Как защитить себя и своих детей от пагубных зависимостей?

Автор статьи: Юлия Бокачёва
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ ОТ ПАГУБНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ?

 

Страшные слова — алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных игр... И, вроде бы, не такие страшные, но тоже настораживающие — интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм... Почему у человека формируются такие болезненные пристрастия? Почему не получается перестать пить, играть, есть вредное или покупать ненужное? Как так происходит, что всё в жизни заменяется тягой к желаемому предмету или действию?

Конечно, у нас есть разнообразные привычки, и не всегда они полезны. Но когда мы теряем способность контролировать свое поведение, отдаваясь какому-то привычному/приятному/захватывающему/затягивающему занятию, то речь идет о зависимости. Зависимости бывают химическими (тяга принять определенное меняющее сознание вещество) и не химическими (тяга к определенным действиям), но и те, и другие имеют сходные психологические механизмы формирования и протекания. Если не вдаваться в подробности, то суть зависимости — это отказ человека от себя и от проживания своей жизни. Жизнь заменяется зависимостью. И это трагично... Как все мы знаем на примере алкоголизма, избавиться от зависимости довольно сложно. Поэтому легче предотвратить, чем вылечить!

И сегодня хотелось бы обрисовать основные возможности профилактики зависимого поведения во-первых, у детей, а во-вторых, у взрослых.

Как предотвратить формирование зависимостей у детей? Конечно, хотелось бы, чтобы были какие-то очень конкретные действия и рекомендации, которые гарантировали бы нам, взрослым, что наш ребенок никогда не «подсядет» ни на что. И они существуют, но это скорее не отдельные воспитательные телодвижения, а в целом, особенности наших семейных взаимоотношений.

В первую очередь важно развивать у ребенка чувство собственного достоинства и самопринятие. Причем с раннего детства. Как это делать? Любить, интересоваться желаниями и чувствами ребенка, предоставлять ему возможность самому делать выбор и отвечать за него. Разрешать чувствовать то, что он чувствует. Часто родители (конечно, из лучших воспитательных побуждений!) подавляют эмоции ребенка, говоря малышу что-то типа: «Ну, ладно-ладно, не плачь, уже и не больно!» или «Что ты кричишь? Нельзя злиться на бабушку!» Какое послание при этом получает ребенок? «Чувствовать нельзя!», «Когда я настоящий, меня не любят»... Понятно, что в таком варианте о росте самоуважения говорить не приходится...В подростковом возрасте также очень важно проявлять уважение к взрослеющему человеку и, опять же, предоставлять право выбора и ответственность за него. И, повторюсь, любить и уважать, несмотря ни на что...

Как взаимосвязаны самоуважение и зависимость? Формирование зависимости — это как-бы результат самоутешения путем ухода от реальности. Если с самоуважением дела обстоят хорошо, то, когда человеку плохо (плохое настроение, проблемы), он находит силы в себе самом. При низком самоуважении и низкой самооценке этих собственных внутренних ресурсов самоутешения недостаточно, и ищется что-то внешнее, что помогло бы и отвлекло. Выпил — полегчало, что-то купил — повеселел, в компьютерную игру поиграл — и чувствуешь себя молодцом. И всё бы ничего, но когда человек «залипает» на одном способе утешения, тогда и формируется зависимость. То есть, основа защиты от формирования любой зависимости — самоуважение и самопринятие.

Хотелось бы остановиться и еще на одном очень важном, на мой взгляд, моменте... Особенно важном для родителей... Начну слегка издалека... Все способы профилактики делятся на пассивные и активные. Активные — это разнообразное донесение мысли, что «это вредно!» Пассивные — это создание условий невозможности (затрудненности) использования предметов зависимости. И, если не вдаваться в подробности, то пассивные методы гораздо эффективнее активных. Что здесь могут сделать родители? В первую очередь, не торопиться знакомить детей с теми занятиями и объектами, которые вызывают зависимости (оговорюсь, конечно, практически ВСЁ может вызвать зависимости...и тем не менее). В первую очередь, я имею в виду телевизор (мультики), компьютер (игры) и сладости. Понятно, что любой ребенок рано или поздно посмотрит мультики, ознакомится с волшебными возможностями компьютерных игр и попробует шоколад. Но ведь частенько первый человек, который им это предлагает — мама или папа! Более того, в дальнейшем это используется как способ «занять ребенка». Капризничаешь, ноешь? Возьми чупа-чупс! Дергаешь меня, отвлекаешь? Включи мультик, поиграй в компьютерную игру. Это очень удобный и быстрый, и несложный способ «управления» ребенком. Но к чему он может привести? Такие «детские» зависимости на самом деле как бы подготавливают растущего человека к «взрослым» зависимостям. Он уже в детстве научается именно так справляться со своими сложностями. Вот вы знаете детей, у которых в кармане ВСЕГДА есть что-то сладенькое и они жизнь без этого не представляют? А знаете таких малышей, которые устраивает истерику и у них портится настроение на ВЕСЬ оставшийся день, если сегодня нет возможности посмотреть мультик или поиграть в компьютерную игру? Конечно, всё вышесказанное не означает, что мультики или игры или конфеты сами по себе — вселенское зло. Нет, конечно. Но они не должны становиться единственным способом достижения эмоционального благополучия. Обязательно должно быть что-то еще (и чем больше, тем лучше). Поэтому задайте себе вопрос: «Что делает мой ребенок, когда ему плохо?»

А теперь давайте зададим тот же вопрос себе: «Что я делаю, когда мне плохо?» Если в ответе всего парочка пунктов, то это тревожный знак. Ведь эти немногие занятия имеют потенциал стать вашими зависимостями...

И еще — чтобы защитить своих детей от зависимости, надо учить их умению обращаться за помощью. А научить этому мы можем только своим примером.  



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Зависимости.Что делать, если есть зависимости.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что такое зависимость и какие зависимости бывают?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Что такое любовь к себе, или от любви до зависимости и обратно
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Что такое зависимости и какие они бывают с точки зрения психотерапевта?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь