Неполная семья усыновителей с точки зрения психолога.

Статья подготовлена для Центра психологической поддержки усыновителей "Родные люди". 

По своему роду деятельности я занимался подготовкой кандидатов в замещающие родители, в том числе и в усыновители. Мне интересно, и с познавательной точки зрения, и с профессиональной, как поживают семьи усыновителей после факта усыновления, и чем я могу быть им полезен. Таким образом, я присоединился к команде прекрасных психологов Центра “Родные люди” с целью вести проект сопровождения семей усыновителей.
В ходе работы над проектом я смог лучше понять, на что стоит больше обратить внимание как при сопровождении семей усыновителей, так и при подготовке кандидатов. В частности, лучше осознал потребность родителей, во-первых, в позитивном подкреплении и развитии их родительской идентичности, а во-вторых, в повышении их родительской компетенции в вопросах психоэмоционального и личностного развития депривированных детей. Также эта работа в проекте способствовала повышению моего профессионализма.

💈Какие же особенности имеют неполные семьи усыновителей? Пойдем по пунктам.
☝️принципиальная сложность выделения четких рисков и ресурсов в неполной семье из-за их субъективного характера
☝️трудности, с которыми сталкивается семья, могут носить схожий с биологическими семьями характер, но однозначно имеют свои нюансы в силу происхождения семьи
☝️в подавляющем большинстве случаев усыновителем выступает женщина по ряду объективных и субъективных причин
☝️ нагрузка за обеспечение и воспитание ребёнка кладётся на одного родителя, что способствует большему эмоциональному выгоранию, чем при распределении нагрузки между партнерами
☝️ ребёнок получает односторонний взгляд на семейную модель
☝️характерно смешение контекста семейных ролей.
☝️ могут быть дополнительные сложности при воспитании ребёнка противоположного пола
☝️ много стыда, страха и недоверия к людям из-за негативного общественного мнения в отношении неполной семьи как на возможно неполноценную, ущербную семью
☝️ у родителя нет или сильно ограничены возможности личной жизни в силу того, что чаще всего все силы родителя сконцентрированы на ребенке, ребёнок становится центром жизни родителя. Увеличивается степень неудовлетворенности родителя своей личной жизнью.
☝️ часто ограничена или даже может отсутствовать поддержка со стороны родных и близких в воспитании ребенка
☝️ воспитание в семье чаще носит авторитарный характер
☝️ родитель мобилизован и лучше расставляет семейные приоритеты
☝️ присутствует более тесный личный и эмоциональный контакт родителя и ребёнка, что иногда является лучшей формой контакта, особенно с усыновленным ребенком
☝️ на внешние препятствия или сложности семья реагирует единым фронтом.

💈Отдельно хотелось бы обратить Ваше внимание на специфически психологические особенности отношений в неполной семье усыновителей:
👉 метафорически можно отметить много тумана, путаницы у родителя в отношениях с людьми в целом, их места в жизни родителя, в понимании семейных ролей, что транслируется ребенку. Такой способ взаимодействия можно охарактеризовать как защиту от непереносимых чувств (возможно, чтобы замаскировать боль и страдание родителя). Взаимодействие с людьми может носить в основном функциональный и прагматичный характер.
👉 непринятие или сильное стеснение при принятии собственных чувств родителя (типа нужно быть сильной, не поддаваться слабостям, развивать мужские качества, нет времени на собственные чувства)
👉"хромает" родительская идентичность, присутствует сложность в принятии своей роли родителя, несмотря на то, что часто это одна из основных мотиваций усыновителя (является фактором сильного напряжения родителя, что служит ужесточению воспитательных мер, как следствие, повышает напряжённость отношений с ребёнком).
👉 акцент в большей мере на воспитание, а не на любовь и чувства между родителем и ребёнком, отношение сводится к воспитанию.
👉 можно предположить дефицит любви и принятия в семье (шлейф может тянуться из родительской семьи усыновителя)
👉 явное преобладание интеллектуализации над другими психологическими защитами.

Данные особенности были выделены мной на протяжении длительного и вдумчивого обсуждения в ходе профессиональной интервизионной работы с командой превосходных специалистов.
Таким образом, я стал ещё больше замечать важность и ценность сопровождения семей усыновителей с точки зрения поддерживающего подкрепления их собственной идентичности, так и с точки зрения развития системы конструктивного родительства в нашей стране и культуре в целом.

Дополнительно о проекте сопровождения семей усыновителей читайте по ссылке
https://rodnye.by/news/proekt-soprovozhdeniya-nepolnykh-semey-pervye-itogi/
О специалистах Центра "Родные люди", к которым могут обратиться семьи усыновителей, можно почитать на сайте
https://rodnye.by/information/honorary-citizens/

Команда психологов «Родные Люди» готова делиться опытом и наращивать этот опыт вместе с вами. Мы готовы приехать в ваш регион с семинаром «Теория и практика сопровождения замещающих семей», можем дистанционно оказать методическую и супервизорскую помощь, готовы рассмотреть ваши предложения о сотрудничестве. ⠀
Наш контакт: [email protected] ⠀
Первый такой семинар мы запланировали на 10 апреля, в Минске. Участие бесплатное. Отправляйте свои контакты на почту, мы пришлём вам официальное приглашение, если это необходимо - и будем рады встрече.



Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Много вопросов про "внутреннего родителя"
  • Воспитание с пониманием или три роли родителя в общении с детьми.
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Родитель для родителя" История Фроси и Малыша
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Об участи родителя в воспитании ребенка.
  • Участие родителя в психотерапии детей: помощь или преграда?
  • Развитие ребёнка начинается с осознавания родителя.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Комплекс отвержения у родителя «трудного» ребёнка.
  • Часть 6. Особенности травмированной матери как родителя
  • Саморазвитие родителя как важная составляющая в воспитании ребенка.
  • Цитата Людмилы Петрановской "Цель родителя - стать ненужным" мои мысли
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 5
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 2
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 4
  • Диктатура "Внутреннего родителя"
  • Как вырастить заботливого и поддерживающего Внутреннего Родителя
  • Опыт приемного родителя
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Каждому ребенку счастливого родителя!
  • Примирительное письмо от родителя ребенку
  • Методика Монтессори. Доводы одного родителя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь