Ошибки трансактных аналитиков, или почему не работает трансактный анализ.

Автор статьи: Ольга Светлая

Раз вы читаете эту статью, значит, мне удалось привлечь ваше внимание этим провокативным заголовком)))).

Начну сразу с того, что развею ваши сомнения: трансактный анализ (ТА) отлично работает. Но есть одна очень распространенная ошибка, которую совершают многие трансактные аналитики, из-за которой эффективность ТА существенно снижается, или терапевт и клиент упираются в потолок, и дальше работа не идет.

Кстати, об этой ошибке писали еще Гулдинги в своей книге «Психотерапия нового решения». Но на практике ошибочный подход встречается всё равно часто.

Для того чтобы разобраться, начну с краткого описания основ трансактного анализа (ТА).

В ТА считается, что каждый человек имеет 3 эго-состояния (субличности): Родитель, Взрослый и Ребенок.

Ошибки трансактных аналитиков или почему не работает трансактный анализ

Когда человек находится в эго-состоянии Родитель, он ведет себя, думает и чувствует так, как вели себя по отношению к нему в его детстве его родители, бабушки/дедушки, учителя, воспитатели. В этом эго-состоянии человек либо заботится о ком-то, либо кого-то контролирует/критикует.

В эго-состоянии Ребенок человек ведет себя, думает и чувствует так, как он это делал в детстве. То есть в этом состоянии преобладают детские модели поведения.

В эго-состоянии взрослый человек не привязан к прошлому. Он максимально объективен, анализирует и действует исходя из текущей ситуации.

Работая над собой методом ТА, человек учится осознавать свои эго-состояния, развивает свое эго-состояние Взрослого, решает внутренние конфликты между эго-состояниями, меняет свой жизненный сценарий.

Но в какой-то момент человек упирается в стену. Да, всё осознаю, всё понимаю, но изменить ничего не могу.

Почему такое может произойти?

Приведу примеры, что говорят люди, которые столкнулись с этой проблемой:

  1. «Я пытаюсь вести себя более уверенно при разговоре с начальником, но каждый раз мой Родитель появляется и говорит: «Сиди тихо и не высовывайся»»
  2. «Я пытаюсь быть серьезной и ответственной, но каждый раз вылезает мой Ребенок и начинает говорить о том, что он устал и больше не может, и я всё бросаю и могу лечь спать»
  3. «Мой Взрослый слишком забитый, и ему не хватает сил и желания быть активным, поэтому чаще всего на первый план выходит Ребенок, который начинает манипулировать и добиваться своего обидой на других»

С одной стороны, все три человека проделали отличную работу и превосходно осознают, что с ними происходит и почему.

Почему же не происходят изменения?

Как раз из-за той самой ошибки, о которой я начала говорить в начале статьи.

Распространенная ошибочная позиция: в человеке живут несколько субличностей, которые управляют мной, а моя задача с ними бороться, им помогать, их развивать.

Вот, например, нашла картинку: Как укрепить Взрослого? Это типичный пример использования неверной позиции.



Эта позиция очень четко прослеживается в трех высказываниях, которые я привела выше. Что на самом деле говорят эти люди, если вдуматься:

  1. В первом случае человек говорит, что внутри него живет Родитель, которому он подчиняется и совладать, с которым не может.
  2. Во втором случае внутри человека живет капризный Ребенок и человек вынужден потакать его капризам, так как перевоспитать его не получается
  3. В третьем случае внутри человека идет конфликт между слабым Взрослым и сильным Ребенком. А человек жалуется, что выигрывает чаще всего Ребенок.

То есть все три человека находятся в позиции наблюдателя и смотрят в себя как в аквариум, где обитают Родители, Дети и Взрослые. То есть субличности начинают восприниматься как отдельные личности, которые живут своей собственной независимой жизнью.

Верная позиция в ТА следующая: я чаще всего предпочитаю находиться в таком-то состоянии и в этом состоянии я думаю, чувствую и поступаю так-то. То есть ключевое слово здесь «Я».

Как могут звучать те же самые три суждения, но сформулированные верно:

  1. «Каждый раз, когда я хочу поговорить со своим начальником, я слышу голос своего отца и предпочитаю следовать его предписаниям. Я переключаюсь в эго-состояние Ребенка и веду себя так, как вел себя в детстве»
  2. «Мне привычнее находиться эго-состоянии Ребенка, каждый раз, когда нужно проявить ответственность»
  3. «У меня недостаточно опыта нахождения в эго-состоянии Взрослого, и я не достаточно развил в себе навыки взрослой коммуникации, поэтому я веду себя так, как я научился в детстве»

Сравните эти суждения с предыдущими. В первом случае есть ощущение тупика, безвыходности и вообще бесполезности продолжать попытки. В последних примерах появляется осознание своего собственного вклада в проблему и осознание своей ответственности за сделанный выбор. И тогда становится понятно, какой же выбор сделать и что нужно тренировать в себе, что изменить свою жизнь и получить желаемое.

Первые три формулировки понятны, просты, и люди с удовольствием соглашаются с такой концепцией. Да и трасактному аналитику проще объяснять тему. Легче рассказывать истории про трех персонажей (Родитель, Взрослый и Ребенок), чем осмысливать каждую фразу и размышлять, об ответственности самого человека за те или иные поступки, мысли и чувства.

Гораздо проще исцелять Внутреннего ребенка человека, чем объяснять ему, что он находится в эго-состоянии, в котором он чувствует себя так, как в детстве, и он может научиться лучше себя чувствовать в такие моменты за счет того, что научится себя поддерживать.

Если вы занимаетесь в рамках трансактного анализа, обратите внимание, какие формулировки используете вы. Возможно, пора переходить на более верные формулировки.

 

 

 



Просмотров: 578
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Как поддерживать себя в ресурсном состоянии?
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Каждый человек должен любить себя
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Каждый человек индивидуален, а ребенок — уникален
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Почему человек себя не любит.
  • Почему человек не принимает себя?
  • Каждый человек психолог, но почему это не всегда работает?
  • Почему здоровый человек разрушает сам себя
  • Когда человек теряет себя
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Зависимость и самообман как и почему человек обманывает сам себя
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Почему мой ребенок плохо себя ведет?
  • Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как человек отказывается от самого себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь