Майндфулнесс для детей

Автор статьи: Нателла Дубашидзе

Многочисленные исследования показывают, что если обучить детей и подростков осознанной медитации, это способно улучшить их психическое здоровье и самочувствие, саморегуляцию и социальную компетентность. Такое обучение и внедрение в повседневную практику может оказать влияние на психологическое, социальное и когнитивное благополучие детей и подростков на протяжении всей их дальнейшей жизни. 

Многим родителям знакомо чувство неловкости, раздражения и даже отчаяния, когда их 3-х летнее чадо бьется в истерике. Как это ни парадоксально, но за хаосом истерики стоит закономерность и структура. Любая детская истерика начинается с гнева и грусти (крики, топанье ногами, бросание вещей, толкание). Гнев достигает пика, а затем утихает, и в конце остается грусть с поиском комфорта (плач, скулеж, падение на пол). Во всех этих случаях есть четкая закономерность: симптомы, кризисная умеренная фаза, радикальная фаза и рецидив. Точно так же, как высокая температура тела или любая другая физиологическая реакция не может длиться вечно, приступ истерики рано или поздно ослабнет и прекратится. Вопрос заключается в продолжительности во времени и возможности родителей помочь ребенку как можно быстрее преодолеть пик гнева. После того, как пик пройдет, внимательный взрослый может помочь ребенку успокоиться, потому что у малыша останется чувство грусти, которое требует утешения. Если вмешательство произойдет до того, как гнев достигнет пика, ребенок еще больше фрустрируется, так как в таком состоянии его мозг не способен обрабатывать информацию. Таким образом, приступ истерики может продлиться дольше. Так, вмешательство до пика только усиливает эмоциональное состояние. Поэтому, чтобы истерика закончилась быстрее, нужно НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Внимательный родитель, наблюдая за ребенком, ждет сигналов грусти, которые указывают на то, что ребенок готов к утешению. Если ребенок находится на пике гнева, он не захочет утешений, и его нужно оставить в покое, просто подождать. Для ребенка важно чувствовать эмоциональную защиту, понимать, что он не один в этом мире и ему есть на кого опереться. Когда ребенок злится, расстраивается или грустит, нужно уважать его чувства и выражать сочувствие, так как это нормальные человеческие эмоции - такие же, как радость или удивление, страх или тревога. Покажите ребенку готовность видеть и слышать его. Джон Кабат-Зинн, основатель майндфулнесс-подхода, говорил, что, занимаясь своими делами и полагаясь на то, что ребенка займет и развлечет что-то другое, мы сами приучаем ребенка быть пассивным потребителем в любящем и отзывчивом мире. Воспитывая ребенка, не нужно рассматривать его как проекцию самого себя. Каждый ребенок уникален, и нет единого подхода в воспитании. Быть осознанным родителем – значит распознать и поддержать индивидуальность, а это возможно лишь в том случае, если родитель может войти в резонанс с ребенком.  

Быть родителем – это невероятно стрессовый опыт, поэтому осознанная медитация (майндфулнесс) чрезвычайно полезна и для родителей. Часто дети буквально сводят с ума, у родителей опускаются руки, они не знают, что делать, и дают волю своим негативным эмоциям. Крики пугают ребенка и наносят вред его неокрепшей нервной системе, а орущий взрослый, находясь во власти эмоций, в этот момент лишен возможности разумно мыслить. В этот момент им овладевают гнев, страх или разочарование. Способы исправить ситуацию существуют. Во-первых, нужно признавать свои ошибки и иметь мужество признаться в этом ребенку. Достаточно просто сказать: «Извини, я сорвался», обнять ребенка. Если он маленький просто возьмите его на руки, а со старшими детьми обсудите, как вы оба себя вели и почему так произошло. Если ребенок видит, что значимые для него взрослые признают свои ошибки, тогда и ему будет легче прийти к родителю и поделится своими собственными. Второй способ – это практиковать майндфулнесс. Выделенные 10-15 минут в день или даже упражнения, сделанные мимоходом, значительно улучшат качество жизни, помогут бороться со стрессом и тревогой.

Современная трактовка медицинского понятия майндфулнесс связана с именем исследователя профессора биологии Каббат-Зина, который в 80-х годах работал в медицинском центре Массачусетского университета и разработал программу снижения стресса на основе майндфулнесс-подхода. Сейчас эта программа известна во всем мире как MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction). Он привнес практики буддизма в теорию и практику психотерапии, предлагая осознанное фокусированное внимание на телесном  и ментальном опыте, а также способность осознавать свои намерения, поступки и мысли. Для многих майндфулнесс является способом, средством и инструментом борьбы со стрессом, способностью ежедневно наводить порядок в своих мыслях и чувствах. Майндфулнесс – это практика, способ сознательной концентрации внимания на настоящем моменте, на «здесь и сейчас». Это медитация, очищенная от религиозного или эзотерического контекста. Джон Каббат-Зин определяет майндфулнесс как перенос внимания на настоящий момент без оценки себя или окружающей действительности. В то время, когда человек осознает продолжительность момента настоящего времени, он полностью погружается в него и при этом фокусируется на своих мыслях, чувствах и действии, не переходя на автоматические реакции, а просто осознавая, что они есть.  Фокусируясь таким образом на своих ощущениях, человек обучается управлять своим стрессом и агрессией, формируя у себя психологическую гибкость и жизнестойкость. Овладев этой практикой, человек наполняет свою жизнь смыслом, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей и улучшению концентрации внимания. Как в тренажерном зале прокачивают мышцы тела, так всего за 10 минут в день можно «прокачать» мозг, чтобы научиться осознанию своих мыслей, чувств, эмоций, телесных проявлений и пребыванию в моменте «здесь и сейчас», который никогда больше не повторится. Человек живет в настоящем моменте. Прошлое – это его опыт, будущее ему неизвестно, но лучший способ позаботиться о будущем – это позаботиться о себе сейчас, в настоящем моменте, принимая во внимание прошлый опыт. Это помогает останавливать руминации - так называемую «умственную жвачку», назойливые повторяющиеся негативные мысли.  Майндфулнесс не избавит от ежедневных стрессов, которые всегда есть в нашем быстром и шумном мире, но изменит отношение к ним - не игнорировать, не отрицать их, а воспринимать со спокойствием, вниманием к себе и окружающим, т.е. реагировать наилучшим образом.

Основной принцип практик осознанности – отпустить ожидания, и это безусловно, относится к обучению майндфулнесс-подходу детей. Если Вы ожидаете, что истерики прекратятся, и Ваш активный ребенок станет тихоней и в доме наступит спокойствие, то Вы будете разочарованы. Это не является конечной целью. Цель обучения детей осознанности состоит в том, чтобы:

  • дать им навыки, позволяющие развить осознание своих внутренних переживаний;
  • обучить распознавать мысли как просто мысли, не придавая им интерпретации;
  • понимать, как эмоции появляются в теле;
  • научить детей распознавать, когда их внимание отвлекается;
  • предоставить инструменты для импульс-контроля.

Майндфулнесс-подход - не панацея, и полностью не избавит ребенка от такого естественного поведения как крики, нытье или скандалы, зато научит распознавать, рефлексировать и укрощать нежелательное поведение. Если ребенок не хочет заниматься, не заставляйте его, а воспользуйтесь случаем, чтобы попрактиковать свою осознанность принятия данной ситуации. Также не стоит делать такие практики в виде наказания после какой-то проделки или скандала. Занятия должны быть в удовольствие, но для того, чтобы результат закрепился на многие годы, нужна регулярность.

Знакомы ли вам фразы, обращенные к детям: «Перестань орать!», «Обижаться нельзя», «Мальчики не плачут», «Девочки так не поступают» и т.д. Этот список может быть достаточно большим. Фокус в том, что именно в этот момент дети ПРОЖИВАЮТ свои эмоции, а задача взрослых научить детей распознавать эти эмоции и управлять ими. Дети рождаются и живут в «майндфулнесс», в моменте «здесь и сейчас». Они, в отличие от взрослых, не зациклены на прошлом, и их мысли не поглощены всецело будущим. Если ребенок радуется и смеется – это происходит в настоящем моменте, если грустит или плачет – его волнует что-то именно сейчас. Обратите внимание на то, о чем Вы думаете, гуляя с ребенком. О неприготовленном обеде или несделанных хозяйственных делах, или о том, что на работе завал? В следующий раз, когда подобные мысли посетят Вас на прогулке, обратите внимание на то, как гуляет ребенок, как он обращает внимание на окружающую среду – травку или цветочки, снег или лужи, собак или голубей. Ребенок находится в настоящем моменте, и это то, о чем забыли взрослые, то, чему надо заново учиться. Я не призываю Вас забросить свои взрослые заботы, а только обратить внимание на то, как часто Вы можете переключиться и полностью отвлечься от них. Если для Вас это сложно, то техники майндфулнесс смогут помочь. Овладев ими, Вы сможете научить ребенка чувствовать свое тело и понимать эмоции, а привычки, сформировавшиеся в детском возрасте, будут определять их поведение и в зрелости. Детям не свойственно медитировать, но они постоянно исследуют окружающий мир всеми доступными способами. Именно это качество мы и используем для наших практик, играя и одновременно наслаждаясь моментом «здесь и сейчас».

(Из книги "Майндфулнесс для детей" Н. Рубель, В. Князев, Н. Дубашидзе)



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Майндфулнесс и навязчивые мысли
  • Майндфулнесс - практики осознанности. Часть 4
  • Майндфулнесс - практики осознанности. Часть 3
  • Майндфулнесс - практики осознанности. Часть 2
  • Майндфулнесс - практики осознанности. Часть 1
  • Майндфулнесс - практики осознанности. Часть 5
  • Что такое майндфулнесс (mindfulness)?
  • Какой-такой майндфулнесс? Или следи за своим умом, и будет тебе счастье!
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Майндфулнесс. Медитация, улыбка, красота внешности
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога
  • Что делать, если мысли о старости не дают покоя уже сейчас
  • Майндфулнесс - возможная альтернатива в терапии рекуррентной депрессии
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Жить в моменте. Здесь и сейчас
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Синхрония в моменте "здесь и сейчас" — то, с чем я сегодня в резонансе
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь