Наши эмоции

Автор статьи: Геннадий Васильчук

Все мы испытываем эмоции * 😃

Наши телесные сигналы носят универсальный характер, но получают специфическое эмоциональное или культурное наименование лишь после процедуры оценки (приписывания значения).

😮 Среди наших знакомых есть те, кто точно могут почувствовать и назвать то эмоциональное состояние, в котором они находятся в данный момент. А также, есть и те, которые на все наши вопросы, которые мы задаем из вежливости или из интереса, всегда отвечают что-нибудь типа: «Нормально». И ты такой – «Ладно, нормально так нормально» - хотя понятия не имеешь – что это за «нормально» такое.

💡Психологи, когда сталкиваются с подобными ситуациями на консультациях, могут выдвинуть гипотезу о том, что родители такого клиента не называли для него и за него его эмоциональные состояния в раннем детстве. И тогда, когда у такого клиента спрашиваешь, что он чувствует в данный момент – он может отвечать, что «нормально все» – в смысле не плохо, или что он тревожиться – но распознать что там в этой тревоге он не может, потому как навыка такого нет. Что с этим делать – тема отдельной статьи, можно, к примеру, обратиться к психологу и поработать с ним.

Но встает вопрос, а надо ли знать, что с тобой в эмоциональном плане, что ты сейчас чувствуешь, что с тобой происходит? Станешь ли ты от такого знания и навыка счастливее, или может быть у тебя станет больше денег, может быть улучшатся отношения с другими людьми?

Отвечу тем, кто не хочет читать дальше или ему достаточно авторитетного мнения без предоставления аргументов – «да» на все три вопроса.

Для тех же, кому нужно объяснить, почему это так - нам нужно будет сделать с вами небольшое отступление в теорию эмоций.

Во-первых, эмоция — это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышается или понижается давление, учащается или замедляется сердцебиение, напрягаются мышцы — в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях.
Предполагается, что наши эмоции «живут» в лимбической системе, где особую роль специалисты отводят, так называемому, лимбическому кругу Пайпеца.

Во-вторых, эмоция — это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, например, мысль или идею, которые имеют значение. Эмоция — это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, иногда бывает важно разобраться, какое значение для вас имеет это событие. Эмоция имеет начало и конец, это ограниченное по времени событие — что довольно приятно, потому что эмоция требует от организма больших энергетических затрат. Эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие.

В чем разница между чувствами и эмоциями, ведь на первый взгляд кажется, что это одно и тоже, и часто эти слова употребляются как синонимы? Специалисты различают данные понятия по продолжительности и скорости их протекания. Эмоции быстрее и короче. Чувства длиннее и медленнее.

Можно злиться (эмоция) в ответ на действия любимого (чувство) человека.

Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им дети, которые еще не умеют говорить, сообщают информацию взрослым и наоборот.
В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение. Детей поместили на так называемый зрительный обрыв — стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому, когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.

И первый наш вывод – понимание своего и чужого эмоционального состояния позволяют нам проще и качественнее устанавливать отношения с окружающими.

Для нашего следующего вывода, нам нужно будет ввести такой термин как «Эмоциональный интеллект» (EQ) который многие противопоставляют коэффициенту интеллекта (IQ).
Это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

На данный момент существует несколько исследований связи эмоционального интеллекта и успешной карьеры. Джозеф Род из Университета Майами, создал теоретическую модель, демонстрирующую связь эмоционального интеллекта и карьерного успеха. В данной модели эмоциональный интеллект рассматривается, как способность строить так называемый «социальный капитал», то есть устойчивые социальные взаимоотношения, которые будут способствовать достижению успеха. Наиболее значимыми отношениями являются отношения с наставниками, то есть с теми людьми, которые обучают важным рабочим навыкам. Обладая этими навыками, сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта будут способны демонстрировать лучшие результаты в своей рабочей деятельности, что, в свою очередь, обеспечит им более высокий доход.

И таким образом, наш второй вывод – развитый эмоциональный интеллект может позволить вам зарабатывать больше денег!

Если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего. А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.

Существует известное исследование ученых из Гарварда о развитии взрослых (The Harvard Study of Adult Development) которое стартовало в 1938 году и продолжается до сих пор.
Обследовав 724 мужчины на протяжении 75 лет ученые пришли к главному выводу: уровень счастья и здоровья зависит от хороших отношений. Именно качество взаимодействия с людьми делает нас счастливыми, и не важно, сколько у вас друзей — один или тридцать.

Наш третий вывод – качество нашей жизни выше, и она переживается нами как счастливая, благодаря устойчивым отношениям с другими людьми, которые возможны, если мы понимаем, что происходит с нами и другими людьми на уровне эмоций и можем этим управлять.

Что я могу сказать в конце своей статьи – узнавайте себя и других людей, ведь это не только безумно интересно, но, как мы с вами выяснили, еще и приносит вполне очевидную пользу!

P.S. Существует спор между универсалистами, которые считают, что люди по всему миру испытывают эмоции одинаково вне зависимости от места проживания, культурных и рассовых особенностей и т.д., и социальными конструктивистами, которые настаивают, что эмоции зависят от культурной среды.
Например, универсалист Пол Экман, утверждал, что люди всех культур испытывают и могут распознавать в других людях радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление (презрение, вина и стыд были все время где-то рядом) и выражение этих эмоций имеет место, согласно теории Экмана, прежде всего не в языке, а на лице.
Для каждой базовой эмоции есть соответствующее, безошибочно опознаваемое выражение лица, которое никто не способен скрыть. Даже если кто-то намеренно пытается схитрить или если социальные нормы (в терминологии Экмана — «правила отображения») запрещают демонстрировать базовые эмоции, микровыражения всегда выдают их. Микровыражения часто занимают лишь доли секунды, но все равно «просачиваются» сквозь любую маску, которой человек надеется скрыть свои чувства.
В отличии от Экмана, Алан Фридлунд утверждал, что "наше лицо - инструмент социального взаимодействия". Наша мимика не столько показывает, что происходит внутри нас, сколько свидетельствует о том, что мы ожидаем от дальнейшего общения.
Например, недовольное лицо может означать, что вам не нравится, как идет разговор, и вы хотели бы направить его в другое русло.
Соавтор исследования Райнер Райзензейн считает, что этот феномен можно объяснить с точки зрения эволюции. Ведь откровенная демонстрация нашего внутреннего состояния, очевидно, не выгодна для нас.

* Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Люди которые нас окружают. Если эмоции отсутствуют.
  • Эмоция. Анатомия эмоции. ТЫ или Тебя.
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • Эмоция. Блокирование эмоции. Пути выхода.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Тревога, стыд или злость не дают нормально жить. Как мы делаем эмоции невыносимыми?
  • Наши эмоции на лице. Психосоматика проблемного лица!
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Наши эмоции и можно ли без них обойтись?!
  • Психосоматика зрения: распространенные болезни глаз и эмоции, которые их вызывают
  • Эмоции и чувства. Как контролировать эмоции
  • Эмоции. Часть 1. Для чего нужны эмоции?
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Как переживать эмоции. Прием изменения интенсивности эмоции
  • Когда эмоции живут своей жизнью
  • Эмоции, которые нас выжигают (Интервью для газеты Абакан)
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Эмоции и наши дети.
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Эмоции. Часть 2. Подавленные эмоции.
  • Кто Кем управляет: мы эмоциями ИЛИ эмоции нами?
  • Что делать, когда эмоции разрывают человека изнутри?
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Что делать, если вы не понимаете свои эмоции?
  • Как тело влияет на наши эмоции,наше настроение
  • Эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональный потенциал
  • Какого цвета наши чувства и эмоции?
  • Финансовые «грабли». Наши эмоции определяют толщину нашего кошелька



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь