Экзистенциально-трансперсональный подход к реабилитации наркозависимых

Наркотическая зависимость - это изолирующая привязанность к наркотику, которая постепенно выстраивает стену между человеком и внешним миром и является смертельным заболеванием, имеющим генетические, физиологические и социальные предпосылки. Широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф, - одна из характерных черт нашего времени. К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие другим естественным способам радоваться жизни.

Человек, проходя по жизни, подвергаясь определенным процедурам формирования личности в семье, в различных социальных институтах, сталкивается с негативным влиянием среды. К настоящему моменту человек, как часть техногенной цивилизации, становится все более зависимым элементом, а отсутствие широкой информации и образования в вопросе взаимодействия с техногенной, бездушной средой создает проблемы уже не на уровне индивидуума, а на уровне социума.

Выпустив из бутылок многих техногенных "джиннов", человек привык к благам, комфорту этой среды, но не в полной мере осознавая (а порой уже не чувствуя) побочные эффекты, он постепенно теряет самодостаточность, как автономность существования, и часто прибегает к различным препаратам для коррекции душевного и физического состояния. Таким образом можно говорить о все возрастающей фармокологической (медикаментозной) зависимости человека. Даже при минимальном изменении экологии организма, возрастающая доля химических заменителей в питании человека приводит к изменениям биохимического обмена веществ в организме, что также снижает его адаптивные функции... Это физиологический уровень.

Все большая утрата современным человеком чувственного и эмоционального восприятия мира, порожденная проблемой сенсорного голода в раннем детстве и подростковом периоде, приводит к нарушениям отношений между людьми в сторону жестких и формализованных взаимодействий. Подобная тенденция наблюдается на уровне социума.

На уровне сознания человека, происходит колоссальный разрыв между внесознательным и сознанием, что приводит к возникновению все новых форм отклонений в жизнедеятельности человека. Например, необходимость, зависимость от внешних (включая техногенные) интервалов событий (ритмов среды) которые все уплотняются, часто ведет к изменениям биоритмов самого человека, что уже является одной из причин возникновения нарушений в его организме и психике. В результате возникают искажения Образа Мира в психической реальности, что в свою очередь служит одной из причин возникновения проблем в адаптации. Вследствие этого наблюдается увеличение числа депрессивных отклонений, снижение самооценки, и как следствие уровня мотивации достижения успеха, что ведет к пассивному поведению, и создает условия для более легкого манипулирования этими чертами современного человека со стороны.   При этом происходит процесс, когда расширение сознания, необходимое для адаптации и личностного роста человека, происходит с помощью более востребованных техногенной средой регуляторов поведения. Это достигается за счет употребления наркотических веществ, что ведет к усилению таких функций и состояний как агрессивность, враждебность к миру, интровертированность, депрессия, неврозы, психические отклонения: нездоровые влечения, насилие, извращенная сексуальность и другие патологии. Таким образом, наблюдается увеличение возникающих конфликтов как на межличностном, так и социальном уровнях.

В результате физиологических и психологических предпосылок происходит изменение общего фона сознания, которое приводит к блокировке бессознательной информации, что часто вызывает конфликт между желаниями и возможностями, возникновению внутренних запретов, страхов, пограничных состояний, неврозов, психозов и депресcий.

            Сегодня многие начинают с «травки», т. е. марихуаны, которую принято считать «воротами в наркотический рай». Курящие марихуану не считают себя наркоманами, но в случае наличия у курильщика предпосылок к возникновению зависимости происходит увеличение дозы и требуются более тяжелые препараты.

На пике статистических показателей уверенно держится героин. Это самый сильный и самый распространенный на данный момент наркотик. Страшно, но факт: сегодня героин легко достать, он, пожалуй, самый дешевый из наркотических средств. Это наиболее разрушительный наркотик, дающий “тупой и чистый кайф”.

Наркотики, выступают в качестве “заместителя” или стимулятора выработки эндорфинов, т. н. «гормонов радости».После однократного приема такого рода веществ эндорфины вырабатываются у человека в меньшем количестве. Попытка восстановить утраченные «гормоны радости» в свою очередь приводит к новой дозе. Таким образом, с некоторого момента “кайф” заканчивается, и человеку приходится постоянно поддерживать себя в норме – “сидя на системе”.   Возникает задача, как помочь каждому наркоману (если есть запрос) осознанно подойти к тому, что можно жить без наркотиков, быть успешным и социально адаптивным и таким образом научить свой организм способам выработки собственных «гормонов радости»? Как научить наркомана воспринимать свое тело, свое сознание с созидательной точки зрения?

Наркомания и алкоголизм во многих случаях, могут быть формами духовного кризиса          - поиском ответов на вопросы путем перехода в иную реальность. А может быть и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания. В этом случае наркотик воспринимается, как самый эффективный антидепрессант.

Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за разрушительной приро­дой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди сталкивают­ся с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями ума. В случае зависимости многие трудности возникают из-за поиска более глубоких измерений внутри себя.

Под «зависимостью» можно понимать не только хроническую потребность человека в алкоголе или в наркотикотических препаратах. Это зависимость от привычных состояний и влияний среды общения - это болезнь не отдельного человека, а всей его семьи (созависимость).

К сожалению, клиентами реабилитационных центров часто становятся наркоманы, в том числе из так называемых благополучных семей, где родители решают свои проблемы за счет детей, осознанно или не осознанно преспосабливая их под себя или откупаются от детей деньгами заменяя ими любовь и внимание, включая телесный контакт.

Первое, что любой родитель делает, желая приспособить ребенка под себя, - обустраивает его жизнь огромным количеством мелких абсурдных запретов. Ребенок начинает существовать в вечных "нельзя", "не то", "не так", и так далее. Когда ребенок начинает продираться сквозь запреты, его сила и творчество не могут проявиться так, как они проявились бы естественным путем, и в ребенке начинает разжигаться огонь протеста, раздражения и злости. Ребенок бунтует и в этот момент, родитель с ощущением выполненного долга наказывает ребенка. У родителя появляется облегчение: наконец-то можно оправданно наказать. Ребенок раз за разом попадает в такую ситуацию и его активная творческая воля оказывается, с одной стороны, связана с темами непослушания , агрессии, раздражения вплоть до ненависти, а с другой стороны – душевной болью и страхом наказания. Родители производят связку волевых качеств ребенка с темами агрессии с одной стороны и темами наказания с другой стороны. Ребенку тяжело нести в своем сознании и теле ощущение собственной злобности, агрессивности, и ощущение боли наказания, то есть неодобрения родителей, как значимых других и непогрешимых авторитетов. Таким образом, диссоциируя эти чувства, ребенок диссоциирует связанный с ними аспект воли, то есть, диссоциирует собственную силу. Тем самым процесс диссоциации воли завершен на уровне семьи.

Обида на родителей сохраняется, но ребенок не может позволить себе прямо наказать родителей, и он наказывает их посредством медленного самоуничтожения с помощью наркотиков. Убивая себя, наркоман получает возможность манипулировать родителями и получать от них все, что ему нужно, играя на их чувствах. Так как воля наркомана диссоциирована, то он получает средства к существованию и внимание за чужой счет. Он научился жить, как мелкий домашний тиран, стремящийся безответственно удовлетворять свои запросы и прежде всего удовлетворять потребность в состоянии удовольствия, стремясь создать себе виртуальный рай.

Исследование темы саморазрушения посредством наркомании приводит нас в перинатальный период. Там можно встретиться с рядом феноменов, которые впоследствии могут оформиться в ярко выраженные деструктивные тенденции. Работы пионера трансперсональной психологии Станислава Грофа очень хорошо показывают, что перинатальная динамика впоследствии ложится в основу определенных структур динамики нашей жизни, то есть перинатальная динамика закладывает определенные эволюционные программы, которые человек реализует в разных областях своей жизни.

 

Идея Грофа состояла в том, что перинатальную динамику, имеет смысл разложить на четыре этапа, и каждый этап дает рождение некоторм изначальным состояниям, которые проявляются во всех аспектах нашей жизни.

Перинатальный период описывается языком матриц примерно так: первая матрица - это период от зачатия до начала схваток; вторая матрица - от начала схваток до раскрытия родового канала и начала продвижения по родовому каналу; третья матрица - это само по себе движение по родовому каналу до момента выхода; и четвертая матрица начинается, когда мы рождаемся и включает в себя все, что с этим связано.

Образно говоря, именно эта перинатальная динамика отражена в библейской истории об изгнании из сада Эдема, грехопадения, низвержения в ад, и обретения рая. То есть, раскладка примерно такая: первая матрица - это сад Эдема, первичный рай без знания добра и зла, безопасность, изобилие, - все, что только можно пожелать. Вторая матрица - это появление дуальности, разделение мира, грехопадение. Третья матрица - это ад, и, наконец, четвертая матрица - это возвращение в рай.

Вначале мы поговорим об идеальных родах, а затем посмотрим, как меняется ситуация, и как начинают проявляться деструктивные предпосылки к наркозависимоси, как форме медленного саморазрушения, когда в родах существуют определенные нарушения.

Если смотреть на раскладку по тем основным понятиям, на которых построен этот материал, - любовь, боль, агрессия, сила, то их можно привязать таким образом.

Первая матрица – это достаток, комфорт, гармония с миром и любовь, как нерасчлененное состояние, поскольку в первой матрице существует недуальное, нерасчлененное состояние. В первой матрице плод двигается, но движение и покой еще не разделены: вечное движение и вечный покой существуют одновременно, там нет точки отсчета, тем нет пунктов А и Б.

Во второй матрице, когда начинаются схватки, мы встречаемся с тем, что впоследствии можно назвать болью, то есть резкое повышение интенсивности физической, эмоциональной. Ребенок еще не знает слова "боль", он не знает, что такое боль, но мать, предположим, знает, и в этот момент ребенок воспринимает определенный набор сигналов, который мать и окружающие четко оценивают и означают как боль. То есть, во второй матрице мы встречаемся с болью и страданием. Но не только с болью. Мы встречаемся с силой, но еще не с полной силой, а с одним из ее аспектов. Для второй матрицы характерно возникновение в пространстве, которое ребенок еще продолжает считать самим собой, некоей силы, воздействующей на то, что он тоже еще продолжает считать самим собой. С одной стороны, в этой фазе есть еще нерасчлененность сознания, то есть ребенок не разделяет себя и мать, он воспринимает ее и себя как единое существо, тем не менее какие-то “трещины” в этом состоянии уже появляются, и сила, проявляющаяся в пространстве, воспринимается больше как внешняя. То есть, во второй матрице позиция силы - активная, а собственная позиция - пассивная. Родовой канал закрыт и ребенок находится в безвыходном положении. Существует сенсорная перегрузка и большое количество физических и эмоциональных сигналов. Сила как бы существует сама по себе, ее существование несомненно, это сильно отличается от всего того, что было раньше и с ней ничего нельзя сделать, кроме как просто воспринимать, терпеть это воздействие. То есть, позиция во второй матрице дает нам возможность ребенку познакомиться с пассивным аспектом силы, с тем аспектом, который дает нам впоследствии выносливость, терпеливость, умение общаться с превосходящей силой, безответственно не убегая. Во второй матрице у ребенка может закладывается программа: ”Возможно жизнь, это безвыходное страдание”.

В третьей матрице знакомство с болью углубляется. Ребенок встречается с новыми аспектами боли. В третьей матрице впервые появляется некое "здесь" и некое "там", движение между точкой А, где уже плохо и точкой Б, где уже трудно, некомфортно существовать, - схватки, воды отошли, боль. Очевидно то, что нужно идти вперед, нужно рождаться испытывая боль и проявляя первую агрессию в борьбе за выживание. То есть, в идеальных родах выбор между А и Б очевиден – надо рождаешься не потому, что туда хочется, а потому что остаться здесь означает смерть. Впервые ребенок знакомится с понятием движения от А к Б, некой цели, некоего направления т. е. рождению как независимого, автономного существа.

Таким образом, у ребенка закладывается программа, которая дальше в жизни реализуется так: "Чтобы достигать чего-то важного в своей жизни, нужно испытывать боль".

Движение по родовому каналу причиняет боль и ребенку и матери. И, возможно, ребенок чувствует, что дискомфортно еще какому-то ряду людей. Возникает вторая программа: "Чтобы достигать особенно важных целей в своей жизни, нужно причинять боль другим людям, особенно самым близким".

Ребенок проходит по родовому каналу и пуповина уже может обеспечить изобилия первой матрицы. Возникает связка – больно ребенку, больно матери и еще голодно. Получается третья программа: "Чтобы достигать важных целей в своей жизни, нужно себе в чем-то отказывать".

Эти идеи существуют на уровне неосознанных программ - постулатов, то есть, многие люди живут, реализуя эти программы в своей жизни, абсолютно не подвергая их сомнению. Абсолютно не задавая себе вопроса: а может быть, и по-другому можно?

В третьей матрице ребенок впервые попадает в активную позицию но в ней основную роль играют схватки и прохождение родового канала - то есть, жизнь, природа, силы, ведущие нас. Кроме того, в третьей матрице, ребенок знакомится с собственной силой, в дальнейшей жизни, трансформирующей внутреннее состояние и состояние окружающего мира.

Если в родах нет патологии, ребенок рождается в воду, и его принимают любящие руки отца, если ему не перерезают пуповину, а дают ей закончить пульсацию и пересохнуть, его сразу кладут на грудь матери и если все-все члены семьи его ждали, то в четвертой матрице действительно реализуется метафора возвращения в рай.

В неидеальных роддомовских родах, и в современной культуре зачатия и беременности первая матрица присутствует совершенно в другом виде. Беременность идет по графе болезней, то есть, весь социум проникнут идеей, что беременность - это не вполне нормальное, часто нежелательное состояние, приносящее множество неудобств. Но, с другой стороны, первая матрица еще остается в некоторой степени садом Эдема, а вот четвертая матрица искажается полностью. И там, где у нас должно было быть записано "Память о возвращении в рай", у нас, оказывается, записано: "Холодный ад".

Третья матрица - это ад действенный, горячий, в нем есть взаимодействие и активность, в нем есть ощущение близости, хотя там есть боль, страх, и многое другое.

После того, как мы рождаемся и нам перерезают пуповину, и мы попадаем в состояние невозможности сделать первый вдох, а потом нас на несколько часов или дней относят в полное одиночество, в холодный ад.

У нормально рожденного человека направление достаточно четкое, он знает: "Да, пусть страшно, пусть больно, зато существует возвращение в рай". У человека, рожденного в роддоме, единственное эволюционное направление, которое чувствует его тело, это "Мамочка, роди меня обратно". Любой ценой вернуться в первую матрицу, потому что это - единственное место, где хоть как-то ощущалась любовь, единство, комфорт. В результате в различных ситуациях и особенно в важных жизненных ситуациях, тело подсказывает прямо противоположный выход. То есть у человека сбит естественный интуитивный подход к направлению в жизни. То место, которое раньше для людей было обозначено интуитивным ощущением цели, - для современного человека обозначено страхом и сопротивлением. И, таким образом, появляется некоторая рикошетирующая стена, то есть: достигать, так никогда и не достигнув. Потому что процесс - все, а достичь - смертельно опасно, результат процесса - холодный ад. Для наркомана целью любой его деятельности является не материаьный результат, а некий постоянный процесс и случающееся состояние.

Естественное для наркомана желание вернуть себе потерянный рай реализуется на практике посредством программы – “мама, роди меня обратно”. Это безвольная попытка убежать от мира наркомана с его безвыходностью, болью, агрессией и ограничениями. Это равносильно самоубийству, так как обратное рождение соответствует смерти. Говоря метафорическим языком, на личностном и социальном уровнях умирает взрослый, автономный человек и рождается зависимый ребенок, который в свою очередь двигается в направлении смерти личности и тела. На самом деле, наркотический суицид, это бессознательная попытка уничтожить старое эго и возродить его в новом созидательном качестве, а тело убивать для этого совсем не надо. Эта попытка обусловлена естественной тягой человека к трансцендентному, заличностному, к тем областям, доступ к которым позволяет трансформировать любую негативную программу до ее эволюционно позитивного намерения.

Следует учитывать и тот факт, что в ряде случаев, запускающим моментом наркозависимости становится обезболивание при родах. Обезболивающий препарат не фильтруется полностью плацентой и попадает в организм ребенка. Таким образом, при попадании обезболивающего средства в организм на фоне интенсивных сенсорных перегрузок формируется подсознательная программа: “Когда плохо, нужно прибегнуть к помощи антидепрессантов или наркотиков”. На межличностном и социальном уровнях эта программа выражается через решение собственных проблем за счет других людей и, прежде всего, за счет родителей.

            Исходя из сказанного выше была разработана комплексная реабилитационная программа, где специалисты работают с наркозависимыми в рамках экзистенциально-трансперсонального подхода и интегративных психотехнологий. В их арсенале веер самых различных техник от традиционных наработок по психологии (холотропная терапия, холодинамика, вайвэйшн, свободное дыхание, ребефинг, инсайт, НЛП, психодрама, телесноориентированная терапия, гештальт – терапия, контекстуальные тренинги и др.) до духовных практик. Техника использования трансперсональных методик работы с клиентом без зависимости и наркоманом в принципе одинакова. Только во втором случае ставится акцент на укрепление волевых качеств, выявление мотивации и устранение зависимости от чужого негативного влияния.

Работа ведется по разным направлениям. Это обучающие семинары, индивидуальная работа и групповые тренинги. Концепция реабилитационной программы выражается девизом: «Мы не лечим от наркозависимости, мы учим жить без наркотиков»

            Традиционные методы лечения опийной наркомании - только медицинская детоксикация или только психологическя поддержка, являются мало эффективными. Это объясняется многоуровневостью наркотической зависимости.   Как   было   экспериментально   доказано, это определяется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком - состоянием транса. По большому счету необходима работа медиков, снимающих физическую зависимость, и психологов, снимающих зависимость психологическую и помогающих развивать сознание.

В настоящее время в российских наркологических центрах используются многие методики детоксикации и психокоррекции. К сожалению, большинство из них мало эффективны. Например, метод двенадцати шагов, который сейчас принят в мире как метод духовного пробуждения, которым пользуются люди, обнаружившие у себя всевозможные пристрастия: алкогольные, наркотические, поведенческие. Это чисто идейный метод, но, согласно хорошей американской статистике, он спасает только одного человека из трех и только в Америке.

Каждый человек по-своему описывает реальность. Но человек не знакомый с наркотическим опытом или опытом измененных состояний сознания не в состоянии почувствовать реальность наркомана. У наркомана особое мнение об этом мире; весь его опыт сводится к тому, что самые приятные, самые богатые, самые полные ощущения от жизни он получает, употребляя свой наркотик. Поэтому никакие суггестивные методы лечения не помогают. Следовательно наркомана невозможно уговорить отказаться от наркотиков методами клиент-центрированной терапий или загипнотизировать тягу эриксоновским гипнозом, - через некоторое время его личная система описания реальности отторгнет чуждые идеи.

Занятия по методу 12 шагов проводятся в группах под руководством психологов, последовательно проводящих людей, страдающих пристрастиями, по 12 ступенькам осознания своей ситуации:

1) Мы признаем свое бессилие перед алкоголем (наркотиком), мы признаем, что не можем контролировать себя;

2) мы пришли к убеждению, что только сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие;

3) мы приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь высшей силе, как мы ее понимаем;

4) мы глубоко и бесстрастно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения;

5) мы признали перед высшей силой, собой, и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений;

6) мы полностью подготовили себя к тому, чтобы высшая сила избавила нас от наших недостатков;

7) мы смиренно просили ее исправить наши недостатки;

8) мы составили список всех людей, которым мы причинили зло и преисполнились желания загладить свою вину перед ними;

9) мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это может повредить им или другим людям;

10) мы продолжаем самоанализ, и когда допускаем ошибки, сразу признаем это;

11) мы стремимся путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с высшей силой, как мы ее понимаем;

12) достигнув духовного пробуждения, к которому вели эти шаги, мы стараемся донести смысл наших идей до других алкоголиков (людей, страдающих другими пристрастиями) и применять эти принципы во всех наших делах.

В связи с тем, что 12 шагов является идейным и рациональным методом, его эффективность не высока. Обращение к любой психотехнике, работающей на уровне логики не даст должного эффекта (в связи с тем, что, как считали мастера Дзэн: проблемы ума умом не решаются). Это относится к большинству традиционных методов психокоррекции опийной зависимости. Достижение духовного пробуждения методом 12 шагов в большинстве случаев иллюзорно, т. к. рациональный аналитический опыт не заменяет опыта осознанного переживания проблемного материала и внелогических прозрений (инсайтов). В случае опиатной зависимости необходимы методы, дающие возможность выходить за рамки модальности логического мышления в модальность чувств и ощущений. В этом случае за каждым словом и понятием стоит реальный опыт проживания в процессуальных моделях значимого проблемного контекста.

Каждый человек имеет ресурс для вхождения в состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения, но естественные ощущения имеют совершенно иное качество. Действительно, традиции уходят к шаманизму. Техники предельного опыта хранятся в традициях многих древних культур. Устно и письменно дошли до нашего поколения старинные ритуалы, инициатические практики, а хождение по раскаленным углям до сих пор практикуют болгары. Это древние практики целительных путешествий в глубь себя, позволяющие ближе узнать свое бессознательное, а также выйти в область коллективного бессознательного (смотри Юнга), объединиться с конденсированным опытом других поколений, космосом, Вселенной.

            Открытие потаенных глубин бессознательного предполагает поднятие человека на новую ступень личностного и духовного развития, его перерождение. Действительно, на наших глазах происходят изменения клиентах. В их образе мыслей и способах действия. Работа с психологом, несомненно, стимулирует преображение личности. Но психологи не берут на себя ответственность за духовное развитие человека, т. к. эта высокая миссия находится вне их компетенции и принадлежит скорее посвященным в духовный сан. Взаимодействуя с клиентами, тренеры - психологи создают и укрепляют базу для их духовного роста.

            Для успешного разрешения сложного вопроса должен быть взгляд на него как бы со стороны. Человеку необходимо (по нашему мнению) преодолеть рамки собственной тюрьмы, тюрьмы стереотипов, устоев, зависимости. Возникает задача - выйти за рамки своих проблем, на трансперсональный уровень.

            Сегодня с помощью интегративных техник, а в частности, трансперсональных методик, мы учим входить в измененное состояние сознания, не используя психоделики. Можно осознанно «путешествовать» в глубинах нашей психики, контролировать свое состояние и при этом прорабатывать разного рода проблемы.

Дыхательные техники работы в измененных состояниях сознания (холотропное и свободное дыхание, ребефинг, vivation) - позволяют наиболее быстро найти точку, от которой развилась тяга к наркотикам, в том числе и ту самую фазу перинатального развития, пройденную неблагополучно, и позитивно переработать кризис. Это управляемые дыхательные процессы в которых у человека меняется восприятие самого себя и окружающего пространства, с этого момента и начинается выход в заличностное, за рамки своей тюрьмы.  

Суть дыхательных техник заключается в том, что с помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может снять последствия психологических травм, избавиться от последствий стрессов и научиться входить в целительные необычные состояния, которые могут составить, конкуренцию наркотическим.

Эти техники позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического, трансцендентного характера, способствующие катарсическим процессам, позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию, важным инсайтам в отношении экзистенциальной проблематики, смысла жизни, - кардинальной трансформации взглядов на собственное "Я" и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми [Grof S., 1976, 1985, 1988; Yensen R., 1985, 1988]. Как отмечалось психотерапевтами, глубокие впечатляющие и совершенно уникальные по своей природе переживания в измененных состояниях сознания способны существенно изменить оценку пациентами их прошлого жизненного опыта, трансформировать их систему ценностных и смысложизненных ориентаций, обусловить позитивные личностные и поведенческие изменения [Sherwood J. et al., 1962].

В различных психотехниках позитивные изменения в личности клиента достигаются применением определенного набора технологических элементов применяемых психологом, а также самостоятельным использованием умений и навыков клиента, формируемых у него в процессе освоения психотехнологии. Тем не менее, можно выделить ряд общих этапов:

1.Эмоциональное и кинестетическое отреагирование;

2.Приход к состоянию позволяющему эффективно взаимодействовать с материалом процесса;

3.Осознание источника напряжения ( конфликта) в собственном сознании, приведшего к тому или иному нарушению жизненного равновесия;

4.Получение доступа к различным фрагментам сознания, участвующим в конфликте, осознание их «мотивов» и приоритетов;

5.Перемещение фокуса осознания со следствия конфликта на психоэмоциональные и энергетические ресурсы, заложенные в фрагментах сознания, участвующих в конфликте и на способы освоения этих ресурсов;

6.Поиск конструктивного применения осознанных ресурсов, приводящее к разрешению конфликта и интеграции фрагментов сознания в единое целое.

Все это способствует тому, что в внимание клиента становится способным находиться одновременно в хилотропном и холотропном модусе сознания. Ранее травматичная ситуация воспринимается иначе, становится знанием, осознанным опытом.

Дыхательный процесс ведет к раскрытию волевого и творческого потенциала, помогает повышать стрессовую адаптивность и стимулировать социальную успешность и представляет интерес не только для терапии, процесс способен пролить новый свет на философские проблемы человеческого существования, цели и смысла жизни, психики, картины мира в целом.

Необходимо пояснить, что дыхательные техники (как и психоделические средства) индуцируют измененные состояния сознания, феноменология которых включает очень яркие, красочные, эмоционально насыщенные переживания. Это переживания психотравмирующих и вытесненных в подсознание эпизодов личной истории, архетипические переживания, образные символические переживания собственной смерти и возрождения, отделение некого "Я" (души) от тела и его самостоятельное существование во времени и пространстве, путешествия в другие миры, трансперсональные переживания идентификации с людьми иных исторических эпох, животными, растениями, универсальным разумом, сложное "океаническое" чувство растворенности и единения с универсумом, глобальные "космические" переживания и т.п. [Grof S., 1976, 1985].

Холотропное дыхание наиболее эффективно позволяет пройти этап Смерти - Возрождения, который каждый символически преодолевает. Ведь даже попытка суицида - это не попытка убить тело, а желание убить ЭГО. Суицид в психологическом смысле есть способ возродить ЭГО в новом качестве. Наркомания - медленный суицид. Пиковые состояния сознания на групповом тренинге - моделирование критической ситуации в безопасном контексте. В столь интенсивных состояниях у человека включаются механизмы регенерации, самовосстановления.

            Работа интегративными психотехниками в группе предполагает 3 фазы: непосредственное процессуальное «проживание» проблемы, ее творческое отреагирование или арт - терапию и обсуждение в группе. Прохождение всех трех этапов - очень эффективный целостный процесс.

            Во-вторых, есть такое понятие, как групповая энергетика. На тренинге очень важен момент групповой поддержки, когда каждый из участников делится собственным опытом, полученным в ходе работы. В свою очередь, знакомясь с опытом других, человек как бы сам проживает этот опыт.

            Еще один аспект - социальное моделирование. Ведь любая группа - это модель социума в миниатюре и отношения здесь развиваются по тем же алгоритмам, что и в реальном мире. Чем больше группа, тем лучше. Часть содержит информацию о целом. Такие же законы соблюдаются и в социальных тренингах, которые проводятся в рамках программы: это бизнес - тренинги, лидерские и мотивационные технологии.

Использование интенсивных интегративных психотехник и медицинский мониторинг - это комплексный подход. В одной программе реализуется целый банк возможностей. Используется индивидуальная и групповая работа, работа с родителями.

Родители часто не понимают, в чем заключается состояние их детей, поэтому им также рекомендуется освоить дыхательные техники работы в измененных состояниях сознания и «путешествовать» к истокам своих проблем с помощью психотехник. Им также рекомендуется разобраться с вопросом, какова их неосознанная выгода от того, что их ребенок наркоман. Этот новый опыт помогает понять “иное состояние”, а следовательно найти «общий язык» с собственными детьми.            

Многие из тех, кто прошел курс реабилитации, затем приходят уже в качестве стажеров, помощников. Таким образом, эти люди уже способны помочь другим и в то же время почувствовать себя значимыми. Они обретают интерес, смысл жизни.



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Боль - это специфический полевой процесс, который Хеллингер называл "прерванное движение"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь