Профессиональное обучение наркозависимых по специальности «Социальный работник»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМЫХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК»  В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

К. Н. Сарапулов

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Томский государственный педагогический университет» 

Научный руководитель: Г. Б. Черевач, канд. психол. наук, доцент

 

Наркотическая зависимость сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации.Наркотическая зависимость – это зависимости, сопровождаемая патологическим тяготением к потреблению психоактивных веществ [1].

Наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом, что и обуславливает внедрение поэтапной, гибкой системы работы с данной категорией людей. В связи с этим работа с наркозависимыми людьми, должна строиться с учетом не только физиологических, но психологических особенностей наркоманов. В этом случае профилактическая, лечебная и реабилитационная работа приобретают новое содержание, а значит, и новые возможности. На сегодняшний день существует необходимостьсоздания таких социальных условий, в которых выздоровление человека было бы наиболее возможным и успешным. Речь идет, прежде всего, о разработке и внедрении новых программ реабилитации; взаимодействии специалистов различных ведомств и учреждений. Основной акцент в работе с наркозависимым должен ставиться на его собственных возможностях, мотивах и ожиданиях, его ориентации на здоровье и дальнейшее развитие, в том числе профессиональное [2].

В процессе изучения литературы нами были обнаружены противоречия между существующей системой реабилитации наркозависимых и реадаптации этих людей в обществе, которое заключается в том, что даже после успешного прохождения реабилитации наркозависимым, общество не склонно верить в то, что он исправился, отказался от пагубного образа жизни и не стремится принять его. Реабилитант сталкивается с обстоятельствами, от которых он давно отвык. Его прошлые знакомства, круг, в котором принимал наркотики от него изолированы. Другие пациенты центра, с которыми он чувствовал себя наравне также ушли из его жизни. Перед ним встает проблема саморегуляции собственного поведения, а также необходимость заводить новые знакомства, обустраивать свою жизнь и навсегда распрощаться с порочным прошлым [3].

Создание новой модели социальной реабилитации наркозависимых поможет преодолеть острые вопросы реадаптации человека в обществе, а также раскроет новые перспективы профессионального обучения в условиях реабилитационного центра [2].

Реабилитация наркозависимых включает в себя сложную комплексную медико-социальную систему. После квалифицированной помощи различных специалистов наркозависимый успешно прошедший реабилитацию, способен вернуться к нормальной жизни, приступить к трудовой деятельности [1].

Профессиональная подготовка наркозависимых по специальности «Социальный работник» вусловиях реабилитационного центра имеет большое значение, так как большинство клиентов не имеют профессионального образования. Трудоустройство бывших наркозависимых на социально-значимою должность служит положительным фактором успешности прохождения курса реабилитации, а также снижает вероятность возвращения к употреблению наркотических средств [4].

[/url]Исследование проводилось на базе Центра реабилитации и социальной адаптации для зависимых «Чистый путь» г. Томск. В исследовании принимали участие 10 человек в возрасте от 18 до 38 лет, проходящих реабилитацию от наркотической зависимости.

На начальном этапе исследования нами были использованы различные диагностические материалы.

Опросник «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер) показал, что 60% испытуемых в стрессовой ситуации ведут себя довольно сдержанно и умеют регулировать свои собственные эмоции. Тогда как 40% испытуемых не всегда сохраняют свое самообладание. Случаются ситуации, когда эти люди не могут контролировать свои эмоции в нужных условиях и управлять собственным поведением, а потом теряют самообладание и самооценку.

Согласно Методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) нами было выявлено, что наибольшей термальной ценностью для участников исследования является здоровье (80%) и любовь (80%). Также в число актуальных ценностей среди наркозависимых занимают материальная обеспеченность (60%), свобода, самостоятельность в суждениях и поступках (60%), жизненная мудрость, зрелость суждений и здравый смысл (50%) и счастливая семейная жизнь (50%). То есть наркозависимые пытаются сознательно рассуждать как реальные люди, но это только лишь как их фантазии. Реализовать подобные планы для большинства них практически нереально. Нет такого качества волевой регуляции как ответственность.

Такие термальные ценности как красота природы, общественное признание, развитие, счастье других, творчество не выбрали в число предпочитаемых ни один из участников тестирования. Эти ценности для них веют пустотой и нереальностью.

Наиболее предпочитаемые инструментальные ценности для участников исследования являются рационализм (80%), ответственность (70%), честность (70%), твердая воля (60%), независимость (50%), самоконтроль (50%).  Все эти ценности они выбирают потому, что желают ими обладать, но пока только в выборах. Отвечать, за свой выбор сейчас, в начале терапии, им реально не под силу.

Методика на определение мотивации профессионального обучения (В. Г. Каташев)показала, что 10% опрашиваемых имеют средний уровень профессиональной мотивации. У 50% опрашиваемых нормальный уровень мотивации профессионального обучения. У 40% опрашиваемыхпреобладает высокий уровень мотивации профессионального обучения.

Работа на формирующем этапе исследования реализовывалась нами последовательно и включала в себя подготовительный, основной, заключительный этапы.

На подготовительном этапе происходила разработка учебной программы профессионального обучения по специальности «Социальный работник».

Основной этап включал в себя непосредственно профессиональное обучение по специальности «Социальный работник» с наркозависимыми в условиях реабилитационного центра.

На заключительном этапе эксперимента нами осуществлялась рефлексия проведенной работы.

Совместно с Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Томский техникум социальных технологий» нами была разработана учебная программа профессионального обучения по специальности «Социальный работник».

Реабилитация наркозависимых направлена на понимание скрытых проблем наркотической зависимости, преодоление этих проблем. Цель разработанной нами программы заключалась в профессиональном обучении реабилитантов, формирование личности специалиста, обладающего необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере социальной работы.

Для достижения цели формирующего эксперимента на базе реабилитационного центра и социальной адаптации для зависимых «Чистый путь» были созданы условия для профессионального обучения по специальности «Социальный работник». Учебная группа состояла из наркозависимых, проходящих реабилитацию, ипроявляющих наибольший интерес к профессии «Социальный работник».

За время реализации предложенной социально-педагогической программы профессионального обучения по специальности «Социальный работник» в условиях реабилитационного центра нами отмечалось среди участников исследования проявление интереса к получаемой профессии.

После осуществленного профессионального обучения участники овладели необходимой информацией о сфере деятельности социального работника. Были обогащены знания по профилактике ВИЧ и СПИДа, так как данная тема является одной из самых актуальных в настоящее время и имеет особенную важность для наркозависимых.

На контрольном этапе исследования нами были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Опросник «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» показал, что после формирующего этапа исследования нами было выявлено, что 80% респондентов умеют себя контролировать в стрессовых ситуациях, ведут себя сдержанно. 20% респондентов по - прежнему не всегда способны сохранить самообладание. Респондентов с низким уровнем самообладания, также, как и на этапе констатирующего эксперимента выявлено не было.

Так можно отметить, что показатели навыков высокого уровня стрессоустойчивости увеличились на 20% по сравнению с данными полученными на начало исследования.

После повторного проведения методики «Ценностные ориентации» мы отметили что данные контрольного эксперимента незначительно отличаются от результатов,[/url] полученных на начало исследования. Это объясняется тем, что для изменения ценностей человека должно пройти больше времени, чем рамки нашего исследования. В инструментальных ценностях также, как и в термальных ценностях изменения незначительные.

Так, наиболее предпочитаемые инструментальные ценности для участников, также,как и на этапе констатирующего эксперимента, являются рационализм (80%), ответственность (70%), честность (70%), твердая воля (70%), независимость (60%), самоконтроль (60%).  Над этими качествами личность трудится в течение всей своей жизни, причем осознанно, для себя.

Методика на определение мотивации профессионального обучения показала, что врезультате подсчета баллов 60% опрашиваемых имеют нормальный уровень профессиональной мотивации обучения. У 40% опрашиваемых, так же,как и на контрольном этапе исследования, преобладает высокий уровень мотивации профессионального обучения. Среднего уровня профессиональной мотивации выявлено не было.

При сравнении и анализе данных констатирующего и контрольного этапа можно сделать выводы что после осуществления мероприятий формирующего этапа исследования наблюдается качественное повышение профессиональной мотивации участников. Выявил, что 40% участников при планировании какой-либо деятельности ориентируются на неудачу, анализируют прошлые и будущие события, которые могут повлиять на реализацию действия.

Таким образом, по результатам контрольного этапа исследования нами было выявлено что большинство участников нашего исследования обладают навыками самоконтроля в стрессовых ситуациях.

Все участники исследования замотивированы в получении профессионального образования, они показывают профессиональную целеустремленность, желание освоить профессию.

Так, осуществленная работа показала важность профессионального обучения реабилитантовосвободившихся от наркотической зависимости.

 

Список использованных источников


1. Ванкон, И. Г. Социальная реабилитация химически зависимой личности: проблемы и решения / И. Г. Ванкон, Н. П. Баркова. – Иркутск : Географ, 2012. – 220 с.

2. Сорока, А. А. Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ / А. А. Сорока, С. В. Сорока. – Москва :Издательские решения, 2017. – 218 с.
3. Литвинова, С. Ю. Проблемные вопросы реабилитации и ресоциализации лиц с наркотической зависимостью / С. Ю. Литвинова // Психология, социология и педагогика. – 2018. – №3. – URL: http://psychology.snauka.ru (дата обращения: 08.03.2020).

4. Ширшов, В. Д. Социально-педагогическая реабилитация наркозависимой молодежи / В. Д. Ширшов, А. Р. Атаханов // Образование и наука. – 2007. – № 4. – С. 53 – 62.

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

https://www.tspu.edu.ru/files/fpso/Сборник_Титова_2020.pdf

 

 

 



Просмотров: 267
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ресурсы и мотивации. На что опираться для лучшего обучения
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Что делать и как реагировать, когда мужчина возвращается из реабилитационного центра?
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Малая группа как возможность для исследования и размышления
  • Экзистенциально-трансперсональный подход к реабилитации наркозависимых
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Психотерапия зависимостей. 1. О некоторых необходимых условиях реабилитационного центра
  • Использование принципов перинатальной динамики в реабилитации наркозависимых
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Обижаясь, что не полюбили нашу душу, важно задуматься, а было ли душе человека комфортно с нами.
  • Как успешно использовать кризис для своего духовного и профессионального роста
  • Роль групповой психотерапии в работе с родственниками наркозависимых проходящих реабилитацию.
  • Исследования. День, которого не было.
  • Что помогает клиенту? Исследования И. Ялома
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что-то между нами не так. Ссоры встеч
  • Женщина - объект для исследования
  • Игра на выживание: практический эксперимент для исследования стратегий социального взаимодействия
  • Как психологу сохранить себя (профилактика профессионального выгорания)
  • Один путь для всех - Круг обучения в НЛП.
  • Что то не так с нами, взрослыми....
  • 7 главных аспектов отношений мужа и жены. Тема для исследования вашей семьи.
  • Метод развивающего обучения. Что это?
  • Что стоит за фразой «Между нами только секс и ничего больше»
  • Балинтовская группа - инструмент для профессионального роста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь