|
Дисфункциональная семьяАвтор статьи: Суханова Мария Александровна
Какая семья считается дисфункциональной? Дисфункция – это то, что сломано. Этим сломанным мы продолжаем пользоваться и не довольны тем, что оно плохо работает. Признаки дисфункциональной семьи: - Наличие зависимого человека в семье (алкоголик, наркоман). Если вы более 6 месяцев проживаете рядом с таким человеком. - Наличие тяжелобольного человека. Все члены семь вынуждены жить интересами больного для обеспечения его жизнедеятельности. - Развитие по нездоровым правилам. Правила, блокирующие развитие семьи. - Неполная семья, когда нет кого-то из родителей.
Чаще всего, дисфункциональная семья имеет благополучный фасад. Семья как система бывает функциональной и дисфункциональной. Функциональная семья умеет справляться с трудностями. Воспринимает эти трудности как задачи, которые помогают развиваться системе. Функциональная семья не значит «идеальная» где никто и никогда не повысит голос. Нет, в этой семье просто умеют договариваться, говорить о своих проблемах и потребностях. В здоровой семье каждый член семьи воспринимается как равный другим. В этой семье безопасно выражать свои чувства. В этой семье оказывают поддержку друг другу. И каждый член семьи несет свою ответственность за семью в целом. В этой семье умеют отдыхать, получать удовольствие и радоваться вместе. Существенное место в здоровой семье занимают традиции и ритуалы. В такой семье принимают особенности каждого члена семьи. Уважается право на приватность, на наличие личностного пространства и на неприкосновенность частной жизни, т.е. у меня может быть что-то свое, во что я ни хочу посвящать членов моей семьи. Я имею на это право. Уважается право на приватность и чувства каждого принимаются и прорабатываются. Уважение к старшим авторитетам. Дисфункциональная семья закрыта. Она осуждает открытость. Есть правила: не говори, не чувствуй, не доверяй. Если я с мамой поделюсь секретом, то когда мама помирится с папой, они меня высмеют. В дисфункциональной семье много обвинений, наказаний и высмеиваний. «Ой, ну что ты там за ерунду опять придумал, тоже мне достижение.» Действует принцип предубежденности, новое не принимается. Реакция – сразу НЕТ. В этой семье один заставляет, все остальные саботируют. В этой семье принято общаться через манипуляции. Есть только мы, но нет отдельного Я. Нет доверия. Я не могу рассказать о том, что произошло в школе, потому-что мне придется доказывать, что было именно так. Нет чувства безопасности. Нет времени на общение. В здоровой семье это наоборот поддерживается качество общения. В дисфункциональной семье есть либо гиперопека либо эмоциональная холодность. Эмоции не выражаются или мать предвосхищает потребности ребенка. 30 лет, а мама «Ой шапку одень, зонт возьми, покушай!». Жизнь воспринимается как черно-белая. Все другие плохие, если что-то не так как у нас, значит все плохо. Если мы перестали с тобой общаться, значит ты плохой. Нет середины. Если я где-то ошиблась, значит я плохая. В здоровой семье к ошибкам относятся как к опыту. Ошибки неотъемлемая часть нашей жизни и нет людей, которые не ошибаются. Совершая ошибки мы приобретаем опыт и на ошибках учатся и относятся к этому как к процессу. В ДС постоянны посягательства на личные границы, на личное пространство. «Я же мать, Я лучше знаю что тебе нужно, как тебе жить, где учиться, с кем дружить». В ЗС уважаются права всех членов семьи. Ты имеешь право поступать так, как тебе нужно. Ты имеешь право на свое личное мнение, ты имеешь право быть. В ДС нет возможности быть. Нет способности к служению. Если я заболела, никто не принесет кружку чая, не накроет пледом. Скорее, на мою робкую просьбу ответят: «Что маленькая что-ли? Встань и возьми, сделай сама.» Придя с работы уставшая, не ожидаеши тапочки и готовый ужин. Наоборт, слышишь: «А где наш ужин? Ну и что ччто ты устала я есть хочу. Должна была, Это твоя обязанность». Нет желания делать другому приятное, позаботиться. Присутствует корысть мне, мне, мне, брать только. В ЗС воспитывается забота, ответственность. Нет наказания – мы договариваемся. Если ребенок нарушил договор, пего ждут последствия ( в выходные не идет гулять, а сидит и занимается алгеброй). Есть последовательность. В ДС даются пустые обещания, нет возможности договориться. Нет объятий. Нет навыка открыто выражать любовь, открыто говорить о своей любви, нет возможности проявлять нежность, выражать теплые чувства. Чувства даже испытывать сложно, можно ненавидеть своих близких. В ЗС если ребенок сказал: «Я ненавижу бабушку». Никто ему по губам не даст, и никто не скажет: «Да как ты смеешь, такие вещи говорить?» Здесь скорее будут разбираться, что-то происходит не то в наших взаимоотношениях что появилась ненависть у ребенка. Т.е. будут разбираться и разговаривать о том, что происходит. В ДС эмоции выражаются реактивно, это происходит с причинением вреда другому. Нет обсуждения проблемы. Есть либо иллюзии и обман. «У нас замечательная семья и все хорошо». Либо делают вид, что не замечают изменений. Как будто ничего не было. В ЗС открыто называют вещи своими именами. «Что происходит. Давайте разбираться.» В ДС начинают осуждать или говорить: «Мы нормальные, а он наркоман». Эта семья не умеет справлять с внешними вызовами, не умеет решать конфликты. Конфликты разрушают отношения внутри семьи и вне семьи. В ФС конфликт рождает истину. Каждый член семьи чувствует себя в безопасности, чувствует что его любят и поддерживают. В ДС родной дом _ это клетка, тюрьма, но не место где можно пережить трудности, наполниться ресурсами. В ФС помогают справляться со сложностями и поддерживают. Помогают прожить и извлечь опыт. Вырасти.
ПРАВИЛА в ДС Отношение к детям – Взрослые хозяева детей. Они решают как должен вести себя ребенок. Определяют что правильно, а что нет. Если мама злится, то виноват ребенок. Папа расстроен – виноват ребенок. Родители закрыты в эмоциональном плане. Жесткие границы или их отсутствие – Победа любой ценой. Заходить в комнату без стука. Нет четкости, нет последовательности. Выросшие дети живут с ощущением ненужности и неважности. Нет ценности своей жизни. В ДС признается только сила и власть. Страдают дети и старики. Высокий уровень тревоги – Расстройство личности. Нет ценности каждого как личности.: «Ну что ты там из себя представляешь?» Нет свободы выбора. Нет возможности высказывать свое мнение. Есть псевдосплочённость. Если у тебя проблемы. Значит ты слабый и тебя будут добивать. Ты слабый, ты плохой. Будь здесь, но мы тебя будем гнобить. Поощряется бунтарство либо покорность. Ребенок в ДС выполяняет несколько ролей…. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|