"Он кусает мою грудь"

 Дети, которые кусаются, – совсем не редкость. Правда, в каждом возрасте для этого есть своя причина. Для родителей главное – ее обнаружить.
Первые укусы приходятся па период грудного вскармливания. Младенец прикусывает грудь – мама является как бы частью "порционного" блюда, его продолжением, если можно так выразиться. Что делать? Понятна будет непроизвольная реакция оттолкнуть малыша, громко крикнуть: "Нельзя!" Но лучше этого не делать – кроха может сильно испугаться, вплоть до отказа от груди. Если вы чувствуете, что малыш собирается сомкнуть зубы на вашем соске или, того хуже, уже сделал это - легонько прижмите его нос к груди. Рефлекторно он откроет рот шире, чтобы дышать. При этом повторяйте строгим ровным голосом: "Мне больно!" Главное - не пытайтесь вырваться, это чревато травмами соска. Кормление же стоит продолжить чуть-чуть позже. Совершайте эти манипуляции каждый раз, и ребенок поймет, что это влечет за собой задержку пищи. Иногда причиной укусов может быть прорезывание зубов. В этот период малыш кусает и игрушки, и мамину грудь. Проконсультируйтесь у педиатра, он посоветует специальные гели для десен и игрушки-прорезыватели.
Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!
Двухлетний малыш начинает вас жарко целовать, а заканчивается все довольно сильными укусами? Дело в том, что кусание - реакция врожденная, которая служит и для выражения эмоций. В вашем случае - положительных. Конечно, родителям потребуется такт и терпение, чтобы объяснить крохе, что укусы - нежелательный способ выражения нежности и любви. И конечно же, нужно обезопасить себя - отвернуться, защититься рукой. Дети осваивают новые формы поведения через подражание взрослым. А вспомните, сколько раз вы ласково покусываете своего ненаглядушку за ручки, ножки, попочку. А для ребенка любое поведение, исходящее от источника подражания (в данном случае от родителей), - нормально. Разница в том, что в столь нежном возрасте малютка еще не знает возможностей своего тела, соответственно не имеет представления о том, какие ощущения испытывает другой человек. Так что кусается малыш исключительно "от полноты чувств", у него и в мыслях нет, что маме больно. Ведь, когда вы его легонько покусываете, он испытывает исключительно положительные эмоции! Поэтому, если кроха точит о вас свои зубки, покажите, насколько это неприятно. Скажите: "Ой-ой-ой, как же маме больно, никогда так больше не делай!" Отстранитесь от ребенка, состройте гримасу боли, только не переусердствуйте. Предложите ему попробовать укусить самого себя (собственный палец, руку) с той же силой. Пусть ощутит, насколько это больно. Только не надо самой "набрасываться" на ребенка с укусами. Вы добьетесь обратного эффекта – узаконите в его представлении такой способ выражения чувств. Получается двойной стандарт: вам можно, а ему нельзя. Кроме того, лозунг: "Если ты кусаешься я тоже буду кусаться" может понравиться темпераментному малышу, который будет воспринимать его как подвижную "игру". Не стоит его провоцировать.
ПРОСТО ЭМОЦИИ...
Иногда ребенок кусается, пытаясь выразить таким образом свои отрицательные эмоции (устал, перевозбудился, не может заснуть). Предложите ему другой способ выплеснуть энергию – укусить подушку. Но иногда малыши так заигрываются, что забывают о всяческих нормах поведения. Трехлетний Даня уже несколько дней "собака". На свое имя не отзывается, все свои фразы сопровождает рычанием. Проходя, точнее, проползая на четвереньках мимо мамы и папы, кусает их за ноги, руки, кусает, когда его целуют на ночь. Укусы не болезненны, но довольно ощутимы. Понятно, что поведение Дани нельзя считать патологическим – ребенок находится в игровом образе. Как же поступить в этом случае? Объяснения типа: "Кусаются собаки, а люди -нет" – бесполезны в данном случае. Обязательно нужно сказать ребенку, что он причиняет боль, но не стоит создавать эмоциональный ажиотаж вокруг подобных случаев, когда причина "кусачества" лежит в плоскости игры. Иногда в поведении малышей срабатывает механизм подражания. Если вдруг кроха ни с того ни с сего стал кусать родителей или других малышей на детской площадке или в саду, выясните, не появился ли у него новый друг. Вполне возможно, что ребенок, желая во всем походить на приятеля, перенял этот способ поведения, совершенно не задумываясь о его последствиях. Но иногда укусы становятся проявлением детского насилия. Вот только что девочки играли вместе, а через секунду одна вскочила и укусила подружку. Повод ничтожный: "Она говорит пискляво". Большинство детей до пяти лет довольно эгоцентричны, далеко не всем доступно сочувствие к другим людям. Кроме того, отсутствует и понимание последствий своего действия.
Такие проявления агрессии должны заставить родителей серьезно задуматься над обстановкой в семье. Психологический дискомфорт возникает в самых разных случаях, и его специфика зависит от возраста ребенка.
В первый год жизни очень существенна потребность в эмоциональном контакте с матерью. От этого зависит физическое и психологическое благополучие ребенка. Если мама игнорирует его плач, редко берет па руки, у малыша не формируется базового чувства защищенности, которое важно для дальнейшего психологического развития человека. Основа самооценки, ощущения себя как человека, достойного любви, закладывается именно в этом возрасте. Дети, чувствующие свою неполноценность (именно так они трактуют отсутствие любви), самоутверждаются в детском коллективе и в собственной семье с помощью агрессии (укусов). Иногда детскую агрессию порождает агрессия взрослых. Часто при беседе с родителями "кусачего" малыша выясняется, что наказание ремнем – ежедневная практика. Неудивительно, что ребенок вымещает свою обиду за унижение и злость на других детях, кусая их. Укусы ребенка - сигнал для родителей "я в беде!". Двухлетняя Настя из благополучной семьи кусала и бабушку, и няню, стоило им только подойти к ней. Это, естественно, вызывало бурную реакцию: крики, отлучение от игрушек, шлепки. Чтобы понять причину такого поведения, пришлось долго беседовать с родителями девочки, занятыми деловыми людьми. Выяснилось, что в день мама проводит с дочкой в общей сложности 20-30 минут, а папа и того меньше. А ведь к двум годам у крохи происходит осознание своего "я" формируется чувство принадлежности к своей семье. Этот процесс протекает благоприятно только при хорошем эмоциональном контакте малыша с мамой и папой. Причина агрессивности девочки заключалась в том, что ей остро не хватало любви и заботы родителей. И она выбрала такой способ обращать на себя внимание. К счастью, мама приняла рекомендации проводить с Настей больше времени и даже уволилась с работы, хотя это было существенной потерей для семейного бюджета. Надо ли говорить, что Настя перестала кусаться?
МАМА, Я БОЮСЬ...
Для раннего возраста характерна боязнь физической боли. В этом случае укусы могут стать для крохи средством победить свой страх. Ребенок отождествляет себя с тем, кого боится, таким образом приобретая его страшную силу. Показательна история пятилетнего Андрея, которого сильно испугала собака. На следующий день он сам укусил малыша на детской площадке. К счастью, мама разобралась в ситуации, и, благодаря игре "в собаку" и прогулкам в парке среди собачников, ребенок избавился от своей боязни.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
Принимать меры надо только после того, как вы поговорите с ребенком, выясните, чем наполнен его мир. Если ваш малыш укусил другого ребенка, проявите повышенное внимание и сочувствие к жертве. Обидчику сразу же, не откладывая, надо разъяснить, почему нельзя кусаться вне зависимости от испытываемых чувств. Запрет должен быть твердым, постоянным, а выбранная мера наказания (например, сразу же уходить с детской площадки) – всегда неукоснительной. Если вы отказались купить обещанную игрушку, не стоит дарить ее через два дня. Словами, мимикой, жестами дайте понять, что вы недовольны поведением ребенка. Обычно дети дорожат расположением родителей. Реагировать на укусы надо каждый раз и выражать свою реакцию четко и ясно. Но также важно разобраться в причинах того, что произошло.
У всех детей разный тип нервной системы, разные жизненные обстоятельства, все индивидуально. Поэтому, в каком бы возрасте ни проявилось "кусачество", лучшее, что вы можете сделать, - обратиться к детскому психологу. В любом случае подобное поведение – знак душевного неблагополучия малыша, в причинах которого надо разбираться.
© Надежда Свибильская, психолог
Статья "Кусака-раскусака". — "Лиза. Мой ребёнок" — 2003 №10.





Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь