Я начальник, ты …Или секреты эффективного взаимодействия.

Я начальник ты Или секреты эффективного взаимодействия

Часть 1. «Хороший начальник и хороший подчинённый»

            Как выстроить хорошие отношения с подчинённым?

Многие управленцы сталкивались с такой ситуацией, когда, как бы мы не старались построить хорошие взаимоотношения с подчинёнными, получается не совсем то, чего ожидаешь. А если взаимоотношения не эффективные, то и результаты работы «так себе». Почему? Да потому, что уровень взаимодействия руководителя и подчинённого одна из важнейших составляющих управленческого процесса. И именно от эффективности этого взаимодействия во многом зависит какой будет результат.

            Есть ли способы решения этой проблемы? Безусловно. Давайте посмотрим, как работает один из них.

            В качестве базовой используем модель «О`К Коралл» Э. Бёрна и Ф.Эрнста [1]. А на практических примерах увидим, как это работает. Сама модель Э. Бёрна и Ф.Эрнста «О`К Коралл» очень проста. Во взаимодействии между людьми авторами выделены четыре позиции. В оригинале это выглядит так:

  • Я - О`К, Ты - О`К;
  • Я - О`К, Ты – не О`К;
  • Я – не О`К, Ты - О`К;
  • Я не - О`К, Ты не - О`К.

 

Но для лучшего понимания вопроса мы представим модель в более удобном виде:

 

  • (Я - хороший начальник, Ты – хороший подчинённый);
  • (Я - хороший начальник, Ты – плохой подчинённый);
  • (Я - плохой начальник, Ты – хороший подчинённый);
  • (Я - плохой начальник, Ты – плохой подчинённый).

 

Слова «хороший» и «плохой» здесь означают нечто большее, нежели просто мнение о себе и о других. Мы увидим это, рассматривая примеры взаимодействия.

Итак, начальник и подчинённый.

Самой эффективной считается позиция «сотрудничество». То есть такие взаимодействия, которые строятся по принципу «Я – хороший начальник, Ты – хороший подчинённый». На первый взгляд всё очень просто – начальник считает себя хорошим руководителем и своих подчинённых считает хорошими подчинёнными. Но разве вам не приходилось слышать «я к нему относился как к хорошему специалисту и добросовестному работнику, поручил ему задачу, а он..», а далее, как писал Высоцкий, «и добавил пару слов без падежей». На самом деле существует и более драматическое развитие таких отношений. К примеру, коллектив превращается в сообщество, названное М.Е. Литваком «алкогольно – сексуальная группа» [2]. То есть такой коллектив, где «во главу угла» ставятся всевозможные празднования, отмечания значимых и не очень значимых дат. Как правило, с показателями работы в них не всё так хорошо, как хотелось бы.

В чём же проблема? На мой взгляд, проблема в цели взаимодействия. А если точнее, в ответе на вопрос – «а в чём именно мы собрались сотрудничать, если мы ведём речь о рабочем  взаимодействии?». Основная цель рабочего управленческого взаимодействия между начальником и подчинённым – качественное решение производственных задач в установленные сроки. Что бы определить контуры эффективного взаимодействия при такой цели необходимо уточниться, что мы имеем в виду под термином «сотрудничество». Обратимся к М . Кашанову - «сотрудничество характеризуется принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы действий; рациональным распределением функций и ролей с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности» [3].  

Теории вполне достаточно, пора разобраться как это работает на практике. Обозначим возможные установки, которыми может руководствоваться начальник в ситуации «Я – хороший начальник, Ты – хороший подчинённый».

«Я – хороший начальник». Я хороший руководитель, то есть имею достаточные знания и навыки для организации работы коллектива по достижению определённых целей. Я понимаю, что цель достижима и все необходимые ресурсы для этого имеются. Я уверен в своих силах и применяемых методах управления, при этом понимаю, что работаю с людьми, а значит поддержание хорошего морально – психологического климата в группе так же важная задача. Кроме этого, я отдаю себе отчёт в том, что управленческая ситуация будет развиваться в реальности, то есть возможны сбои в процессах, отклонения от плана и прочие нештатные моменты. Я готов действовать по ситуации. И ещё, я понимаю, что процесс сам по себе идти не будет, и для его движения мне необходимо отдавать распоряжения, разъяснять задачи, требовать их исполнения, осуществлять контроль, поощрять и наказывать.

«Ты - хороший подчинённый». Но прежде чем её рассмотреть, небольшое отступление. Чтобы определить качество отношений руководителя к своим подчинённым я иногда задаю немного провокационный вопрос: « А кто Ваши подчинённые ?» . По ответу на него можно сделать некоторые предположения. Если подчинённые в глазах руководителя «лодыри», «бездари», «недотёпы» - какой результат от их работы можно получить? Здесь уместно вспомнить Великого полководца А.В. Суворова. Он называл своих солдат «Чудо - богатыри». Возможно в этом и был один из ключей ко взятию непреступного Измаила.

Ну а теперь к «хорошему подчинённому». В рассматриваемом виде взаимодействия это может значить: подчинённый адекватный, взрослый человек; он приходит на работу что бы выполнять производственные задачи и именно за это получает вознаграждение; я (начальник) хорошо отношусь к нему как к человеку, и уважаю за профессионализм; в моих глазах он обладает необходимыми знаниями и навыками для качественного выполнения своей работы, а если каких то знаний не хватает я готов его научить; он лично отвечает за выполнение порученной ему задачи, и я вправе с него это требовать; я понимаю, что он может быть вспыльчив, иметь свою позицию, и буду на это адекватно реагировать.

При таком позиционировании достижение цели взаимодействия практически гарантированно, да и морально – психологический климат в коллективе будет очень здоровым.

Из практики. При решении бизнес задач мы достаточно часто начинаем именно с проработки вопроса взаимоотношений «начальник – подчинённый». Когда взаимодействия эффективные, и обучение идёт успешнее, и бизнес процессы стоятся быстрее.

Что же касается трёх оставшихся позиций. Многие авторы считают их патологичными или менее эффективными в сравнении с рассмотренной. Не станем спорить с мэтрами, проанализируем их во второй части публикации.

Уверен, материал будет полезен не только управленцам. Ну, а если остались вопросы – обращайтесь.

 
   

  1. Ян Стюарт и Вэнн Джойнс «Современный трансактный анализ» СПб, 1996 г. 330с.
  2. М.Е. Литвак «Командовать или подчиняться» М:. Издательство «Феникс» , 2005 г.
  3. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь,2003 г.


Просмотров: 237
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Начальник - Подчинённый
  • Подчинённый-начальник. Инструкция по применению
  • Если бесит начальник
  • Когда мама не мама, а начальник не начальник.
  • Плохой и хороший контроль
  • Между жалостью и жестокостью: Хороший, плохой, злой
  • Что делать, если ваш начальник давно не поднимал вам зарплату?
  • Что делать, если начальник похож на отца или мать.
  • «Я начальник – ты дурак!» Про взаимоотношения в трудовом коллективе
  • Плохой/хороший человек
  • Если начальник - левша. Нейропсихология на службе наемного работника.
  • Плохой, хороший стресс. Часть 1.
  • Личная ответственность или сам себе начальник
  • Плохой - хороший ребенок.
  • Самооценка, хороший- плохой
  • Плохой хороший психолог
  • Плохой хороший ребенок
  • ХОРОШИЙ «ПЛОХОЙ» ТЕРАПЕВТ
  • Мой плохой хороший папа
  • Хороший/плохой родитель
  • Хороший, плохой, злой
  • Сам себе начальник или работа в «свободном полете»
  • Я хороший. Я плохой. Простыми словами о полярностях
  • Есть ли, наследственные заболевания??? – хороший вопрос…
  • Ты начальник, я дурак... (из протоколов бизнес драмы)
  • «Хороший» и «плохой» родитель. Следствия для взрослых детей.
  • Что такое плохой и хороший стресс? (Мост Перемен, Вып.6 от 07.05.2019)
  • Плохой и хороший полицейский... или Что нам мешает видеть людей реальными
  • Когда начальник мешает работать.
  • Когда начальник портит жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь