|
«Горечь утрат или эмоциональный аспект перинатальной потери»Автор статьи: Маркман (Лакомкина) Елена Валерьевна
Статистика беспощадна: по разным причинам от 10% до 25% беременностей прерываются в период до 3 месяцев. Ежегодно более одной трети всех женщин сталкиваются с перинатальной утратой вследствие выкидыша, мертворождения или младенческой смертности (по данным Росстата за 2016 г. количество перинатальных смертей составило 14 997 чел.). В это число не входят данные по количеству абортов, количеству детей выношенных, но имеющих проблемы со здоровьем, в т.ч. генетического характера. Перинатальная потеря (утрата) – это смерть ребенка до рождения или в первые семь дней после рождения. Иногда среди женщин, переживших перинатальную потерю, используется выражение «смерть нерожденного». Термин «перинатальная потеря» может означать внутриутробную смерть плода (в том числе в результате замершей беременности), смерть ребенка в родах или в ближайшее время после родов. К перинатальным потерям относят также аборты, особенно аборты по медицинским показаниям, когда врачи настаивают на абортировании нежизнеспособного ребенка. Наша культура отрицающая смерть и запрещающая эмоции, не научила нас как вести себя перед лицом утраты. Столкнувшись с перинатальной утратой, мы зачастую не знаем, что нужно делать, чтобы не чувствовать себя беспомощными, как «заставить» уйти переживания и найти силы вернуться к «нормальной» жизни? Сколько времени должно пройти или как долго надо горевать женщине после перинатальной утраты? Каждая перинатальная утрата уникальна для женщины, к сожалению, часто женщина остается одна на один в этой ситуации, вынуждено изолируя себя от «поддержки» близких произносящих «дежурные» фразы: «Не переживай», «Бог дал- Бог взял», «Молодая, родишь еще» и т.д. Утверждения такого характера не только блокируют желание общаться, но и обесценивают горе и сам факт утраты, а также сильные эмоции сопровождающие этот процесс. Внутри все «замирает», время останавливается и тело на физическом уровне закрывается от мира. Ослабленное стрессом, тело требует непосредственном заботы о себе, физической и эмоциональной поддержки. Без должной поддержки психологическая травма и эмоциональное отреагирование растягиваются во времени. Только после того, как восстановлено физическое тело, появляется возможность восстановления. Фазы проживания утраты не содержат коротких путей, работы «на скорую руку»; каждая из них важна для перехода на следующий уровень процесса горевания. Работа с перинатальной утратой направлена на поиск выхода; выхода, который поможет жить родителям дальше, не причиняя страданий в первую очередь себе. Элизабет Кюблер-Росс считала горе-даром; даром, который содержит чистые и естественные эмоции, содержащие необъятную печаль недостатка того или кого, мы любили, нехватки и потери того, что мы потеряли. Важно проживать процесс горевания без примесей ограничивающих чувств: вины, обиды, гнева, жалости к себе; тогда горе исцеляется само. Каждый сам находит для себя свое «сито», через которое просеивает эти эмоции; на справится с эти процессом в одиночку тяжело, а иногда и невозможно. С помощью специалиста можно пережить боль и сомнения, научившись открыто выражать и изливать накопленные эмоции. Согласно последним исследованиям, обнаружено, что наиболее стрессовыми переживаниями являются те, которые связаны с утратой. Но не только стресс, но и характер переживания стресса, это тот фактор. Который в значительной степени увеличивает подверженность заболеваниям и то, как человек реагирует на утрату эмоционально/психологические реакции, определяет и последующие физические реакции тела. Таким образом, женщины, перенесшие перинатальную утрату, находятся в зоне высокого риска; т.к. ощущения, описываемые как «пустота», «отсутствие смысла» и ощущение недостаточной поддержки знакомо практически каждой из них. Задача специалиста помочь родителям, переживающим перинатальную потерю, осознать, что они находятся в здравом уме и переполняющие их чувства нормальны и нужны им, что они способны выразить и разделить боль утраты. И здесь очень важен целостный подход к исцелению, только рассматривая все аспекты, которые важны для проживания горя, можно восстановить физические и эмоциональные силы, найти ресурсы, которые являются частью каждого из нас. Выражение своих эмоций может принимать различные формы. Для кого то крик, слезы, написание писем, беседы и визуализация помогают давать волю своим чувствам, кто то находит другие способы вернуть себе покой: через спорт, танец или погружение в мечты. Здесь важно принимать свои эмоции как ценные и научиться высвобождать их без страданий. Упражнение «Работа с чувством потери» Для начала этого упражнения необходимо понять, что клиент представляет, думая об утрате. Многие люди думают о свершившейся или предстоящей потере, представляя себе картинку, образ этого человека, причем образ может быть парящим, размытым, нечетким, плоским, прозрачным, либо вместо умершего человека они могут мыс-ленно видеть его могилу. При этом обычно вспоминаются хорошие моменты, как недоступные теперь ресурсы. Необходимо проговорить и проанализировать: какие образы утраты посещают клиента, где в пространстве этот образ находится, его яркость, четкость, объемность, размеры, цвета, есть ли там движения и звуки. Инструкция: 1. Подумайте о человеке, который уже ушел из вашей жизни, но при мысли о котором вы чувствуете себя хорошо. Вы ощущаете его присутствие или заполненность, но не пустоту. Так же, как и в первом случае, проанализируйте эту картинку, разложив ее на субмодальности: ее местоположение, цвета, размеры, яркость, звуки, объем, движения. Подумайте, чем этот образ отличается от первого. Выявите субмодальные отличия. Например, в первом образе нет движения и звуков, он нечеткий, серые цвета, а во втором образе есть голоса людей, движения, прикосновения, яркие приятные цвета, реальные размеры и т. д. (Автор: Елена Маркман. Отрывок из книги Е.Маркман «Перинатальная утрата: практикум по арт-терапии») Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|