|
Стадии коучинга в обученииАвтор статьи: Давиденко Сергей Витальевич
Задача коучинга – сделать деятельность более эффективной! И если речь идёт про коучинг обучения, то и задача коучинга здесь – сделать обучение более эффективным, помочь «научиться учиться». Если рассматривать коучинг обучения как процесс, то можно выделить ряд последовательных стадий в процессе коучинга: Стадия 1. Сбор диагностической информации и анализ этой информацииНа этой стадии необходимо определить – насколько выражена у клиента потребность в обучении. Невозможно клиента заставить учиться, если у него нет мотивации к обучению! Также смотрим: И выясняем, какие стили обучения для него наиболее предпочтительны. Стадия 2. Планирование принципов ответственностиХочу обратить ваше внимание на то, что в коучинге, по какому-то странному стечению обстоятельств, эта стадия часто пропускается. На самом деле сложно добиться значимых результатов в обучении, пока индивид не принял ответственность за своё обучение или развитие. Тем не менее, и сами коучи могут игнорировать этот факт по той простой причине – коучинг ведь идёт. Клиент чего-то делает. И, в принципе, платит деньги. Если вы исключаете эту стадию из процесса, то получается обучение ради обучения, процесс ради процесса. А эффективность такого коучинга будет невысокой, к сожалению. Поэтому при формировании плана личного развития основное участие принимает сам клиент. Коуч не может дать клиенту план развития и сказать примерно следующее: «Я знаю, что тебе надо, вот тебе план – занимайся по нему». Такой подход вряд ли сработает. Коуч в процессе составления личного плана развития помогает клиенту в следующем: - помогает выявить зоны развития клиента, исходя из собственного видения ситуации. Но не навязывает своё видение ситуации. - помогает клиенту структурировать процесс создания личного плана развития. При составлении плана личного развития коуч может предложить клиенту ответить на ряд вопросов: - какую цель ставит перед собой клиент? Стадия 3. Реализация плана обучения (развития)При реализации плана коуч старается использовать стиль обучения и техники, которые больше всего подходят данному клиенту. Если у клиента хорошо развито образное мышление и он с лёгкостью представляет образы, то вы можете использовать техники коучинга, основанные на символ-драматических техниках или техниках эмоционально-образной терапии. Для аудиала более предпочтительным будет метод беседы, например. Кинестетики любят конструировать и делать модели руками, что так же можно использовать, трансформируя стандартные техники коучинга под них. При реализации плана обучения необходимо планировать и время обучения. Для этого составьте календарный план, в котором обозначьте даты ваших встреч, сколько времени вы отводите на каждую встречу и общую протяженность процесса (другими словами, сколько недель или месяцев займет коучинг). Если не планировать время обучения и пускать этот процесс на самотёк, то интерес к процессу может угаснуть и достигнуть результата не получится. Стадия 4. Оценка достижения целиДля иллюстрации этой стадии хорошо подходит модель T.O.T.E. из НЛП. Конечно, совсем не обязательно использовать техники и модели НЛП в коучинге, вы можете использовать те инструменты, которыми владеете в достаточной степени. Название модели T.O.T.E. образовано от первых букв: «Test – Operate – Test – Exit». Представьте ракету с самонаведением (пусть это будет исследовательская ракета, которая летит на Марс). Сначала вы нацеливаете эту ракету на цель (Test), затем запускаете (Operate). По истечении фиксированного промежутка времени (например 10 минут) сверяете – насколько ракета отклонилась от курса (Test). Если ракета долетела до цели – выход (Exit). Иначе делаем корректировку курса (Operate). И таким образом алгоритм работает пока ракета не достигнет курса. T.O.T.E. очень интересная и продуктивная модель и, несмотря на свою простоту, помогает сделать процесс достижения цели эффективным! Для оценки результатов достижения цели вам помогут следующие контрольные вопросы:
Приглашаю вас на бесплатный Интенсив "Креативность - на старт!", где будем разбирать препятствия, мешающие вам проявлять вашу креативность в полную силу! Три дня, общение в свободном временном формате. Короткие блоки теории (видео) + упражнения и обратная связь! Интенсив "Креативность - на старт!" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|