О шок-травме

О шок травме

О шок травме

В сообществе психологов можно услышать шутливое выражение «Если бы психологи не придумали термин «психическая травма», то им бы не было с чем работать». В психологической научной и популярной литературе довольно часто можно встретить термин «травма». В нашей статье я буду рассматривать «психическую травму» в контексте шоковой ситуации. Обращаться к методологии гештальт-подхода и бодинамического анализа (бодинамики). Работа с шоковой травмой относится, пожалуй, к одной из самых сложных работ в разделе психологической помощи. Шок-травма - любое событие в жизни человека, угрожающее целостности, физическому и психологическому здоровью человека. Чаще всего к шоковой травме относят ситуации физического и/или сексуального насилия, последствия боевых действий, автомобильные аварии, сложные операции и т.д. Как правило, шоковая ситуация кратковременна по времени воздействия на человека и содержит энергию высокой интенсивности, на грани «жизни и смерти». В процессе шоковой ситуации или события актуализируются инстинктивные реакции «борьба-бегство». Если ситуация чрезмерна по уровню воздействия на человека, и у него нет возможности бежать или бороться, то возникает шоковая реакция замирания. При определенных условиях (в целях сохранения жизни), эта реакция также является эффективной. Главная «опасность» шоковой травмы заключается в том, что она значительно ограничивает адаптацию человека и снижает качество его жизни. Человек, перенесший шоковую травму, как правило, делит свою жизнь на «до» и «после». Известный феномен ветеранов боевых действий, когда человек пришёл с войны другим. Или, например, человек был открытым и общительным, а после определенного события стал замкнутым и подозрительным.

Что же происходит в результате травмирующего события в психике человека? Все ресурсы и возможности человека направлены лишь на одну цель  сохранить жизнь и свою целостность. Активизируются инстинктивные реакции «бей-беги-замри». Именно природой в каждом человеке заложен ресурс выживания. Интенсивность травмирующего события превышает адаптивные возможности человека, и тогда он не может пережить событие, переработать, присвоить и сделать это частью своего жизненного опыта. Так бывает, потому что в процессе этого события нередко происходит «утрата» собственной ценности, своего человеческого достоинства, грозящего психическим распадом. И тогда психика (разумеется, и человек) принимает единственно верное решение, которые можно выразить словами «я никогда не буду вспоминать или отказываюсь знать, что это было со мной». Как правило, это решение принимается автоматически на бессознательном уровне. Происходит расщепление, которое описано в научной клинической литературе [1]. Условно это расщепление можно обозначить таким образом: «внешне нормальная личность» и часть, относящаяся к периоду травмы «аффективная личность» [1]. Задача внешне нормальной личности с помощь целого арсенала психологических защит не допустить проникновения в сознание воспоминаний о травмирующем событии, так как эти события сопряжены с утратой психической целостности, болью, ужасом и разочарованием в себе и людях. И часто внешне нормальная личность на выстраивание психологических защит тратит огромные усилия. Соответственно у человека становится меньше жизненной энергии. Часто такие люди приходят на консультацию к психологу и жалуются на апатию, усталость, потерю смысла жизни, потерю телесной чувствительности, проблемы в сексуальной сфере. Специалист в процессе первичного интервью исключает органические причины запроса, возможно для этого клиенту придется пройти дополнительноемедицинское обследование. А далее интересуется, как долго этот период длится в жизни человека, и какие события предшествовали этому периоду. Часто причиной обращения клиентов являются различные соматические симптомы, которые возникают как раз в период годовщины травмирующего события. Можно наблюдать, как человек теряет чувствительность некоторых участков тела, либо наоборот, наблюдается повышение чувствительности определенных участков. Практически у всех людей, у которых есть в опыте шок-травма, обнаруживаются проблемы с личными границами. Они становятся либо слишком жесткими, либо мягкими. Телесно эти феномены отражаются на мышцах, отвечающих за формирование личного пространства в онтогенезе. Мышцы пребывают в гипо-, либо гипертонусе, и человек не может эффективноотстаивать своё личное пространство (дельтовидные, трехглавая и двуглавая мышца плеча и т.д.) [2]. Важно отметить, что в результате шоковой травмы человек не только отщепляет свою аффективную часть, связанную с травмирующей ситуацией, но и свои ресурсы. Под ресурсами я понимаю способы и механизмы выживания, которые эффективно сработали в ситуации шок-травмы. Человек остался жив и внешне психически сохранен.

Портрет «травматика» исчерпывающе описан в психологической и художественной литературе (например, произведения Ремарка, Хемингуэя и т.др.). Причинами большого количества травмированных людей в обществе могут служить социальные и экономические изменения:революции, войны, стихийные бедствия и т.д. Часто в результате этих изменений целые поколения и их потомки на многие годы сохраняют «поведение травматика»: стараются запасти продукты и сбережения «на черный день» при благоприятной экономической и социальной ситуации. Проблема сегодняшнего дня, эпидемиологический кризис, пандемия, также для многих людей может обернуться шоковой травмой, если в результате пандемии, жизнь человека качественно изменилась в худшую сторону. Например, человек потерял работу, у него умер близкий родственник, он был вынужден уехать в другую страну и т.д. Человек при достаточном уровне поддержки может пережить любое шоковое и травмоопасное событие. Но при условиях, чтовокруг есть люди, которые могут эту поддержку оказать, и человек в состоянии об этой поддержке попросить. Поддержку можно рассматривать в широком контексте, как материальную, так и эмоциональную и т.д. Люди, у которых в опыте есть шоковая травма, имеют опыт того, что их не поддержали в своё время, «отвернулись» от них. Таким образом, связь и контакт с другими людьминарушаются. Повторюсь, при достаточно большом количестве травмированных людей в обществе, получать и оказывать поддержку становится сложной задачей. Для восстановления доверия и связи с другими людьми требуется длительное время.

С помощью компетентного специалиста можно качественно проработать последствия шоковой травмы. Что значит «проработать»? Это значит пережить, сделать её частью своего жизненного опыта, пусть и болезненного, но своего. В результате этой «проработки» не только пережить, но и обнаружить, присвоить свои собственные ресурсы, стать более адаптивным в повседневной жизни. В итоге человек может рассказывать о неприятном событии в своей жизни, просто как о событии. Он не отщепляет эмоции, не замораживается телесно и эмоционально, им не владеют эмоции, которые он не может контролировать. Это не значит, что человек не чувствует эмоциональную боль, но снижается её интенсивность. По аналогии с физической раной образуется рубец, который заживает со временем.

Работа с шоковой травмой обычно требует времени и зависит от множества факторов. Наиболее значимый фактор- это система поддержки клиента, а именно, кто кроме психотерапевта может поддерживать клиента в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы постепенно восстанавливалось доверие человека к миру, и исключались «рецидивы» при проработке травмирующих воспоминаний. Чем более ярко выражены телесные симптомы клиента или наоборот снижена телесная чувствительность, тем медленнее работает специалист. В своей работе с шоковой травмой я опираюсь на знания, полученные в долгосрочной программе по бодинамике под руководством Эрика Ярлнеса, одного из создателей этого метода, а также на опыт и знания, полученные в гештальт-подходе. Остановлюсь на наиболее важных пунктах при работе с шоковой травмой.

1. Доверие и уровень энергии психолога-психотерапевта. Доверие взаимосвязано с ресурсным состоянием специалиста, то есть психолог-психотерапевт производит впечатление человека, на которого можно опираться. Конечно же, клиент, который обращается за помощью к специалисту, изначально обладает определенным «кредитом доверия». Но так как у людей, имеющих в опыте шоковую травму, безопасность – это основная тема, то акцент на доверии является наиболее важным на протяжении всей работы.

2. Подготовительная работа. Она связана с ощущениями собственного тела. На этом этапе мы работаем над восстановлением телесной чувствительности с помощью заземления, центрирования, работы с границами [2]. Этот этап необходимо проводить в безопасной для клиента форме, исключая ненужные прикосновения, делая акцент на безопасности. Ощущения собственного тела дают возможность для клиента дополнительной опоры, то есть являются теперь его ресурсом.

3. Поиск безопасных (надежных) людей и безопасного места. Эту работу клиент проводит с помощью психолога. Клиент, таким образом,выстраивает свою систему поддержки, которая помогает ему в повседневной жизни. Когда мы работаем с шок-травмой, наша задача  не погрузить преждевременно клиента в воронку травмирующих переживаний. В противном случае наступает ре-травматизация. Для этого и предусмотрен подготовительный этап. То есть мы выстраиваем мост между клиентом «в настоящем» и клиентов «в прошлом». В противном случае, преждевременно погружаясь в травмирующие воспоминания, клиент теряет связь с настоящим, и травмирующее прошлое начинает жить «здесь и сейчас». И снова клиент оказывается без опоры и ресурсов.

4. Способ выживания. Задача этого этапа терапии, чтобы клиент обнаружил с помощью психотерапевта и присвоил тот способ выживания, который помог ему выжить в ситуации травмы. Этот способ является ресурсом клиента. Многие люди, пережившие травму, испытывают стыд или чувство вины за своё поведение в ситуации травмы. Часто эти чувства усиливаются затем и со стороны социума. Например, многим просто невозможно осознать свою беспомощность перед угрозой насилия в обществе. И тогда они начинают обвинять жертву «сам или сама виновата». Поведение человека как я уже упоминал в ситуации шок-травмы направлено только лишь на одну цель – выжить. И когда мы обнаруживаем и присваиваем этот уникальный способ выживания, он становится для клиента ресурсом. Например, в ситуации травмы человек «отключил» чувствительность определенного участка тела. Очень важно на этом этапе работать также с навязанными социумомчувствами вины и стыда.

5. Символическое проигрывание реакций «борьбы или бегства». Если это необходимо из контекста ситуации клиента. Эта стадия существует для того, чтобы клиент обрел способность к действию в ситуации травмы. Акцент на этой стадии делается на эмоциях и телесных ощущениях. Это очень сложный этап работы, не имеющий ничего общего с отреагированием (например, удары по подушкам). На этой стадии очень важно, чтобы клиент одновременно совершал действия под руководством терапевта и при этом находился в сознании. Таким образом,формируется, утерянная в результате травмы связь «сознание тело – произвольное действие». Клиент после этой стадии также приобретает дополнительный ресурс, а именно способность к действию.

6. Ассимиляция нового опыта. На этой конечной стадии происходит осмысление полученного опыта в результате терапевтической работы. Как правило, человек признает и интегрирует различные диссоциированные части себя. Например, «да, я был такой тогда, это было со мной, но теперь я другой, я смог это пережить». На этом этапе терапии происходит изменение решения, которое человек принял бессознательно после шок травмы. Например, взамен «никому нельзя доверять», «я могу выбирать, кому доверять, а кому не доверять». Часто этот этап характеризуется изменением в телесных ощущениях клиента. Как правило, этап может занимать достаточно длительный период времени.

На сегодняшний день в психологической науке и практике накоплен богатый опыт работы с шоковой травмой. И грамотная работа позволяет качественно улучшить жизнь клиентов с таким запросом. Надеюсь, этот материал будет полезен как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

 

 

Список использованных источников

1. Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э.Р.С., Стил К. Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. Пер. с англ. –М.: Когито-Центр, 2013. – 496с.

2. Телесная психотерапия. Бодинамика: [пер.с. англ.] / Ред. – сост. В. Березкина-Орлова. – М.: Астрель,2011. 409с.



Просмотров: 205
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как выйти из шоковой травмы. Опыт психодрамы.
  • Терапия шоковой (острой) травмы
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Первая помощь при шоковой физической травме-инструкция к действию
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Работа с психологической травмой человека.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Как события детства влияют на жизнь человека
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь