О навязчивых привычках: выключил ли я утюг и газ, закрыл ли дверь?

Автор статьи: Левчинская Юлия

Привычки, особенно хорошие это прекрасное приобретение. Например, привычка чистить зубы по утрам, привычка мыть руки, приходя домой с улицы или перед едой, привычка делать зарядку или заниматься спортом и т.д. Все это прекрасно, потому что уход за зубами предотвращает кариес, чистые руки предотвращают лишнее попадание ненужных микробов и бактерий в организм и занятия спортом добавляют здоровья. 

Но когда эти привычки становятся навязчивыми, когда, например, руки моются по сто раз за день из-за высокой тревоги заразиться какой-то болезнью, то такая привычка уже доставляет больше дискомфорта для своего хозяина, нежели пользы. 

Бесконечное мытье рук, бесконечная тревога "выключил ли я утюг или газ", "закрыл ли я дверь перед выходом", не наступать на трещины в асфальте - это самые известные примеры навязчивых привычек, другими словами, навязчивых действий.

Что за этим стоит? За этим стоит контроль. Люди с навязчивыми привычками должны что-то контролировать. Это может быть что угодно, главное для них ощущение контроля. На самом деле этот контроль чаще всего мнимый. Например, как можно проконтролировать бактерии и микробов? Все равно есть вероятность того, что сколько руки не мой, а какой-то вирус подцепишь. 

Дело в том, что у таких людей чаще всего в детстве были жесткие условия. К ним предъявлялось очень много требований, было слишком много запретов. Такие дети не могли жить собственной жизнью, потому что им все время кто-то говорил как нужно, все время решали за них, контролировали их. А хотелось хоть какой-то свободы, хоть какого-то самостоятельного контроля над собственной жизнью. И тревога, страх, неприятное состояние, связанное с тем, что нет возможности жить свободно, иметь собственные желания и потребности, заставляет такого ребенка находить какое-то действие, которое он может контролировать и хоть как-то возвращать в свою жизнь это ощущение свободы самостоятельного выбора, свободы жить собственной жизнью.

Т.е. другими словами, эти запреты и контроль можно назвать "запретом на жизнь". Родители постоянно решая за ребенка что и как ему делать, тем самым лишали ребенка его собственной жизни, той жизни, которой хотел бы жить сам ребенок. Конечно же родители хотели уберечь свое чадо от жизненных угроз, но, по сути, такой сильный контроль и запреты – это посыл ребенку "не живи" (не живи собственной жизнью). Конечно же это страшно, ведь "не живи" можно перефразировать как "умри". Умирать не хочется, и ребенок ищет хоть какие-то вещи в собственной жизни, которые он мог бы контролировать. Для него это как "глоток жизни". 

Конечно же ребенок не может проанализировать, что его вынуждает производить навязчивые действия. Он ощущает дискомфорт, который по сути является страхом смерти и интуитивно находит способ справиться с этим дискомфортом с помощью навязчивых действий. Так он хоть немного чувствует жизнь. 

Еще вот это тревожное и дискомфортное состояние очень сложно переживается, если оно непонятно от чего. А, как я уже написала, ребенку не понятно, что с ним происходит, а вот если связать это состояние с объектом, то состояние облегчается. Человек не просто тревожится и боится, а он боится бактерий, появился объект страха - бактерии и болезни (моет руки и вроде как ему легчает, временно, конечно) или он боится пожара, объект страха - пожар (надо сто раз глянуть выключен ли газ) и т.д.

Все эти навязчивые действия, как правило со временем набирают обороты. Они дают временное облегчение, но, т.к. эти действия не затрагивают причину (страх смерти), то, соответственно, проблема и не решается. 

Кстати, чем больше у такого человека неразрешимых сложностей в жизни (неразрешимые значит, что они не могут их контролировать), тем сильнее становятся выражены их навязчивые действия. Здесь видна параллель - раньше родители лишали ребенка контроля над собственной жизнью, а теперь во взрослом возрасте – обстоятельства/проблемы/сложности.

И также можно увидеть "порочный круг" - у таких детей нет опыта самостоятельного принятия решений и во взрослой жизни он тоже отсутствует, поэтому-то для таких людей проблематично справляться с собственными проблемами и они снова не могут контролировать свою жизнь, не могут решать проблемы, снова тоже самое ощущение тревоги и дискомфорта и, конечно же, у них есть способ с этим справиться. Как в детстве - найти "контролируемую" область и зависнуть на ней, получая облегчение. 

Выше я описывала пример возникновения навязчивых действий в гиперопекающей семье. Тоже самое может произойти и в семье, где ребенок брошен на "произвол судьбы".  Тут тоже будет страх смерти и повышенный контроль, но из-за того, что такому ребенку, чтобы реально не умереть приходилось контролировать все вокруг, т.к. его родители этого не делали (если это родители алкоголики, то ребенку нужно было иметь повышенный контроль, чтобы, например, отследить в каком состоянии-настроении  родитель/ли, чтобы не попасть под пьяные разборки, контролировать самостоятельно где найти еду, одежду и т.д.). И малейшая потеря контроля у таких людей тоже вызывает большую тревогу и дискомфорт, это угроза жизни. Выход - увеличивать контроль в другом месте - утюги, газ, руки... Это тоже помогает, но временно.

Автор: Юлия Левчинская

Больше информации про навязчивые привычки/действия смотрите в нашем видео на канале "Говорим о психологии" (я прикрепила его ниже). 

На канале также есть много других видео на актуальные и жизненные темы. Ссылка на канал во вкладке "обо мне" или нас легко найти в ютубе по названию канала.

 



Просмотров: 320
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Почему деньги "обжигают" руки? И что с этим делать?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Авторская притча о собственной жизни "Маленькие чудеса любви".
  • Последствия неуверенности в себе: нажимаю "DELETE" собственной жизни
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • "Прояснение собственной жизни". Техника.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Какими руками..." (упражнение с МАК "РУКИ")
  • Способ жить: "тонизирующее голодание" или "неутолимая сытость" [взгляд калистеники]
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Все мы родом из детства, 1 " Не живи полной жизнью и тогда близким будет легче".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь