|
Диалог с психологом и разговор "по душам". В чем разница?Автор статьи: Андрей Зубков
Мне часто задают вопросы: «Чем отличается диалог с психологом от разговора «по душам» с друзьями/родственниками?» и «Можно ли только с помощью диалога решать внутренние проблемы?». Сегодня я попробую сформулировать ответы.
Дело еще в том, что когда я, например, иду на стрижку, то получаю на выходе проведенную ножницами работу, и могу тут же увидеть результат. В кабинете у психолога работа идёт с внутренним миром и оценить её итог можно только по собственным ощущениям: «Мне стало легче», «Я стал увереннее», «Проблема решена». Поэтому неудивительно, что сформулировать результат достаточно сложно, а уж описать то, что происходит – практически невозможно, и это может вызывать недоверие. «Просто поговорить» можно и с родными/друзьями. Чем отличается обычные разговоры от «терапевтических»? Давайте разбираться. Как и обычно мои рассуждения не претендуют на 100% истину и глубоко индивидуальны. Я рассказываю только о своём опыте личной терапии, и опыте работы с клиентами. У других психологов может быть иной подход, а у вас другой результат и это нормально. В своей практике я опираюсь на знания Транзактного Анализа и Клиент-центрированной терапии К. Роджерса и НЕ использую другие направления. Основой для продуктивного диалога является глубокий контакт между клиентом и психологом. Терапевт создаёт определенные условия для того, чтобы клиент мог постепенно открывать чувства, анализировать поведение и решать проблемы. Условия включают в себя: 1. Эмпатию 2. Безусловное-положительное принятие 3. Конгруэтность. Давайте разберём каждый из пунктов и рассмотрим, каким образом он приводит к решению проблемы с помощью диалога. 1. Эмпатия – это способность переживать чувства клиента как свои собственные. Она основывается не столько на схожем опыте консультанта, сколько на его осознанности и чувствительности. Часто бывает, что клиенту в начале консультирования сложно назвать эмоции: «Я что-то чувствую, но понять не могу». В этом случае мне помогает навык эмпатического отражения, когда я внутренним чутьём осознаю, что происходит с клиентом и могу воспроизвести его состояние вслух. Например: «У меня есть ощущение, что вы сильно тревожитесь», или описать метафорично: «Для меня это похоже на то, как будто вы спрятались от чужого внимания и боитесь показать себя». Ответом на такую фразу будет согласие или уточнение. В результате клиент начинает осознавать, а впоследствии активно проявлять свои чувства. Совершенно естественно, что эта работа проходит в режиме диалога, так как важно обозначить то, что раньше было скрыто. Проявление чувств может быть как тихим и подавленным, так резким и нападающим. Клиент может смело выражать гнев, так как находится в обстановке безусловного-положительного принятия. И это пункт номер 2. 2. Безусловно-положительное принятие. Мне, как консультанту, важна в первую очередь личность клиента. Поведение, чувства, мысли – только грани личности, которые в сумме всё равно меньше, чем целое. В консультировании создаются поддерживающие отношения, где клиент будет чувствовать уважение и принятие. Это приводит к тому, что человек со временем осознаёт свои истинные желания и эмоции и озвучивает их, так как знает, что они не будут осуждаться или критиковаться (кроме саморазрушающих действий, разумеется, и даже их я стараюсь останавливать без лишней критики). Некоторые клиенты получают такой опыт поддержки впервые в жизни, так как родители и/или общество разрешали проявлять себя только определенным образом. Конечно, речь идет не про «Я одобряю любые ваши поступки». Необходимо отличать человека от его поступков и обращать внимание на то, что личность в течение жизни находится в процессе становления. Промахи и ошибки на пути – естественное явление, поэтому важно уметь поддержать личность, которая их совершает. И вдохновить на новые действия и изменения. И, да, я вместе с вами буду радоваться победам и грустить от поражений. И это пункт номер 3. 3. Конгруэнтность. Это умение консультанта отражать то, что действительно происходит в контакте между ним и клиентом. Если я не понимаю чувств человека напротив, то я скажу об этом, а не буду строить из себя «всезнающего психолога». Если мне грустно или смешно от слов клиента, я не стану строить «Poker-face», а открыто озвучу свои чувства. Благодаря конгруэнтности формируется доверие, и впоследствии клиент может научиться спонтанному проявлению чувств. В таком контакте энергия свободно движется между собеседниками, не застревая под «масками». Естественно, что такой формат может быть проявлен только в диалоге. Итог. Диалог с психологом – это не просто разговор «по душам». Это сложный процесс, который включает себя создание условий для осознавания и проживания чувств, и приводит к лучшему пониманию себя и своего поведения. Это разговор с клиентом о его внутреннем мире на понятном языке. И если у вас есть друг, который может регулярно делать это для вас, я очень завидую вам. Но это только база, без которой вообще сложно создать поддерживающие отношения. Поэтому не стоит недооценивать «терапевтические» разговоры, так как кроме них, у нас нет другого способа поделиться тем, что у нас внутри здесь и сейчас. Спасибо за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|