Личные границы детей

Психологические границы детей.

Щепихина Д.А.

педагог-психолог

Вопросы безопасности ребенка, безусловно, волнуют каждого родителя. Исследователи выделяют физическую, социальную, информационную, а также психологическую безопасность. Известно, что только в безопасных условиях возможно успешное и эффективное развитие ребенка.

В современных условиях безопасности ребенка угрожает множество ситуаций риска: насилие, буллинг, информационные риски, доступность психоактивных веществ, пропаганда терроризма, экстремизма и суицида. С психологической точки зрения, способность ребенка противостоять данным опасностям, требует от него соответствующих внутренних и внешних ресурсов. Одними из внутренних ресурсов, обеспечивающих безопасность ребенка в небезопасном мире являются осознание своих личных границы и умение их защищать.

В данной статье мы хотим отразить те аспекты, которые помогут ребенку осознать собственные границ и обозначить как установление личных границ в семье способствует безопасности ребенка, в том числе по вопросам сексуальной безопасности.

По данным заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области от 31 января 2019 года:                                                                                         

Увеличилось на 35,5 процента (со 155 до 210) число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе                            в 11 муниципальных образованиях области: г. Архангельске, г. Коряжме, ЗАТО г. Мирный, Вельском, Котласском, Красноборском, Лешуконском, Пинежском, Плесецком, Приморском и Холмогорском районах. Возросло на 6,5 процента (с 31 до 33) число преступлений против нравственности несовершеннолетних.

К сожалению, дети не всегда осознают, что их границы нарушаются, они не доверяют своим ощущениям, не умеют сказать «нет» и не знают куда обратиться за помощью. Одной причин этого является то, что в семье уделяется недостаточное внимание границам ребенка. Родители и окружающие взрослые могут без разрешения прикасаться к ребенку, брать его вещи, просматривать его Интернет – страницы. Взрослые хотят видеть рядом с собой послушного ребенка, который не имеет своего мнения. Но в тоже время ждут, что в опасной ситуации ребенок сможет постоять за себя. К сожалению, послушный ребенок – послушен везде. Поэтому очень важно разобраться в том, что такое границы и как мы можем в семье способствовать развитию их осознания у наших детей.

Психологические границы личности ребёнка — очень важный показатель личностного здоровья и благополучия. Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.

«В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим». (Г. Клауд).

Вы можете познакомиться с распространенными примерами нарушения границ. Возможно вы узнаете себя или своих близких?

  1. Физические: применять физические наказания, заставлять есть, одевать ту или иную одежду, заставлять целоваться и обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или заставлять спать.
  2. Пространственные: «не лазай, не ползай, не бегай» или заходить без стука в комнату ребёнка, заглядывать в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы.
  3. Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать личные вещи без разрешения ребёнка, указывать как пользоваться той или иной вещью.
  4. Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, заставлять слушать то, что ребёнок не хочет, игнорировать и обесценивать его чувства («не злись, не плачь, не ной»), повышать голос, оскорблять, выбирать за ребёнка кружки.
  5. Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленно выполнения, следовать именно вашему плану: «сначала обязательно сделай уроки».

С целью профилактики нарушения границ в семье, вы можете начать выполнять простые рекомендации:

  • уважайте и принимайте право ребенка иметь свое мнение;
  • позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые относятся к границам ребенка
  • разрешайте иметь, принимать и выражать все без исключения чувства, учите ребенка распознавать свои чувства и чувства других;
  • позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
  • учите ребёнка планировать дела и старайтесь придерживаться режима;
  • давайте возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как он хочет;
  • четко говорите «нет» и соблюдайте договоренности;
  • исключите физические наказания, крики, оскорбления;
  • никогда не сравнивайте ребёнка с другими;
  • не вторгайтесь в жизнь ребёнка под предлогом заботы.

Каждый родитель хочет для своего ребенка безопасного и комфортного будущего. Будущего, в котором, на предложенные наркотики он скажет «нет», где в случае психологического давления и опасности сможет за себя постоять, где он никогда и ни при каких обстоятельствах не подвернется обману или насилию. Для этого ребенку важно иметь круг близких людей, которым он может доверять. Всем, кто находится за пределами круга, ребенок ничего не должен и не обязан. Поэтому научите ребенка, что незнакомые взрослые никогда не должны обращаться за помощью к детям, а ребенок имеет права им отказывать. Можете сделать и обсудить с ребенком следующее упражнение:

Возьмите чистый лист бумаги.

1.Нарисуйте в середине жирную точку. Это место – вы, ваше личное пространство.

  • Нарисуйте вокруг этой точки круг – это ваша семья, родители и дети.
  • Это те, кого надо слушаться, с кем безопасно, кто может вас обнимать, целовать и к кому нужно обращаться за помощью, чтобы ни случилось. Те, кому нужно помогать.

  • Нарисуйте вокруг точки небольшой круг. Это – зона близких родственников, первый круг доверия. Бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры — впишите сюда всех, ко­му вы сами доверяете.
  • С этими людьми тоже безопасно, с ними ну­жно быть вежливым, отвечать на расспросы, можно разрешать се­бя обнимать, целовать — если хочется. Можно принимать угощения, подарки, помогать. Но, если кто-то из них предлагает куда-то идти, — сначала нуж­но спрашивать разреш­ение у родителей. Если бабушка говорит одно, а мама — другое, мамино слово в приоритете.

  • Следующий круг доверия – это воспитатели, учителя, тренеры, друзья родителей, друзья детей.
  • Люди, с которым важно быть вежливыми, можно разговаривать, но на подробные рассп­росы о семье можно не отвечать. Чтобы куда-то пойти с кем-то из них — обязательно нужно разрешение родителей. Можно принимать угощения. Прикасаться эти люди могут, только если ребе­нок не против. Помогать им можно, если помощь по силам ребенку.

  • Еще один круг — соседи, врачи, дальние знакомые, продавцы и т.п.
  • С ними важно быть вежливым (здороваться, прощаться и говорить спасибо). На расспросы можно не отвечать. Принимать угощения — если ро­дители разрешат. Тро­гать ребенка могут только по необходимости в присутствии родителя (врачи).

    Никуда уходить с ними нельзя. Люди из этого круга обычно не просят помощи у детей, если это происходит — обязательно рассказать родителям.

  • За этим кругом находятся все остальным люди.
  • С ними можно не разговаривать. Ни в коем случае не принимать угощений и подарков, никуда не уходить, отказываться, если просят ребенка о помощи. В нормальной ситуации взрослый не будет просить незнакомого ребенка помочь ему, он должен обратиться к другому взрослому.

    Рис.1 Круги близости

    Подробнее о личных границах вы можете прочитать в книге "Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности" Генри Клауд, Джон Таунсенд.

    Но очень важно уже сейчас представить своего ребенка отдельной личностью, со своими мыслями, чувствами и желаниями. Первыми людьми, которые научат ребенка любви к себе станете, вы, уважаемые родители.

     Личные границы детей



    Просмотров: 308
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Борцы с режимом: нужно ли заставлять ребенка есть и спать по часам?
  • Психологические границы и личное пространство ребенка.
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как не нарушать границы своего ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Если муж не хочет ребенка … Часть 1
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как научить ребенка обозначать свои границы.
  • Если вы оскорбили своего ребенка...
  • А если я не люблю своего ребенка?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Границы ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Границы и ожидания от ребенка
  • Личностные границы ребенка
  • Как сформировать у ребенка здоровые границы?
  • Пример, как устанавливать границы для ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь