Синдром профессионального выгорания: Быль и Небыль!

Синдром профессионального выгорания: Быль и Небыль!

Быль

Термин из заголовка статьи примелькавшийся и, наверняка, ему уже отведены тома исследований, рекомендаций, инструкций и наставлений в отношении того, как же избежать этого выгорания. В жизни, на деле, наблюдаем противоположное – любой стресс, полученный на работе ли, дома или на улице, добавляет в «кострище» дров. Стресс – дело «наживное», то есть постепенно накапливающийся в структурах личности и «живущий» там годы и десятилетия. А уж там, как поведется: кто-то «сгорает» к тридцати годам, кто-то «тлеет», и к сорока-сорока пяти имеет в собственном активе массу «болячек» психосоматического характера, другой же к пятидесяти, получив инсульт, остаток жизни разгребает «угли». Так что же на самом деле происходит с нами, с нашим телом и «мозгами», хотел бы, рассуждая «вслух», оформить на бумаге свои мысли.

Чтобы говорить понятным и доступным языком для всех, создам глоссарий терминов, необходимый для того, чтобы свести к минимуму «потери» наших ресурсов: временных, информационных, связанных с восприятием, то есть интеллектом и т.д.

Итак, синдром – набор симптомов. Термин сугубо медицинский, но каким-то образом, легко воспринимаемый теми, кто имел дело с эмоциональными напряжениями, переживаниями и впечатлениями. Все или почти все были связаны с потерями в жизни: близких и родных; здоровья или части оного; надежд, обещаний; работы, прибыли и т.п. Знакомо каждому? Поэтому определение «синдром» воспринимается без особого труда. Сложнее с симптоматикой, поскольку на этапе сбора анамнеза включаются механизмы психологической защиты – «не помню», «не знаю», «не может быть!». Отрицание, избегание, регрессия, прочие виды и способы защит – бессознательная способность психики противостоять возможным напряжениям (напряжение – всегда стресс), предшествующим фазе проработки данного конкретного симптома. Не просто, а для кого-то невозможно вспомнить травмирующую ситуацию, которая когда-то, в прошлом, повлекла за собой цепь событий, приведших к значительным переменам и изменениям в жизни человека.   

Профессия – социально-значимый род занятий человека, вид его деятельности. Профессия  учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи (Википедия). Просто, доступно, понятно.

Выгорание – понятие абстрактное, интерпретируемое по-всякому и относящееся, скорее всего, к области ассоциаций, если не брать ввиду термин из практики пожарных.

А теперь итог столь «напряженной» работы и, собственно, определение, субъективное, но моё. Синдромом профессионального выгорания – это последствия психотравмирующих событий в жизни человека, это «пепел, зола, тлеющие и догорающие угли» в той части бессознательного, которую принято называть душой. Обесценивание, безразличие к работе (первого сентября хочется, чтобы завтра наступило 25 мая), снижение интереса к жизни и ее проявлениям, бессонница, опустошение, эмоциональная ригидность, профессиональная некомпетентность, замыкание в собственных мыслях, психологическая дезориентация. Это не полный список вероятных проблем, с которыми может столкнуться человек, находящийся в данном состоянии.

Рассмотрим на примере школы и ее составных частей, включающую в себя объекты и субъекты образовательной деятельности. Пока в «кучу»: люди – дети, родители и учителя; иерархия ценностей – информация, знания, мировосприятие, мировоззрение и опыт; ресурсы – интеллектуальные, информационные, временные, материальные и технические, физические и духовные. Почему в «кучу», объясню на простом примере: горячая вода, текущая из крана в школьной столовой – следствие чьей-то интеллектуальной деятельности и физических усилий на вещественном плане, с использованием технических средств и материальных ресурсов, энергии, затраченной механизмами и времени «доставки» воды потребителю. «Куча» нужна, чтобы целиком увидеть явное в буквальном смысле слова.

Все перечисленное представляет «невидимую» глазу систему, при наличие которой осуществляется данная деятельность. Нам нужен готовый результат, а процессы, протекающие внутри и извне нас не волнуют. Мы смотрим (но, не видим) на мир узко-избирательно, не придавая значения целому. При этом мир взрослых дискретен и представляется фрагментами, частями, тоннельным видением и таким же восприятием реальности. Отсюда желание анализировать, детализировать, дифференцировать, интеллектуализировать всё то, что не подлежит делению на части.

По порядку остановимся лишь на некоторых из перечисленных выше определений, отпуская «второстепенные». Начнем с субъектов или тех, кто непосредственно вовлечен в работу школы. Хотелось бы написать слово «Школа» именно так, с большой буквы, поскольку имеются в виду внутренние, скрытые механизмы формирования конечного «продукта» – Личности человека!

Итак, начинаем с учителя. Учитель – тот, кто учит… Чему? Видимо, в первую очередь, отношению к жизни?  Мироощущение, мировосприятие, в итоге – мировоззрение того, кого мы можем назвать Объектом исследовательской и образовательной деятельности (наши с вами дети), на который направлены последовательные усилия по формированию внутренней культуры и прочих жизненных констант-знаний, являющихся основополагающими, сопутствующими личностной реализации.

Следуя рассуждениям, предположим, что учитель, тот, кто учит. Учитель начальных классов – тот, кто учит, образовывает, воспитывает и формирует. Учит всему и сразу: чтение, письмо, основы математических операций и логика… формируя при этом высшие психические процессы, то есть мировосприятие. Позже начинается узкий, дифференцированный подход к процессу учения. Учитель физики рассказывает о физических законах. Сколько времени остается, чтобы рассказать детям об их применении в жизни? Учитель химии учит раскладывать на части сложные формулы, с непонятными, абстрактными символами. Математик работает в отделенной от жизни знаковой и символьной реальности. В итоге, дети оцениваются в одинаковой системе оценивания: знает – не знает. Не знает – двойка. Знает, тогда насколько? Причем, часто субъективно, исходя из предпочтений, часто настроения самого учителя. А где при этом ребенок? Его настроение, самочувствие, его душевное состояние кто-то учитывает на момент оценивания? А его способности, его возможности, интеллект?

Часто говорим о том, что родители должны принимать непосредственное участие в воспитании ребенка. Хорошо, если принципы преемственности и высокий уровень культуры семьи позволяют не только учить, но и воспитывать. Если они не заканчивали Вузов, тем более по специальности педагог? Они умеют лишь то, чему их научили. Отдельно стоят те, которые учатся сами и на своем примере учат собственных детей.

В наших школах на 60-80 учителей приходится 1200-1500 учащихся. У классного руководителя – 30-35 детей. Именно детей, для которых восприятие учителя относится к бессознательной сфере. Для них это «Добрый Родитель», любящий, участвующий, понимающий, помогающий и поддерживающий. Сможет ли родная мать уделить должное внимание своим, родным и кровным, если их в семье пять, семь человек? А когда писать планы, отчеты-отписки, проверять домашние задания, оценивать и высказываться на данную тему? А сколько времени оставить при такой нагрузке своей семье? Сможет ли педагог посвятить себя тому количеству детей в классе, разных, непохожих, индивидуальных и неповторяемых? Отсюда вывод: сеем – жнем, опять сеем, через год (учебный) жнем… и так далее. Где при этом личности, готовые противостоять жизненным коллизиям и трудностям? Где члены общества, которые могут, знают, хотят? Откуда взяться новым педагогам, если старые «вымирают», но не сдаются. Причина – не так далеко время, называемое «пенсионный возраст».

Важно понять суть, в «рамках» которой фрагменты образовательной технологии станут «ясны как божий день». Итак, учитель начальных классов – человек, личность, индивидуальность, который посредством внутренней харизмы, знаний, собственного опыта и сложившегося на его основе мировоззрения, передает ИНФОРМАЦИЮ тем, кто находится рядом. Дети, учащиеся, обучаемые… они же: личности, индивидуумы и индивидуальности. У данных понятий также имеются собственные определения, но мы их опускаем, в силу того, что в рамках одной статьи невозможно объять всё.

Информация или Концепт, становится носителем, связующим «раствором» некой структуры, в которую заложены Знания, Умения, Навыки, красиво «упакованные» в формате учебников, учебных пособий и дополнительных источников – носителей этой информации, с одной стороны. С другой, стоят наши с вами дети, которые приходят в школу, чтобы учиться, всему и одновременно. Таким образом, учитель, учащийся, родитель (привожу ассоциацию), есть лишь элемент и обезличенная функция системы (назовем ее образованием, для упрощения!), в которой каждый участник является ее элементом. Если есть система с «уложенной» внутри структурой, существуют механизмы управления. Подразделения, департаменты, управления и ведомства… наконец – министерство. Иерархия «сложена». А кто задумывался над тем, какими ресурсами должна обладать данная структура, сколько энергии ей необходимо, с ее многоуровневыми подструктурами, чтобы «правильно» и в нужную сторону «крутиться»?

Не зря, видимо, нас ассоциируют с винтиками и шестеренками, вращающими этот гигантский механизм. Каждой «шестеренке» приходит конец, любая деталь изнашивается и подлежит замене. Сравнение грубое, но приемлемое.

Молодой человек, вчерашний выпускник Вуза, без опыта работы приходит в Школу, начинает свою деятельность. Практика, практика, практика… многократное повторение одних и тех же «операций»-заданий, «операций»-функций и мы имеем «специалиста» в области… передачи информации от «источника» к конечному звену – сознанию ребенка. Учащийся – обезличенная функция, которой передаются эти знания, наполняется, наполняется, наполняется… Чем?  Что передаем и кто передает, количественно и качественно, на это мало обращают внимание.

Сегодня модно проводить социологические исследования. Определяется Проблема, предмет исследования и целевая аудитория. Почему в современном обществе растет процент психических расстройств и заболеваний? Почему намечена тенденция к росту попыток суицида и их реальным совершением? Почему нет надежных инструментов, позволяющих не предотвращать, а не допускать подобное?!

На примере медицины можно увидеть и легко создать собственные ассоциации, когда создается вакцина против эпидемии гриппа. Вирус гриппа постоянно мутирует, приспосабливаясь к лекарствам. Каждый год приходится изобретать новые, которые на следующий год будут неэффективны. В этой «гонке» мы постоянно отстаем, на шаг, на два, а то и на целый круг. Мы пытаемся противопоставить силу науки, человеческих знаний о мире, в котором живем и которому принадлежим и законам природы, которые бесконечно мудрее нас с вами. Вирусы, например, появились раньше человека на миллиарды лет, следовательно, их эволюция содержит Информацию, на множество порядков превышающую наши знания о них.

Ученые подсчитали, если представить Эволюцию Земли в виде модели, описанной в Библии, сжав Акт Творения до одной недели, то мы с вами живем всего лишь последние 0,7 секунды. Все остальное время отдано вирусам, бактериям, одноклеточным и грибкам. Несколько минут представлено рептилиям и динозаврам. Последние пару секунд появляются «заготовки» для тела будущего человека.

Что мы знаем, проживая свои жизни, о Жизни, о внутреннем «устройстве» личности и ее структур, чувствах, желаниях? На каких уровнях взаимодействий «работают» данные структуры? Что лежит в их Основе? Далее следуют вопросы, относящиеся к смыслу Жизни, нашему месту в Ней…

Небыль

Все, что относится к Небыли, можно уместить в несколько строк. Небыль, скорее то, чего не было, в силу сложности распознания и диагностирования различных личностных деформаций, в том числе выгорания.

Менять отношение к работе и к жизни, не измеряя ее профессиональными мерками и стандартами, осваивать техники контроля и управления сознанием, учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаться на стандартах и «гостах», действовать по ситуации, исходя из объективных условий.

Рано или поздно (странное выражение), но лучше уже теперь необходимо формировать (если это – Небыль для тех, кому предлагается) «рецепты», представляющие «продукт» высшего качества, обладающий всеми компонентами, с помощью которых возможно создать то, что отражено Высшим Планом Бытия – Истинную Личность, Чело-Века…  

 

С уважением к мнению Читателя,

Владимир Косинцев, школьный психолог

+7 701 365 23 04

e-mail:[email protected]

skype:vladmir9631



Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самый главный учитель в вашей жизни - вы сами.
  • Жил был мужчина. Опыт - самый хороший учитель в жизни
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если вы мечтаете получать от жизни то, что хочется, наилучшим образом
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Вовка. Или "Случайный учитель жизни".
  • Мы живем разные жизни. Родители и дети.
  • Если в вашей жизни пошел дождь, сосредоточьтесь на цветах, которые зацветут благодаря нему
  • Счастье и несчастье - две части одной жизни
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Значение выбора жизни, которой живет человек
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • Почему секс так важен для жизни человека? Виды психологического голода.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь