«Горечь утрат или эмоциональный аспект перинатальной потери»

Статистика беспощадна: по разным причинам от 10% до 25% беременностей прерываются в период до 3 месяцев. Ежегодно более одной трети всех женщин сталкиваются с перинатальной утратой вследствие выкидыша, мертворождения или младенческой смертности (по данным Росстата за 2016 г. количество перинатальных смертей составило 14 997 чел.). В это число не входят данные по количеству абортов, количеству детей выношенных, но имеющих проблемы со здоровьем, в т.ч. генетического характера.

Перинатальная потеря (утрата) – это смерть ребенка до рождения или в первые семь дней после рождения. Иногда среди женщин, переживших перинатальную потерю, используется выражение «смерть нерожденного». Термин «перинатальная потеря» может означать внутриутробную смерть плода (в том числе в результате замершей беременности), смерть ребенка в родах или в ближайшее время после родов. К перинатальным потерям относят также аборты, особенно аборты по медицинским показаниям, когда врачи настаивают на абортировании нежизнеспособного ребенка.

Наша культура отрицающая смерть и запрещающая эмоции, не научила нас как вести себя перед лицом утраты. Столкнувшись с перинатальной утратой, мы зачастую не знаем, что нужно делать, чтобы не чувствовать себя беспомощными, как «заставить» уйти переживания и найти силы вернуться к «нормальной» жизни? Сколько времени должно пройти или как долго надо горевать женщине после перинатальной утраты?

Каждая перинатальная утрата уникальна для женщины, к сожалению, часто женщина остается одна на один в этой ситуации, вынуждено изолируя себя от «поддержки» близких произносящих «дежурные» фразы: «Не переживай», «Бог дал- Бог взял», «Молодая, родишь еще» и т.д. Утверждения такого характера не только блокируют желание общаться, но и обесценивают горе и сам факт утраты, а также сильные эмоции сопровождающие этот процесс.

Внутри все «замирает», время останавливается и тело на физическом уровне закрывается от мира. Ослабленное стрессом, тело требует непосредственном заботы о себе, физической и эмоциональной поддержки. Без должной поддержки психологическая травма и эмоциональное отреагирование растягиваются во времени. Только после того, как восстановлено физическое тело, появляется возможность восстановления. Фазы проживания утраты не содержат коротких путей, работы «на скорую руку»; каждая из них важна для перехода на следующий уровень процесса горевания.

Работа с перинатальной утратой направлена на поиск выхода; выхода, который поможет жить родителям дальше, не причиняя страданий в первую очередь себе. Элизабет Кюблер-Росс считала горе-даром; даром, который содержит чистые и естественные эмоции, содержащие необъятную печаль недостатка того или кого, мы любили, нехватки и потери того, что мы потеряли. Важно проживать процесс горевания без примесей ограничивающих чувств: вины, обиды, гнева, жалости к себе; тогда горе исцеляется само. Каждый сам находит для себя свое «сито», через которое просеивает эти эмоции; на справится с эти процессом в одиночку тяжело, а иногда и невозможно. С помощью специалиста можно пережить боль и сомнения, научившись открыто выражать и изливать накопленные эмоции.

Согласно последним исследованиям, обнаружено, что наиболее стрессовыми переживаниями являются те, которые связаны с утратой. Но не только стресс, но и характер переживания стресса, это тот фактор. Который в значительной степени увеличивает подверженность заболеваниям и то, как человек реагирует на утрату эмоционально/психологические реакции, определяет и последующие физические реакции тела. Таким образом, женщины, перенесшие перинатальную утрату, находятся в зоне высокого риска; т.к. ощущения, описываемые как «пустота», «отсутствие смысла» и ощущение недостаточной поддержки знакомо практически каждой из них.

Задача специалиста помочь родителям, переживающим перинатальную потерю, осознать, что они находятся в здравом уме и переполняющие их чувства нормальны и нужны им, что они способны выразить и разделить боль утраты. И здесь очень важен целостный подход к исцелению, только рассматривая все аспекты, которые важны для проживания горя, можно восстановить физические и эмоциональные силы, найти ресурсы, которые являются частью каждого из нас.

Выражение своих эмоций может принимать различные формы. Для кого то крик, слезы, написание писем, беседы и визуализация помогают давать волю своим чувствам, кто то находит другие способы вернуть себе покой: через спорт, танец или погружение в мечты. Здесь важно принимать свои эмоции как ценные и научиться высвобождать их без страданий.

Упражнение «Работа с чувством потери»

Для начала этого упражнения необходимо понять, что клиент представляет, думая об утрате. Многие люди думают о свершившейся или предстоящей потере, представляя себе картинку, образ этого человека, причем образ может быть парящим, размытым, нечетким, плоским, прозрачным, либо вместо умершего человека они могут мыс-ленно видеть его могилу. При этом обычно вспоминаются хорошие моменты, как недоступные теперь ресурсы. Необходимо проговорить и проанализировать: какие образы утраты посещают клиента, где в пространстве этот образ находится, его яркость, четкость, объемность, размеры, цвета, есть ли там движения и звуки.

Инструкция: 1. Подумайте о человеке, который уже ушел из вашей жизни, но при мысли о котором вы чувствуете себя хорошо. Вы ощущаете его присутствие или заполненность, но не пустоту. Так же, как и в первом случае, проанализируйте эту картинку, разложив ее на субмодальности: ее местоположение, цвета, размеры, яркость, звуки, объем, движения. Подумайте, чем этот образ отличается от первого. Выявите субмодальные отличия. Например, в первом образе нет движения и звуков, он нечеткий, серые цвета, а во втором образе есть голоса людей, движения, прикосновения, яркие приятные цвета, реальные размеры и т. д.

  • Теперь измените субмодальности первой картинки на субмодальности второй, исходя из тех отличий, которые вы обнаружили. То есть образ утраченного человека будет теперь расположен там же, где и вторая картинка, иметь те же цвета, звуки, движения, размеры, объемность, ощущения.
  • Теперь, думая о приятных моментах общения с этим человеком, постарайтесь понять, что важного, ценного было в ваших с ним отношениях. Что вы получали для себя от этих отношений. Например, одни люди ценят чув-ства надежности, защищенности, интимную сторону от-ношений, другие говорят о качествах взаимопонимания, доверия, творчества, чувства юмора и т. д.
  • Когда вы определите, что создавало ценность ваших отношений, поместите это на отдельной картине в другом месте. Эта картина может быть более абстрактной, изображения могут быть более символическими, но она сохранит суть тех особых переживаний, которые вы испытали, общаясь с этим человеком. Ощутите присутствие в вашей жизни всех этих ценностей, как если бы это происходило с вами сейчас.
  • Теперь на картине, которую вы помещаете в новое место, представьте то, что из этих ценностей вы могли бы перенести в будущее. Каким образом те же самые ценности могут быть удовлетворены общением с другими людьми и какого рода занятия могут приносить вам эти хорошие чувства? Возможно, что картина будет смутной и нечеткой, ведь вы не знаете, кого вы встретите в будущем, но на этой картине вы заметите те же самые значимые для вас образы. Представление о том, каким образом вы можете ощутить те же самые ценности с другим человеком, направит ваше внимание на поиск новых отношений и занятий.
  • Эти новые отношения и занятия можно представить, как некий фильм о себе на уровне образов, звуков, ощущений. Убедитесь в том, что эти новые отношения и занятия не приносят вреда вам и окружающим. Это означает, что вы не выбрали для себя, например, вредные вещества, такие как алкоголь или наркотики, или рискованные виды поведения, такие как азартные игры, быстрая езда на автомобиле и т. д.
  • Теперь возьмите эту картину и размножьте ее, как если бы это была колода карт. При этом каждый раз каждую карту поворачивайте немного иначе, но сохранив при этом все те же приятные образы.
  • Когда вы получите множество картин, представьте, что вы бросаете их в будущее. При этом они рассеиваются повсюду в будущем, одни ближе, другие дальше. Чтобы вы могли почувствовать те ценные вещи, которые будете получать от них в будущем…
  • (Автор: Елена Маркман. Отрывок из книги Е.Маркман «Перинатальная утрата: практикум по арт-терапии»)



    Просмотров: 392
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Помоги себе при переживании утраты,потери близких и отношений с близкими и любимыми.
  • Как пережить горе: этапы утраты (смерть близкого)
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • У Вашей второй половинки когда-то не сложились отношения, а страдаете теперь Вы. Как быть?
  • Утрата. Горе. Потеря. Как после этого жить?
  • Какого цвета наши чувства и эмоции?
  • 5 причин утраты себя и как себе помощь
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Беременность после перинатальной потери
  • Переживание чувства утраты родителями после каминг-аута их ребенка
  • Про смерть, попугаев и развитие навыка проживания утраты.
  • Боль утраты после смерти близкого человека
  • Боль от потери и утраты. Что это значит и как с этим справиться?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Смерть ребенка, развод, потеря близкого, как с этим жить дальше.
  • Зачем нам нужны эмоции? +Практика. Начни с себя или помоги себе сам.
  • Как найти себя и свое призвание. Поможет понять этот фильм
  • История утраты себя: потерять ту, кем могла быть.
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • "Полюби себя" через этапы работы горя/утраты
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Я запрячу боль утраты глубоко в себя…
  • Как мне быть? Как дальше жить? Или что делать с болью утраты!?
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Пять стадий переживания утраты (горя) или путь к принятию. Модель Кюблер-Росс.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь