|
Личные границы детейАвтор статьи: Щепихина Дарья Алексеевна
Психологические границы детей. Щепихина Д.А. педагог-психолог Вопросы безопасности ребенка, безусловно, волнуют каждого родителя. Исследователи выделяют физическую, социальную, информационную, а также психологическую безопасность. Известно, что только в безопасных условиях возможно успешное и эффективное развитие ребенка. В современных условиях безопасности ребенка угрожает множество ситуаций риска: насилие, буллинг, информационные риски, доступность психоактивных веществ, пропаганда терроризма, экстремизма и суицида. С психологической точки зрения, способность ребенка противостоять данным опасностям, требует от него соответствующих внутренних и внешних ресурсов. Одними из внутренних ресурсов, обеспечивающих безопасность ребенка в небезопасном мире являются осознание своих личных границы и умение их защищать. В данной статье мы хотим отразить те аспекты, которые помогут ребенку осознать собственные границ и обозначить как установление личных границ в семье способствует безопасности ребенка, в том числе по вопросам сексуальной безопасности. По данным заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области от 31 января 2019 года: Увеличилось на 35,5 процента (со 155 до 210) число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе в 11 муниципальных образованиях области: г. Архангельске, г. Коряжме, ЗАТО г. Мирный, Вельском, Котласском, Красноборском, Лешуконском, Пинежском, Плесецком, Приморском и Холмогорском районах. Возросло на 6,5 процента (с 31 до 33) число преступлений против нравственности несовершеннолетних. К сожалению, дети не всегда осознают, что их границы нарушаются, они не доверяют своим ощущениям, не умеют сказать «нет» и не знают куда обратиться за помощью. Одной причин этого является то, что в семье уделяется недостаточное внимание границам ребенка. Родители и окружающие взрослые могут без разрешения прикасаться к ребенку, брать его вещи, просматривать его Интернет – страницы. Взрослые хотят видеть рядом с собой послушного ребенка, который не имеет своего мнения. Но в тоже время ждут, что в опасной ситуации ребенок сможет постоять за себя. К сожалению, послушный ребенок – послушен везде. Поэтому очень важно разобраться в том, что такое границы и как мы можем в семье способствовать развитию их осознания у наших детей. Психологические границы личности ребёнка — очень важный показатель личностного здоровья и благополучия. Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ. «В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим». (Г. Клауд). Вы можете познакомиться с распространенными примерами нарушения границ. Возможно вы узнаете себя или своих близких?
С целью профилактики нарушения границ в семье, вы можете начать выполнять простые рекомендации:
Каждый родитель хочет для своего ребенка безопасного и комфортного будущего. Будущего, в котором, на предложенные наркотики он скажет «нет», где в случае психологического давления и опасности сможет за себя постоять, где он никогда и ни при каких обстоятельствах не подвернется обману или насилию. Для этого ребенку важно иметь круг близких людей, которым он может доверять. Всем, кто находится за пределами круга, ребенок ничего не должен и не обязан. Поэтому научите ребенка, что незнакомые взрослые никогда не должны обращаться за помощью к детям, а ребенок имеет права им отказывать. Можете сделать и обсудить с ребенком следующее упражнение: Возьмите чистый лист бумаги. 1.Нарисуйте в середине жирную точку. Это место – вы, ваше личное пространство. Это те, кого надо слушаться, с кем безопасно, кто может вас обнимать, целовать и к кому нужно обращаться за помощью, чтобы ни случилось. Те, кому нужно помогать. С этими людьми тоже безопасно, с ними нужно быть вежливым, отвечать на расспросы, можно разрешать себя обнимать, целовать — если хочется. Можно принимать угощения, подарки, помогать. Но, если кто-то из них предлагает куда-то идти, — сначала нужно спрашивать разрешение у родителей. Если бабушка говорит одно, а мама — другое, мамино слово в приоритете. Люди, с которым важно быть вежливыми, можно разговаривать, но на подробные расспросы о семье можно не отвечать. Чтобы куда-то пойти с кем-то из них — обязательно нужно разрешение родителей. Можно принимать угощения. Прикасаться эти люди могут, только если ребенок не против. Помогать им можно, если помощь по силам ребенку. С ними важно быть вежливым (здороваться, прощаться и говорить спасибо). На расспросы можно не отвечать. Принимать угощения — если родители разрешат. Трогать ребенка могут только по необходимости в присутствии родителя (врачи). Никуда уходить с ними нельзя. Люди из этого круга обычно не просят помощи у детей, если это происходит — обязательно рассказать родителям. С ними можно не разговаривать. Ни в коем случае не принимать угощений и подарков, никуда не уходить, отказываться, если просят ребенка о помощи. В нормальной ситуации взрослый не будет просить незнакомого ребенка помочь ему, он должен обратиться к другому взрослому. Рис.1 Круги близости Подробнее о личных границах вы можете прочитать в книге "Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности" Генри Клауд, Джон Таунсенд. Но очень важно уже сейчас представить своего ребенка отдельной личностью, со своими мыслями, чувствами и желаниями. Первыми людьми, которые научат ребенка любви к себе станете, вы, уважаемые родители. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|