Диалог с психологом и разговор "по душам". В чем разница?

Автор статьи: Андрей Зубков
Мне часто задают вопросы: «Чем отличается диалог с психологом от разговора «по душам» с друзьями/родственниками?» и «Можно ли только с помощью диалога решать внутренние проблемы?». Сегодня я попробую сформулировать ответы.
 
Дело еще в том, что когда я, например, иду на стрижку, то получаю на выходе проведенную ножницами работу, и могу тут же увидеть результат. В кабинете у психолога работа идёт с внутренним миром и оценить её итог можно только по собственным ощущениям: «Мне стало легче», «Я стал увереннее», «Проблема решена». Поэтому неудивительно, что сформулировать результат достаточно сложно, а уж описать то, что происходит – практически невозможно, и это может вызывать недоверие. «Просто поговорить» можно и с родными/друзьями. Чем отличается обычные разговоры от «терапевтических»? Давайте разбираться.
 
Как и обычно мои рассуждения не претендуют на 100% истину и глубоко индивидуальны. Я рассказываю только о своём опыте личной терапии, и опыте работы с клиентами. У других психологов может быть иной подход, а у вас другой результат и это нормально. В своей практике я опираюсь на знания Транзактного Анализа и Клиент-центрированной терапии К. Роджерса и НЕ использую другие направления. 
 
Основой для продуктивного диалога является глубокий контакт между клиентом и психологом. Терапевт создаёт определенные условия для того, чтобы клиент мог постепенно открывать чувства, анализировать поведение и решать проблемы. Условия включают в себя:
1. Эмпатию
2. Безусловное-положительное принятие
3. Конгруэтность.
Давайте разберём каждый из пунктов и рассмотрим, каким образом он приводит к решению проблемы с помощью диалога.
 
1. Эмпатия – это способность переживать чувства клиента как свои собственные. Она основывается не столько на схожем опыте консультанта, сколько на его осознанности и чувствительности. Часто бывает, что клиенту в начале консультирования сложно назвать эмоции: «Я что-то чувствую, но понять не могу». В этом случае мне помогает навык эмпатического отражения, когда я внутренним чутьём осознаю, что происходит с клиентом и могу воспроизвести его состояние вслух. Например: «У меня есть ощущение, что вы сильно тревожитесь», или описать метафорично: «Для меня это похоже на то, как будто вы спрятались от чужого внимания и боитесь показать себя». Ответом на такую фразу будет согласие или уточнение. В результате клиент начинает осознавать, а впоследствии активно проявлять свои чувства. Совершенно естественно, что эта работа проходит в режиме диалога, так как важно обозначить то, что раньше было скрыто. Проявление чувств может быть как тихим и подавленным, так резким и нападающим. Клиент может смело выражать гнев, так как находится в обстановке безусловного-положительного принятия. И это пункт номер 2.
 
2. Безусловно-положительное принятие.
Мне, как консультанту, важна в первую очередь личность клиента. Поведение, чувства, мысли – только грани личности, которые в сумме всё равно меньше, чем целое. В консультировании создаются поддерживающие отношения, где клиент будет чувствовать уважение и принятие. Это приводит к тому, что человек со временем осознаёт свои истинные желания и эмоции и озвучивает их, так как знает, что они не будут осуждаться или критиковаться (кроме саморазрушающих действий, разумеется, и даже их я стараюсь останавливать без лишней критики). Некоторые клиенты получают такой опыт поддержки впервые в жизни, так как родители и/или общество разрешали проявлять себя только определенным образом. Конечно, речь идет не про «Я одобряю любые ваши поступки». Необходимо отличать человека от его поступков и обращать внимание на то, что личность в течение жизни находится в процессе становления. Промахи и ошибки на пути – естественное явление, поэтому важно уметь поддержать личность, которая их совершает. И вдохновить на новые действия и изменения. И, да, я вместе с вами буду радоваться победам и грустить от поражений. И это пункт номер 3.
 
3. Конгруэнтность.
Это умение консультанта отражать то, что действительно происходит в контакте между ним и клиентом. Если я не понимаю чувств человека напротив, то я скажу об этом, а не буду строить из себя «всезнающего психолога». Если мне грустно или смешно от слов клиента, я не стану строить «Poker-face», а открыто озвучу свои чувства. Благодаря конгруэнтности формируется доверие, и впоследствии клиент может научиться спонтанному проявлению чувств. В таком контакте энергия свободно движется между собеседниками, не застревая под «масками». Естественно, что такой формат может быть проявлен только в диалоге.
 
Итог.
Диалог с психологом – это не просто разговор «по душам». Это сложный процесс, который включает себя создание условий для осознавания и проживания чувств, и приводит к лучшему пониманию себя и своего поведения. Это разговор с клиентом о его внутреннем мире на понятном языке. И если у вас есть друг, который может регулярно делать это для вас, я очень завидую вам. Но это только база, без которой вообще сложно создать поддерживающие отношения. Поэтому не стоит недооценивать «терапевтические» разговоры, так как кроме них, у нас нет другого способа поделиться тем, что у нас внутри здесь и сейчас.

 
Спасибо за внимание.


Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Как может помочь «просто разговор» с психологом?!
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Фрагмент диалога с клиентом-психологом
  • Моя граница с клиентом... Или - можно ли быть «друзьями» в терапевтическом контакте
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Прогноз может быть только удачным.
  • Почему зависть может быть только черной
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Ловушки в отношениях. "Я могу положиться только на себя"
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Почему друг не может быть психологом, а психолог другом
  • Что клиент не может сделать сам?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Не могу выражать свои чувства.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь