Очень часто в разговорах на психологические темы всплывает понятие проекций. Проблема в том, что специалисты еще со времен дядюшки Фрейда настолько привыкли им оперировать, что считают существование этих самых проекций само собой разумеющейся истиной, в то время как в глазах многих людей, далеких от психологии, они зачастую представляются чем-то эзотерическим - как это, спроецировать отторгаемую часть своей личности на другого? Вот так просто взять и углядеть, скажем, агрессию в другом только потому, что я не хочу признавать ее в себе? Магия, одним словом.
Здесь я попробую описать механизм проекций, каким он представляется мне, с рационально-физиологической точки зрения.
Для начала скажу, что человек - существо социальное, а значит многое в нашей жизни зависит от взаимодействия с другими. Они важны, а, значит, нам нужно уметь понимать их желания, их эмоциональное состояние, предугадывать по возможности их характер и т.д. Это заложено в нас на уровне нейрофизиологии: например, новорожденные, видя весь окружающий мир как набор разных пятен, предпочитают, тем не менее, пятна, похожие на человеческие лица. Потом эта склонность обращать внимания именно на лица позволит им а) различать между собой людей и б) уметь распознавать эмоциональное состояние другого человека по выражению лица.
Наша необходимость понимать других лежит в основе той же эмпатии, благодаря которой я могу представить себе состояние другого человека, просто зная, что с ним случилось то-то и то-то. Как я могу это сделать? Откуда я беру информацию о его внутреннем состоянии? Источника три: во-первых, внешние проявления (кто-то кричит и скорчил жуткую гримасу - думаю, ему больно), во-вторых, объективные знания об этом человеке (умер американский дядюшка моего друга, оставив огромное наследство - наверное, мой друг сейчас очень рад) и, в-третьих, мои представления о том, что бы я испытывал в подобной ситуации (если мне скажут, что некоему Абраму из Тель-Авива жена изменила с его лучшим другом, я, не имея ни малейшего представления ни о жизни в Израиле в целом, ни об Абраме в частности, буду ему искренне сочувствовать).
Именно благодаря третьему пункту мое состояние в данный момент влияет на то, как я воспринимаю состояние других людей. Если у меня сейчас серьезный дефицит секса, то история о сексоголике заставит меня завидовать ему, представляя, как он наслаждается своей интимной жизнью, хотя сам он может прямо говорить про пустоту и обреченность. И если уровень моей неудовлетворенности достаточно велик, то я и правда могу полагать, что другой привирает, говоря, что в этих случайных связях для него нет никакого удовлетворения.
Вернемся на секунду к себе любимым. Известно, что далеко не вся информация, что поступает в мой мозг, осознается мной. До сознания добирается только часть, но часть эта хорошо обработана и отфильтрована, за что отвечают фронтальные зоны головного мозга. Они сортируют и осмысляют то, что я вижу, слышу, чувствую, думаю. Спасибо им, например, я знаю, что Джона Маклейна не существует, несмотря на то, что своими глазами видел, как он спасает заложников из Накатоми Плаза, а вот падение башен близнецов - это реальность, хотя я видел это по тому же самому телевизору, что и товарища Маклейна. Я обычно не осознаю то, как я пришел в этому выводу, ведь получаемая из внешнего мира информация обрабатывается без моего активного и осмысленного участия. Характерно, что повреждение некоторых участков фронтальной коры приводит к конфабуляциям, т.е. ложным воспоминаниям, когда люди не могут отличить воспоминания из разных периодов своей жизни, фантазии и т.д., получая на выходе кашу из фактов, домыслов и просто белиберды, потому что теряют способность контролировать процесс "вспоминания".
Осознаваемая же нами информация хорошо и четко организованна. Это в полной мере относится и к знаниям о самих себе. Мы структурируем и упорядочиваем информацию о нас так, чтобы мы имели стабильное представление о себе, о своих предпочтениях, страхах, мечтах. Мы бы сошли с ума, если бы приходилось каждый день заново знакомиться с собой, поэтому у каждого из нас есть четкий образ себя, и все мы стремимся его поддерживать. Так, например, мы всегда очень чувствительно воспринимаем чужое мнение о себе, если оно отличается от того, к которому мы привыкли. Психологи, например, регулярно сталкиваются с тем, что их клиенты цепляются даже за очень негативные представление о себе, и тогда их невозможно переубедить, что они, например, не непривлекательны, руки растут откуда надо и т.д. Очень странное чувство, когда рушится твой привычный, хоть и неприятный, образ.
И вот тут важна иерархия процессов. Фильтрация поступающей информации происходит на заключительном этапе ее обработки, т.е., например, когда я вижу хорошенькую соседку, я успеваю ее заметить, оценить ее привлекательность, мой организм реагирует соответствующим образом. Но я всего этого могу не осознавать, потому что в моем представлении я - верный муж и отец семейства, и согласно моим убеждениям мне не могут нравится посторонние женщины. А возбуждение...я не могу убрать его, но могу встроить в привычную концепцию мира: "Вы только посмотрите, какая погода хорошая, как тут не испытать прилив сил?"
Теперь опять перейдем к другим. Я, даже если об этом не думаю, делаю умозаключения по поводу того, что они из себя представляют, о чем думают и т.д. Это происходит автоматически. И как я писал выше, для понимания других, я использую, в том числе, и информацию о себе. С той лишь разницей, что фильтра, который бы отсеивал информацию, которая мне не подходит, тут толком нет. Ну или, по крайней мере, он не такой строгий. Вернемся к примеру с соседкой: я не готов признать свое сексуальное возбуждение, но! я считываю информацию о других, опираясь (неосознанно) на то, что со мной происходит. Поэтому не фокус, что люди вокруг становятся неожиданно очень озабоченными, ведь у меня нет проблем, чтобы признать возбуждение других людей (даже если его нет), это только мое для меня табу.
Эта чуткость именно к своему образу становится особенно заметна в пациентах с повреждениями тех самых фронтальных зон: при нормальном уровне интеллекта, многие страдают от амнезии, но в отличие от обычных пациентов с амнезией, у которых проблемы с гиппокампом, они искажают факты своей биографии более избирательно, так, чтобы убрать из воспоминаний неприглядные факты о себе. Один из экспериментов с людьми, страдающими конфабуляциями, показал, что они, прочитав коротенькую историю, в которой главный герой поступает не очень правильно с моральной точки зрения, при дальнейшем ее пересказе заметно переделывали сюжет таким образом, чтобы протагонист представал в гораздо лучшем свете, но только тогда, когда история была о них самих ("представь, что ты собираешься..."), а не в третьем лице. Т.е. рассказ о себе заставлял их приукрашивать, в то время как рассказ о других мог больше соответствовать действительности.
Это отражает склонность людей в принципе поддерживать более приемлемый образ себя, просто если речь о пациентах с повреждениями фронтальных зон, они сильнее отрываются от реальности и переделывают свой образ совершенно неконтролируемо.
Если подытожить все написанное в двух словах: мое состояние сказывается на том, как я воспринимаю других. Но я очень придирчиво просеиваю информацию о себе, а к людям вокруг я менее строг, поэтому нежелательные качества сказываются на моем видении других, но в себе я их могу и не замечать. Вот вам и проекция.
Психологи используют разные методы, дабы обойти этот фильтр, который не пускает в осознание неприглядную для нас информацию. Самый простой - попросить клиента описать, что сейчас чувствует, например, какая-нибудь кукла, или игрушка, или что там еще есть под рукой. Тогда клиент может сказать, что судя по выражению лица этой куклы, она замыслила недоброе и только ждет момента, чтобы воткнуть нож в спину, в то время как кто-нибудь другой прочтет в том же самом взгляде куклы одиночество и невыносимую тоску.
Раз речь идет о кукле, а не обо мне, то я не так тщательно отбираю информацию, идущую изнутри, и готов замечать и злость, и страх, и отчаяние, и злорадство. А сам-то я ничего этого не чувствую, нет, просто лицо у куклы такое.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.