Я хороший. Я плохой. Простыми словами о полярностях

Автор статьи: Алиса Меленец

В своей работе гештальт-терапевт много внимания уделяет работе с полярностями.

Полярности - это такие противоположные личностные характеристики, находящиеся, при этом, на одной плоскости - они являются крайними полюсами одного и того же качества личности, как инь и ян:
нежный/грубый, покладистый/настойчивый, трудолюбивый/ленивый, пассивный/активный, альтруистичный/эгоистичный и т.д.

Разделение мира на черное и белое, хорошее и плохое - это упрощенная модель действительности, которая эффективна в детстве, пока еще психика ребенка не способна охватить мир во всех своих неоднозначных и противоречивых проявлениях. Такая модель дает ребенку понятную систему координат, по которой он учится взаимодействовать с миром и окружающими: "чужое брать нельзя", "бить других деток - плохо", "слушаться старших - хорошо" и т.д. В сказках и мультфильмах также используется такая модель: всегда есть злодей и герой, все четко и однозначно.

Однако, такая модель перестает быть эффективной во взрослом возрасте, ведь мир, по сути, не является двухмерным, и мы существуем в системе самых разных отношений: с кем-то мы открыты и приветливы, с кем-то сохраняем дистанцию и прохладу. Так, мы можем поменяться местами в кинотеатре с другом - уступить ему свое, более удобное, из заботы. Но будет очень странно, если наше место нагло займет какой-то незнакомец и откажется уходить, а мы, при этом, будем улыбаться и спрашивать "Здесь Вам удобнее? Ну, хорошо, я рад о Вас позаботиться. Может, хотите поп-корн?".

Возвращаясь к инь и ян, полярности существуют по тому же закону - одно невозможно без другого. Кроме того, чем ближе наш "центр" притягивается к одной из полярных сторон - тем сильнее напряжение в сторону другой. Происходит внутренний конфликт между я-реальным и я-идеальным. Этот конфликт снижает качество жизни, ограничивает свободу и пожирает наши ресурсы - человек теряет силы в борьбе с самим собой и со своим сопротивлением.

Так, человек, завалившийся в полярность трудолюбия - трудоголик, будет не замечать и даже будет избегать своего внутреннего "лентяя", а то и вовсе будет наказывать себя сверхурочными при малейших признаках лени, отказывая себе в отдыхе, пока не "доработается" до хронической усталости или какого-нибудь заболевания. Знаю лично печальную историю "отдохнем на пенсии" - когда человек до пенсии не дожил.

Отсюда может показаться, что гештальт-терапевт в работе "уравновешивает" полярности, возвращая "центр" в точку посередине - но это не совсем так. Абсолютный баланс невозможен в постоянно изменяющейся среде - он также нежизнеспособен и неэффективен как и застревание на одной из полярностей. Ничто в этом мире не статично и мы в том числе, и для выживания нам необходимо меняться и приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Гибкость - условие такого приспособления. Поэтому, гештальт-терапевт в своей работе исследует полярности, с тем, чтобы интегрировать обе противоположные стороны.

Присвоенные противоположности тогда начинают мирно сосуществовать, ресурс, затрачиваемый на подавление этих частей, высвобождается, появляется свобода выбирать стратегию поведения в зависимости от актуальных условий среды, а не из статичных внутренних убеждений и установок, которые эффективны в одних ситуациях и нарушают адаптацию в других.

Так, трудоголик, присвоивший своего внутреннего "лентяя" - научается отдыхать без угрызений совести и восстанавливаться, вместо того, чтобы упахиваться до потери пульса.

Психотерапия делает Вас разным, учит творчески приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.


 

Я хороший Я плохой Простыми словами о полярностях




 


 



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Упрощенная" модель Переживания (для тех, кому пока сложно пользоваться полной моделью)
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • "Унесенные ветром" взглядом расстановщика или почему Скарлетт "такая"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь