный способ «управления» ребенком. Но к чему он может привести? Такие «детские» зависимости на самом деле как бы подготавливают растущего человека к «взрослым» зависимостям. Он уже в детстве научается именно так справляться со своими сложностями. Вот вы знаете детей, у которых в кармане ВСЕГДА есть что-то сладенькое и они жизнь без этого не представляют? А знаете таких малышей, которые устраивает истерику и у них портится настроение на ВЕСЬ оставшийся день, если сегодня нет возможности посмотреть мультик или поиграть в компьютерную игру? Конечно, всё вышесказанное не означает, что мультики или игры или конфеты сами по себе — вселенское зло. Нет, конечно. Но они не должны становиться единственным способом достижения эмоционального благополучия. Обязательно должно быть что-то еще (и чем больше, тем лучше). Поэтому задайте себе вопрос: «Что делает мой ребенок, когда ему плохо?» А теперь давайте зададим тот же вопрос себе: «Что я делаю, когда мне плохо?» Если в ответе всего парочка пунктов, то это тревожный знак. Ведь эти немногие занятия имеют потенциал стать вашими зависимостями... И еще — чтобы защитить своих детей от зависимости, надо учить их умению обращаться за помощью. А научить этому мы можем только своим примером. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|