Статья подготовлена для Центра психологической поддержки усыновителей "Родные люди".
По своему роду деятельности я занимался подготовкой кандидатов в замещающие родители, в том числе и в усыновители. Мне интересно, и с познавательной точки зрения, и с профессиональной, как поживают семьи усыновителей после факта усыновления, и чем я могу быть им полезен. Таким образом, я присоединился к команде прекрасных психологов Центра “Родные люди” с целью вести проект сопровождения семей усыновителей.
В ходе работы над проектом я смог лучше понять, на что стоит больше обратить внимание как при сопровождении семей усыновителей, так и при подготовке кандидатов. В частности, лучше осознал потребность родителей, во-первых, в позитивном подкреплении и развитии их родительской идентичности, а во-вторых, в повышении их родительской компетенции в вопросах психоэмоционального и личностного развития депривированных детей. Также эта работа в проекте способствовала повышению моего профессионализма.
💈Какие же особенности имеют неполные семьи усыновителей? Пойдем по пунктам.
☝️принципиальная сложность выделения четких рисков и ресурсов в неполной семье из-за их субъективного характера
☝️трудности, с которыми сталкивается семья, могут носить схожий с биологическими семьями характер, но однозначно имеют свои нюансы в силу происхождения семьи
☝️в подавляющем большинстве случаев усыновителем выступает женщина по ряду объективных и субъективных причин
☝️ нагрузка за обеспечение и воспитание ребёнка кладётся на одного родителя, что способствует большему эмоциональному выгоранию, чем при распределении нагрузки между партнерами
☝️ ребёнок получает односторонний взгляд на семейную модель
☝️характерно смешение контекста семейных ролей.
☝️ могут быть дополнительные сложности при воспитании ребёнка противоположного пола
☝️ много стыда, страха и недоверия к людям из-за негативного общественного мнения в отношении неполной семьи как на возможно неполноценную, ущербную семью
☝️ у родителя нет или сильно ограничены возможности личной жизни в силу того, что чаще всего все силы родителя сконцентрированы на ребенке, ребёнок становится центром жизни родителя. Увеличивается степень неудовлетворенности родителя своей личной жизнью.
☝️ часто ограничена или даже может отсутствовать поддержка со стороны родных и близких в воспитании ребенка
☝️ воспитание в семье чаще носит авторитарный характер
☝️ родитель мобилизован и лучше расставляет семейные приоритеты
☝️ присутствует более тесный личный и эмоциональный контакт родителя и ребёнка, что иногда является лучшей формой контакта, особенно с усыновленным ребенком
☝️ на внешние препятствия или сложности семья реагирует единым фронтом.
💈Отдельно хотелось бы обратить Ваше внимание на специфически психологические особенности отношений в неполной семье усыновителей:
👉 метафорически можно отметить много тумана, путаницы у родителя в отношениях с людьми в целом, их места в жизни родителя, в понимании семейных ролей, что транслируется ребенку. Такой способ взаимодействия можно охарактеризовать как защиту от непереносимых чувств (возможно, чтобы замаскировать боль и страдание родителя). Взаимодействие с людьми может носить в основном функциональный и прагматичный характер.
👉 непринятие или сильное стеснение при принятии собственных чувств родителя (типа нужно быть сильной, не поддаваться слабостям, развивать мужские качества, нет времени на собственные чувства)
👉"хромает" родительская идентичность, присутствует сложность в принятии своей роли родителя, несмотря на то, что часто это одна из основных мотиваций усыновителя (является фактором сильного напряжения родителя, что служит ужесточению воспитательных мер, как следствие, повышает напряжённость отношений с ребёнком).
👉 акцент в большей мере на воспитание, а не на любовь и чувства между родителем и ребёнком, отношение сводится к воспитанию.
👉 можно предположить дефицит любви и принятия в семье (шлейф может тянуться из родительской семьи усыновителя)
👉 явное преобладание интеллектуализации над другими психологическими защитами.
Данные особенности были выделены мной на протяжении длительного и вдумчивого обсуждения в ходе профессиональной интервизионной работы с командой превосходных специалистов.
Таким образом, я стал ещё больше замечать важность и ценность сопровождения семей усыновителей с точки зрения поддерживающего подкрепления их собственной идентичности, так и с точки зрения развития системы конструктивного родительства в нашей стране и культуре в целом.
Дополнительно о проекте сопровождения семей усыновителей читайте по ссылке
https://rodnye.by/news/proekt-soprovozhdeniya-nepolnykh-semey-pervye-itogi/
О специалистах Центра "Родные люди", к которым могут обратиться семьи усыновителей, можно почитать на сайте
https://rodnye.by/information/honorary-citizens/
Команда психологов «Родные Люди» готова делиться опытом и наращивать этот опыт вместе с вами. Мы готовы приехать в ваш регион с семинаром «Теория и практика сопровождения замещающих семей», можем дистанционно оказать методическую и супервизорскую помощь, готовы рассмотреть ваши предложения о сотрудничестве. ⠀
Наш контакт: [email protected] ⠀
Первый такой семинар мы запланировали на 10 апреля, в Минске. Участие бесплатное. Отправляйте свои контакты на почту, мы пришлём вам официальное приглашение, если это необходимо - и будем рады встрече.